РППС в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Сухарникова Анастасия Васильевна

Здесь воспитатели старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР найдут материал по содержанию и наполняемости центров в групповом помещении в соответствии с требованиями программы Н.В.Нищевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_v_starshey_gruppe.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая  предметно-пространственная  среда

 в групповом помещении (СТАРШАЯ ГРУППА)

согласно  комплексной

образовательной программы

дошкольного образования

для детей с ТНР  с 3 до 7 лет      

Нищевой Н.В.

Требования к организации развивающей предметно-пространственной  среде группового помещения в группе компенсирующей направленности

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет  ребенку проявлять свои способности не только на занятиях,

но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением

взрослого.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально

организованных занятий и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режиме и в утренний, и в вечерний отрезки времени.

Обстановка, созданная в групповом помещении должна уравновешивать эмоциональиый фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенная   -  одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. В оформлении группового помещения специалисты советуют использовать мягкие пастельные цвета, отдавать предпочтение нежно-голубой и нежно-зеленой гамме — именно ли цвета спектра способствуют успешному речевому развитию.

Необходимо продумать вопрос с дополнительным освещением каждого рабочего уголка, каждого центра.

В помещениях должно быть уютно, светло и радостно, следует максимально приблизить обстановку к домашней,чтобы снять стрессообразующий фактор.

В логопедической группе, которую посещают дети моторно неловкие, плохо координированные, следует уделить особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей.

 Групповое помещение не должно быть загромождено мебелью, должно быть достаточно места для передвижений детей, мебель необходимо закрепить, острыеуглы и кромки мебели закруглить.

Можно считать названия центров условными, главное — их оснащенность и наполненность необходимым оборудованием и материалами.

По таким разделам работы, как «Нравственное воспитание» и «Трудовое воспитание», развивающие центры не оборудуются, специальные игры не разрабатываются.

Работа осуществляется в процессе всей жизнедеятельности детей.

Центр «Будем говорить правильно»

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Стульчики или скамеечка для занятий у зеркала.

3 Полка или этажерка для пособий.

 4. Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный материал).

5. Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в предложениях и рассказах.

6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

7. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

8. «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов; мнемотаблицы для заучивания стихов и пересказа текстов.

9. Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.

10. Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза

 «Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери схему» и др.).

11. Игры для совершенствования грамматического строя речи «Разноцветные листья», «Веселый повар», «На полянке», «За грибами» и др.).

12. Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам.

13. Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей Москвы и родного города.

14. Карта родного города и района, макет центра города.

15. Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей о городе).

16. Глобус, детские атласы.

17. Игры по направлению «Человек в истории и культуре»

(«От кареты до ракеты», «Вчера и сегодня», «Охота на мамонта» и др.).

18. Игры по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» («Можно и нельзя», «Как себя вести?», «За столом»).

Центр науки и природы

1. Стол для проведения экспериментов.

2. Стеллаж для пособий и оборудования.

3. Резиновый коврик.

4. Халаты, передники, нарукавники.

5. Бумажные полотенца.

6. Природный материал ( песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т.п. ).

7. Сыпучие продукты (желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль).

8. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.

9. Микроскоп, лупы, цветные стекла.

10. Пищевые красители.

11. Аптечные весы, безмен, песочные часы.

12. Технические материалы (гайки, болты, гвозди).

13. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл). .

14. Схемы, модели, таблицы с «алгоритмом» выполнения опытов.

15. Коврограф.

16. Игра «Времена года».

17. Календарь природы.

18. Комнатные растения (по программе) с указателями.

19. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.

20. Аквариум с рыбками, контейнер с сухим кормом для рыбок.

Центр «Наша библиотека»

1. Стеллаж или открытая витрина для книг.

2. Столик, два стульчика, мягкий диван.

3. Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики.

4. Книги по интересам о достижениях в различных областях.

5. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.

6. Книжки-раскраски по изучаемым лексическим темам, книжки - самоделки.

7. Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.

8. Диафильмы.

9. Диапроектор.

10. Экран.

Центр математического развития

1. Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки).

2. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и коврографа.

3. Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Кораблик "Плюх-Плюх"», «Шнур-затейник» И др.).

4. Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и т. д.)

 5. Рабочие тетради для азвития математических предлений у дошкольников с ОНР (с 5 до 6 лет).

6.  Набор объемных геометрических фигур.

7. «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели).

8. Счеты, счетные палочки.

Центр «Учимся конструировать»

1. Мозаика крупная и мелкая и схемы выкладывания узоров из нее.

2. Конструкторы типа «Lego» или «Dиplo» с деталями разного размера и схемы выполнения построек.

3. Игра «Танграм».

4. Разрезные картинки (4-12 частей, все виды разрезов), пазлы.

5. Различные сборные игрушки и схемы их сборки.

6. Игрушки-трансформеры, игрушки-застежки, игрушки-шнуровки.

7. Кубики с картинками по изучаемым лексическим темам.

8. Блоки Дьенеша.

9. Палочки Кюизенера.

Центр «Учимся строить»

1. Строительные конструкторы с блоками среднего и мелкого размера.

2. Тематические строительные наборы «Город», «Мосты», «Кремль».

3. Игра «Логический домик».

4. Нетрадиционный строительный материал (деревянные плашки и чурочки, контейнеры разных цветов и размеров с крышками и т. п.).

5. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки: людей и животных, дорожные знаки, светофоры и т. п.).

6. Макет железной дороги.

7. Транспорт (мелкий, средний, крупный).  Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, специальный транспорт).

9. Простейшие схемы построек  и «алгоритмы» их выполнения

Центр художественного творчества

1. Восковые и акварельные мелки.

2. Цветной мел.

3. Гуашевые и акварельные краски.

4. Фломастеры, цветные карандаши.

5. Пластилин, глина, соленое тесто.

6. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, лоскутные ткани, нитки, ленты, самоклеящаяся пленка, старые открытки, природный материал.

7. Рулон простых белых обоев для коллективных работ (рисунков, коллажей, аппликаций).

8. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты по изучаемым темам.

9. Клейстер.

10. Доски для рисования мелом, фломастерами.

11. Коврограф.

12. Книжки-раскраски «Городецкая игрушка», «Филимоновская игрушка», «Гжель».

Физкультурный центр

1. Мячи средние разных цветов.

2. Мячи малые разных цветов.

3. Мячики массажные разных цветов и размеров.

4. Обручи.

5. Канат, веревки, шнуры.

6. Флажки разных цветов.

7. Гимнастические палки.

8. Кольцеброс.

9. Кегли.

10. «Дорожки движения».

11. Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков мячиков на «липучках»

12. Детская баскетбольная корзина.

13. Длинная скакалка.

14. Короткие скакалки.

15. Летающая тарелка (для использования на прогулке).

16. Нетрадиционное спортивное оборудование

17. Массажные и ребристые коврики.

18. Тренажер из двухколесного велосипеда типа «Малыш».

19. Поролоновый мат.

20. Гимнастическая лестница.

Музыкальный центр

1. Музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино, лесенка).

 2. Детские музыкальные инструменты ( металлофон, барабан, погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба, трещотка, треугольник, валдайские колокольчики).

 3. «Поющие» игрушки.

4. Звучащие предметы-заместители.

5. Ложки, палочки, молоточки, кубики.

6. Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей, «голосов природы».

7. Музыкально-дидактические игры «Спой песенку по картинке», «Отгадай, на чем играю», «Ритмические полоски»).

8. Портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка,

Д. Кабалевский и др.).

Центр «Играем в театр»

1. Большая ширма.

2. Настольная ширма.

3. Стойка-вешалка для костюмов.

4. Настенное зеркало.

5. Костюмы, маски, атрибуты для  обыгрывания трех сказок «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Гуси - лебеди».

6. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный) для обыгрывания этих же сказок.

7. Аудиокассеты с записью музыкального сопровождения для театрализованных игр.

8. Грим, парики.

Центр «Растём патриотами»

1. Нищева Н. В. А как поступишь ты? Дошкольникам об этикете. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
2. Буре Р. С.
Мы помогаем друг другу. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
3. Буре Р. С.
Как поступают друзья? — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
4. Нищева Н. В.
Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
5. Дерягина Л. Б.
Наша родина — Россия. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
6. Нищева Н. В.
Москва — столица России. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
8.
Мой родной город Богородск.
9. Дерягина Н. Б.
Этот День победы. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. 10.

Центр сюжетно-ролевой игры

1. Большое настенное зеркало.

2. Куклы разных размеров.

3. Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы, кукольная мебель, коляски для кукол.

4. Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.

5. Атрибуты для нескольких сюжетно-ролевых игр «Дочки - матери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Парикмахерская», «Моряки»).

6. Альбомы с сериями демонстрационных картин «Наш детский сад», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны».

Организация предметно-развивающей среды в раздевалке

1. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками-наклейками).

2. Скамейки.

3. «Алгоритм» процесса одевания.

4. Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка).

5. Стенд «Наша жизнь в детском саду» (постоянно обновляющаяся фотовыставка).

6. Стенд «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе).

7. «Уголок для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий) — СПб., ДЕТСТВО —ПРЕСС, 2010

8. Мини библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения детям дома.

9. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, рекомендации специалистов, объявления).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Сценарий родительского собрания в старшей группе .Время проведения: I период обучения, сентябрь-октябрь.План проведения: 1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? 2. Особенности логопедич...

План работы по теме недели «Лето. Цветы на лугу». (с 18 по 22 мая). в старшей группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелым нарушениями речи (ОНР)группы №5в форме дистанционного обучения.

План работы по теме недели «Лето. Цветы на лугу».  (с 18 по 22  мая).в старшей группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелым нарушениями речи (ОНР)группы №5в формеди...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в  организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...

Мониторинг речевого развития детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

 В данном материале представлен образец речевого профиля Кати П., заполненный в таблице Exel. Раскрыты разделы обследованиея и оценка результатов....