Психолого – педагогическое сопровождение дошкольников со статусом «ребенок – инвалид» (из опыта работы МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»)
статья по коррекционной педагогике на тему

Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

В России сложилась специфическая ситуация, характеризующаяся увеличением рождаемости детей, имеющих отклонение в психофизическом развитии. Помимо количественного увеличения нарушений в развитии детей, наблюдаются качественные изменения, которые все чаще носят множественный характер, затрагивая как психическую, так и психическую сферу, поэтому на сегодняшний день одним из главных вопросов в нашей стране является обеспечение доступа к образованию детей с множественными нарушения развития.

В связи с этим, на ближайшее десятилетие работа с детьми-инвалидами объявлена ЮНЕСКО приоритетной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disseminatsiya_opyta.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Диссеминация опыта на окружном уровне.

Региональное совещание педагогов «Лидеры образования Ямала: эффективные управленческие решения, методические идеи, направления порыва» 25.08.2016г.

Психолого – педагогическое сопровождение дошкольников

со статусом «ребенок – инвалид»  

(из опыта работы МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»)

Педагог-психолог: Ваганова С.Ф.

г. Салехард

2016г.

В России сложилась специфическая ситуация, характеризующаяся увеличением рождаемости детей, имеющих отклонение в психофизическом развитии. Помимо количественного увеличения нарушений в развитии детей, наблюдаются качественные изменения, которые все чаще носят множественный характер, затрагивая как психическую, так и психическую сферу, поэтому на сегодняшний день одним из главных вопросов в нашей стране является обеспечение доступа к образованию детей с множественными нарушения развития.

В связи с этим, на ближайшее десятилетие работа с детьми-инвалидами объявлена ЮНЕСКО приоритетной.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.  Следовательно, своевременное оказание необходимой медико-психолого-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие и, соответственно, обеспечить его социальную адаптацию.    

В с. Яр-Сале отсутствуют специализированные дошкольные образовательные учреждения для детей c особыми потребностями. Таким образом, дети дошкольного возраста со статусом «ребенок – инвалид» посещают общеобразовательные группы.

На конец 2015-2016 учебного года количество воспитанников образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко» со статусом "ребенок – инвалид» составило 6 человек, с такими заболеваниями как: детский церебральный паралич, сахарный диабет 1 типа, ребенок с «сенсорной алалией».

В нашем образовательном учреждении психолого – педагогическое сопровождение детей со статусом «ребенок - инвалид» рассматривается как система деятельности всех специалистов, направленная на создание условий успешного развития каждого ребенка.

Сопровождение детей осуществляют:

Медицинский работник, осуществляющий мониторинг здоровья воспитанников.

Педагог-психолог - проводит психодиагностику, коррекционную работу с воспитанниками; просвещение и консультирование педагогов и родителей.

Учитель-логопед, который проводит диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

Музыкальный руководитель, обеспечивающий реализацию используемой программы музыкального воспитания.

Инструктор по физическому воспитанию разрабатывает и реализует программу по физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, вырабатывает рекомендации для воспитателей.

Воспитатель - обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы, учитывая индивидуальные особенности ребенка из данной категории.

Процесс сопровождения дошкольников и их семей мы начинаем с конфиденциального сбора информации о различных сторонах жизни и динамики развития ребенка. При поступлении в детский сад родители предоставляют индивидуальную программу реабилитации. С целью получения и анализа такого рода информации используются методы педагогического и психологического мониторинга, индивидуальные беседы с родителями данных детей. Таким образом, проведение мониторинга является информационным обеспечением процесса сопровождения.

Кроме того, по заявлению родителей специалистами психологической службы образовательного учреждения два раза в год (сентябрь и апрель) проводится обследование уровня развития познавательных процессов и эмоциональной сферы дошкольников.

Полученные результаты мониторинга отражаем в Карте развития ребенка. Мониторинг выявляет не только запаздывание в развитии и проблемы детей, но и положительные моменты, тем самым эта форма позволяет отражать сильные и слабые стороны в развитии ребенка, также индивидуальные проявления, особенности. В целом, знание тех и других особенностей необходимы для оптимальных форм сопровождения, показывают перспективу дальнейшего развития ребенка, то, над чем нужно работать.

Результаты проводимого мониторинга служат основой для правильной реализации коррекционно-развивающей работы.В конце сентября, по результатам стартового диагностического обследования  проводятся психолого-педагогические консилиумы, где происходит объединение информации отдельных составляющих статуса ребенка от всех специалистов, что позволяет увидеть ребенка, как целостную личность.

На основе целостного видения ребенка с учетом его актуального развития, разрабатываются стратегии сопровождения, конкретные задачи по отношению к каждому ребенку, происходит организация целостного сопровождения, задействован профессиональный и личностный потенциал всех педагогов и специалистов. Разрабатываются «Индивидуальные маршруты сопровождения», такая форма ведения позволяет отследить динамику в развитии за период, оценить результативность работы и выработать дальнейшую линию сопровождения.

Во втором квартале учебного года ребенок проходит ПМПка для определения дальнейшего маршрута обучения.

В течение учебного года (с октября по май) специалистами (педагог- психолог, логопед, инструктор по физической культуре) проводится  индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми проводится с использованием психологических техник:

  • Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа.
  • Игротерапия – в процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
  • Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
  • Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка. Развивается тактильная чувствительность, все познавательные функции, моторика и речь.
  • Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
  • Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

В непосредственно – образовательной деятельности воспитатель применяет индивидуальный подход, разрабатывает индивидуальные задания, так как зачастую особые дети отличаются медленным темпом работы.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками, пуговицами, кнопками, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений (домик  с замочками, с креплениями), используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Также в детском саду «Солнышко» дети посещают сенсорную комнату, которая оснащена сухим бассейном, тактильной панелью, тактильными ячейками, сенсорными тропами, мягкими пуфами.

Учитывая наличие в детском саду детей с двигательными нарушениями, группы оснащены мягкими модулями, мягкой игровой мебелью, спортивный зал оснащен резиновыми валиками, ребристыми массажными кочками, массажными мячами.

Для развития познавательной активности детей используются разнообразные дидактические материалы, включающие в себя иллюстративный материал, развивающие задания различной степени сложности, разрезные картинки, разработана система дидактических игр по основным лексическим темам.

Продолжается работа по расширению социального общения детей через привлечение к участию в различных мероприятиях: дети принимают участие в театральных постановках, в различных праздниках, акциях детского сада «Солнышко», конкурсах институционального уровня, районного уровня «Я - автор» и занимают призовые места.

Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей со статусом «ребенок – инвалид» необходима не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

Для создания благоприятных условий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство, наши педагоги создают ситуации успеха в различных видах детской деятельности, используют технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

При выборе форм повышения квалификации, наши педагоги и специалисты отдают предпочтение так называемым «активным методам обучения», поэтому психологической службой детского сада «Солнышко» проводятся ежемесячные тренинги, семинары – практикумы, лектории и индивидуальные консультации по работе с особыми детьми, например, «Дети дождя (проблемы аутичных детей)».  Такие формы повышения квалификации строятся, в основном, на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении знаниями в процессе активной познавательной деятельности.

Полученные знания педагоги внедряют в свою педагогическую деятельность, с целью получения наилучшего результата.

Эффективность работы зависит и возможна лишь, при условии активной, заинтересованной позиции родителей и педагогов.

Основные задачи работы с родителями наш коллектив выделил:

  • создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных мероприятиях.

Для выполнения поставленных задач, педагоги и специалисты, работающие с дошкольниками со статусом «ребенок – инвалид», осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения успехи детей, рабочие программы составляются на основе пожеланий родителей, методические рекомендации, советы специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома. Консультирование осуществляют через родительские стенды, папки–передвижки, индивидуальные беседы, родительские собрания.

Ежедневное информирование родителей о ходе образовательного процесса через выставки детского творчества, информационные стенды, приглашения родителей на праздники, на дни открытых дверей, индивидуальные консультации, родительские собрания способствует налаживанию доброжелательного отношения с родителями, знакомству с семьями воспитанников, сферой их деятельности, увлечениями, интересами, знакомству родителей между собой.

Так, например, в ноябре 2015 года, родители совместно с детьми принимали участие в выставке творческих работ «Мой ребенок в лучах Солнца», который проходил в рамках проекта «Калейдоскоп настроений!».

В результате психолого - педагогического сопровождения детей со статусом ребенок-инвалид специалистами образовательного учреждения можно отметить следующие положительные изменения у детей данной категории и родителей, выявленные в процессе диагностики педагогами, специалистами:

  • улучшилась мелкая и крупная моторика у детей, повысилась познавательная активность, при объяснении задания взрослым, самостоятельно начали выполнять задания, повысилась самооценка, дети стали лучше понимать, обращенную к ним речь взрослого, стали справляться с упражнениями, требующими повторений физических движений, по показанному способу действия;
  • у родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в воспитании и обучении детей.

В связи с этим, можно отметить эффективность психолого – педагогического сопровождения и сделать вывод: сопровождение ребенка со статусом «ребенок – инвалид» специалистами образовательного учреждения позволяет детям благополучно социализироваться в группе детского сада, а также гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сфере.

Действительно, дети данной категории пускают в свой мир лишь своих. А нам педагогам, необходимо для каждого ребенка найти свой ключик!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическое сопровождение спортивно одаренного ребенка в дошкольном учреждении

Материал опубликован в сборнике статей ХХ Всероссийской научно-практической конференции "Современные проблемы физической культуры и спорта"В статье представлен опыт работы по психолого-педагогическому...

«Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ОВЗ в условиях современного ДОУ»

       На современном этапе среди вопросов, связанных с модернизацией дошкольного образования, пристальное внимание   уделяется детям с ограниченными возможностями...

Программа психолого-педагогическое сопровождение семьи агрессивного ребенка

Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее насущных проблем как для родителей и педагогов, так и для общества в целом. Маленький забияка и драчун становится угрозой благополучию детского ...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ДОУ

Психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка в ДОУ...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...