Формирование двигательных навыков у детей с паталогией ОДА
материал по коррекционной педагогике

Описание методики формирования жизнено необходимых движений у детей с тяжелой патологией ОДА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnaya_metodika.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИОВАНИЕ ЖИЗНЕНО НЕОБХОДИМЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАЫКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ОДА

Моторные, или двигательные навыки (рефлексы), подобно кирпичикам здания, составляют все движения нашего тела. Любое из них базируется на одном, а чаще на нескольких таких навыках. В первые годы  жизни ребенку приходится овладеть большим количеством основных, первичных двигательных навыков, чем за всю остальную жизнь; многие специалисты считают, что к десяти годам человек уже овладевает всеми двигательными навыками.  Каждый ребенок проходит через естественные этапы освоения двигательных навыков. Он должен пройти последовательно все эти этапы- до того, как начнет ходить самостоятельно. Моторное развитие здорового ребёнка происходит по вполне определённой схеме.  Сначала  ребёнок учится управлять  своей головой, затем мышцами плеч, позже бедер и т. д. Обычный ребенок проделывает этот огромный скачок за первый год своей жизни. При этом он по ходу дела, самостоятельно  овладевает множеством умений и навыков.

Всем  двигательным навыкам, которые дают возможность   сидеть, ползать, ходить и т. д. ребёнка с тяжёлыми патологиями ОДА необходимо учить или исправлять уже имеющиеся патологические двигательные стереотипы.

Моторное развитие данной категории детей не просто замедлено, но и качественно нарушено на каждом возрастном этапе.

Различные отечественные и зарубежные исследователи (К.А. Семёнова,  К. Бобат, Б. Бобат, В. Войта, Е.М. Мастюкова) создали авторские методики для коррекции двигательных нарушений. Та или иная подходит для лечения в большей или меньшей степени, её выбор зависит от каждого конкретного случая. Наш опыт показал, что наиболее эффективным является сочетание элементов разных методов соответственно поставленным задачам.

За основу методики предлагаемой нами  для формирования двигательных умений и навыков была взята фундаментальная программа  ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии  «Маленькие ступеньки».

Суть её заключается в следующем, занятия должны осуществляются по принципу индивидуального подхода к каждому ребёнку. В программе выделены самые важные умения из тех, что приобретаются ребёнком, и представлены они в том порядке, в каком они, как правило, формируются. Этот вариант оценки показывает нам точно, что ребенок умет делать, и чему его необходимо учить. Что в свою очередь позволяет определить следующую маленькую ступеньку – следующие умение, над которым нужно работать с ребёнком, в соответствии с естественным ходом развития.

Достоинством этой программы является составленный Перечень умений, определяющих развитие ребёнка (или ПУОРР), в него входят проверочные таблицы,  охватывающие  соответствующие области развития ребенка (навыки мелкой  и общей моторике). Что позволяет следить за успехами ребёнка, указывает какие изменения нужно вносить в программу, контролировать правильность выбора приоритетов в индивидуальной программе. Методики обучения адаптированы таким образом, чтобы ребёнка можно было научить любому двигательному навыку,  в котором он нуждается.

Однако  данная программа не учитывает специфические особенности формирования двигательных умений и навыков у  детей с патологией ДЦП:

  • тонической рефлекторной активности в покое и движении:
  • наличие контрактур и деформаций;
  • патологически сформированных поз и движений;
  • применение лекарственных препаратов (например, противоэпилептические препараты), которые резко тормозят, формирование двигательных умений;
  • противопоказания к некоторым упражнениям и двигательным действиям у детей с патологией ОДА.

Оказывая помощь детям по  формированию жизненно  необходимых двигательных умений  навыков, следует придерживаться трех основополагающих принципов:

  1. Проведение комплекса мероприятия по снижению влияния патологических рефлексов. Мы должны добиться максимальной пассивной подвижности в суставах и конечностях. Желательно, что бы это состояние было максимально стойким.
  2. Контролировать последовательность формирования установочных рефлексов. Ребёнок должен сначала научиться держать голову, потом переворачиваться, сидеть, стоять.
  3. Формирование установочного двигательного стереотипа. Как высшее их проявление – самостоятельная ходьба.

Исходя из всего вышесказанного,  нами была разработана комплексная методика  формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП в которой,  мы:

  • по порядку формирования движений, соответствующих развитию здорового ребёнка в младенческом возрасте составили диагностические тесты,  которые используем с целью выявления динамики развития движений;
  • выделили элементы формируемой двигательной функции  для того, чтобы  в процессе занятий акцентировать эти элементы, что в дальнейшем позволит, постепенно убирая все нежелательные  элементы выполнять движение правильно. Например, развивая функцию кисти, особое внимание следует уделить тренировке схватывания и отпускания предмета, движений пронации-супинации, отведения-приведения предплечья и кисти, стимуляции изолированных движений пальцев;
  • составили индивидуальные программы на каждого ребёнка, где  задачи, которые решает ребёнок в течение определённого отрезка времени, составляют его «программу»,  одновременно стимулируя  несколько движений, не дожидаясь совершенствования предыдущих;
  • систематизировали комплексы  упражнений способствующих формированию конкретного двигательного умения с учётом особенностей детей с ДЦП, разделив их на 7 этапов – по порядку формирования движений  у здорового ребёнка.  В каждый этап входят упражнения стимулирующие формирование  определённого двигательного навыка.

В процессе обучения  все действия старались проговаривать в доступной для понимания ребёнком форме;  учитывалась эмоциональная заинтересованность  детей  (музыкальное сопровождение, игровое обыгрывание упражнений).

На занятиях использовалисьупражнения со вспомогательными средствами:

  • элементы фитбол гимнастики, упражнения на физиоролах, ортопедических мячах;
  • упражнения на тренажёрах, мягких модулях;
  • игровые упражнения в сухом бассейне;
  • упражнения чередуются с расслабляющим массажем по методике Фелпса.

 Разработанная методика применяется на занятиях ЛФК, продолжительностью 20 -35 минут.

Специфика экспериментальной методике заключалась в том, что формирование двигательных умений и навыков осуществлялось путем применения стимулирующих к выполнению двигательного действия приемов и упражнений.  

Комплекс упражнений подбирается индивидуально на каждого ребёнка и зависит от задач,  над которыми он работает. Данные задачи ставятся не только перед ребёнком и инструктором ЛФК, но и перед родителями и специалистами ДОУ

Трудности - средний возраст детей к которым применялась данная методика составил 6 лет (±1.2) – поздний срок для реабилитации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имитационно-подражательные движения в формировании двигательных навыков у детей 2-3 лет

Роль движений в развитии организма огромна. Они способствуют формированию многих функций человека. Сложившаяся в процессе эволюции взаимосвязь моторных и вегетативных функций обеспечивает по механизму...

Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...

консультация "Формирование двигательных навыков у детей дошкольного возраста"

Формирование двигательных навыков необходимо для гармоничного развития ребёнка, его физического развития, координации движений, развития интереса к различным, доступным ребёнку видам двигательной деят...

Этапы формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Обучение ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков....

Методические рекомендации при подборе и планировании народных подвижных игр для формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации при подборе и планировании народныхподвижных игр для формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Подвижные игры разного характера имеют огромное з...

Особенности формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством народных подвижных игр.

Особенности формирования двигательных навыков у детей старшегодошкольного возраста посредством народных подвижных игр. Народные подвижные игры служат методом формирования ужеосвоенных детьми двиг...