Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике на тему

Середюк Ирина Игоревна

Мастер-класс для педагогов ДОУ с целью ознакомления педагогов с опытом использования речевых и музыкальных и пальчиковых игр, упражнений, способствующих развитию чувства ритма  у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Задачи: 
• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства. 
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста. 


Используемый материал: детские музыкальные шумовые инструменты, видеопроектор, аудиоматериал.

 
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста. 


Структура мастер-класса:

  1. Теоретическая часть. Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
  2. Практическая часть.  Практическое занятие для педагогов с показом эффективных приемов развития чувства ритма. 
  3. Рефлексия – итог мастер-класса.

  1. Теоретическая часть 

Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ритму музыки. Это движения головы, рук, ног. Чаще всего они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Иначе говоря, всякое полноценное восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом, оно всегда – процесс слухо-двигательный.

Чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. На муз.занятиях педагоги применяют все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры, и, конечно же, элементарное музицирование.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах, чаще всего это шумовые, развиваются музыкальные способности, прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармо-нический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы. Помимо музыкальных способностей у детей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость.

Что же такое ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, должны быть включены в программу уже с младшей группы, а некоторые формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.


Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной!

Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

2. Практическая часть 


1.Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - щелк, щелк, щелк! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте, дети — здравствуйте! 

2.«С добрым утром!" О.Бурнашевской,В. Любодаровой

С добрым утром, глазки, поглаживают веки

Вы проснулись? смотрят в бинокль

С добрым утром, ушки, гладят уши

Вы проснулись? Слушают

С добрым утром, ручки, гладят руки

Вы проснулись? хлопают

С добрым утром, ножки, гладят ноги

Вы проснулись? топают

С добрым утром, солнце, поочерёдно поднимают руки вверх

Все проснулись! руками наверху машут

Варианты:

1.Педагог поёт песню, дети повторяют по фразам с движениями.

2.Песня исполняется различными по тембру голосами: низкими,

пугающими ,высокими, тихими, звонкими, с различной динамикой.

- Мы отправляемся в лес, подарим зверюшкам наше хорошее настроение!

3.Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - 
ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - 
ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! 
- удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - 
удары палочкой крест накрест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - 
удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхалИ! - 
движения палочек в ритме перед собой, без звука.
И опять всё начинали! - 
ритмичные удары по полу

- Вышли мы с вами на лесную полянку, а там зверюшки разные, и кто к нам вышел первым? Посмотрите, да это же зайчишки!

4.Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

Скачет зайка косой, -указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить. 

Под высокой сосной - ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены. 

Под другою сосной -ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены

Скачет зайчик другой - указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить

- А на полянке появилась лягушка и попросила зверюшек сыграть вместе с ней на музыкальных инструментах. Обрадовались звери, вышли все на полянку, прихватили с собой музыкальные инструменты:

зайчишка взял ложки,

мишка вылез из берлоги с бубном.

а лисичка взяла колокольчик.

А мы с вами знаем, что в ритмическом рисунке крупный рисунок – долгий звук, маленький – короткий.

5.Исполняется оркестр зверей 1 – аудио

- Услышали музыку другие лесные звери и тоже захотели поиграть.

Волк на хлопушке,

Белочка на треугольнике,

А ежик – на маракасах.

6.Исполняется оркестр зверей 2 - аудио

- Посмотрите  на небо и задумайтесь: что бывает выше неба?

7.Речевое музицирование “Что бывает выше неба?”

(Стихи С.Когана) Упражнение для развития чувства ритма и слуха

Сопровождать речь прохлопыванием ритма по ударению в словах.

Что бывает выше неба?

Я не знаю, я там не был.

Ну и я там тоже не был.

Но зато отлично знаю

Выше звезд и выше неба наши спутники летают. Вот!

- Шли мы с вами по лесу, шли, и вдруг, увидели избушку. Кто в ней живет? А живет здесь большая семья.

8. Упражнение «Семейные шаги» на различение длительности нот

(картотека)

-  А неподалеку стоит теремок. Хотите узнать, кто в теремочке живет?

9. «Теремок» (импровизационные ритмы)

Тук-тук молоток – мишка строит теремок.

Позовёт в него гостей, чтобы было веселей!

Мышка-норушка, в гости бежит,

Тихо шумелками мышка шуршит.

Зайка весёлый потом прискакал,

Лапками звонко в барабан застучал.

Вот и лиса к теремочку идёт,

Лисичка – сестричка трещотку несёт.

Серый волчок в бубенцы загремел,

А петушок заиграл на свирели.

Мишка мохнатый рад новосёлам:

Живёт в теремочке оркестр весёлый!

10.Исполняется оркестр зверей 3 - аудио

- Оказывается, в лесу, в избушке еще и животные разные живут! Они имеют имена и их имя можно отстукивать ритмически. Попробуем?

(картотека Каплуновой)

11. « Этот удивительный ритм» Каплунова

- Заскучали? А лесные жители предлагают нам музыкальную разминку.

10. «Ножки и ладошки» - использовать экран

- А вот и бабушка приготовила для нас угощение – оладушки. Ведь Масленица на пороге! Будем Масленицу праздновать, да блинами угощаться!

11. Оркестр шумовых инструментов « Бабушка, испеки оладушки»

Матрёшки и Петрушка.

Вот пришли весёлые матрёшки. Тук! Тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук! Тук!

Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень

Он принёс ребятам погремушки, Трень – трень.

Погремушки зазвенели – Трень – трень – трень! Трень – трень – трень!

Звонко песенку запели – Трень – ди, трень –ди, трень - ди - трень!

Тук-тук, туки-тук, Трень-трень-трень –ди-трень!

Будет весело играть. Наш оркестр целый день!

Кухонный оркестр.

Наш повар Василий на кухню пришёл.

Он главный , он сильный, он – как дирежёр!

Огромным половником только взмахнёт-

Оркестр посудный тот час запоёт:

Кастрюли огромные – бом –бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая тинь – тинь!

Сковородка большая – динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается - просто чудесный!

Осенняя сказка.

Тихо бродит по дорожке Тихо бьют ладошками по барабану.

Осень в золотой одёжке.

Где листочком зашуршит, Маракасы.

Где дождинкой зазвенит. Колокольчик.

Раздаётся громкий стук: Ложки.

Это дятел – стук да стук!

Дятел делает дупло - Ксилофоны.

Белке будет там тепло.

Ветерок вдруг налетел, «Шуршалки»

По деревьям пошумел,

Громче зазывает, Тремоло бубнов.

Тучки собирает.

Дождик – динь, дождик – дон! Колокольчики, металлофон.

Капель бойкий перезвон.

Всё звенит , стучит, поёт – Все инструменты.

Осень яркая идёт!

Снежный оркестр.

Летят, летят снежиночки: Играют на треугольнике, металлофоне.

Динь-динь,дон-дон, дан-дан.

Снежиночки – пушиночки: Играют на ксилофоне.

Динь-динь,дон-дон, дан-дан.

Их ветерок покружит, Звучат «шуршунчики».

С метелью их подружит.

Поют, поют снежиночки: Играют на колокольчиках и металлофоне.

Динь-динь,дон-дон, дан-дан.

Им подпевают льдиночки:

Динь-динь,дон-дон, дан-дан. Играют на треугольнике, колокольчиках.

Тут Дедушка Мороз  Шлепками по коленям.
Динь-динь, дон-дон, дан-дан.

Их вдаль с собой унёс.

- Но вот и пришла пора прощаться.

Мы и пели, и плясали, инструментами играли,

Но пришла пора проститься, в детский сад нам возвратиться.

3.Рефлексия 
-Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Прошу вас выбрать эмоцию, которую вы испытали во время нашего путешествия и положить ее в наш волшебный ларец.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным.  ...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирова...

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей с ОНР, а также коррекции речевой и двигательной сфер.Чувство рит...

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

В развитии ритма подход к каждому индивидуален. Ребенок выполняет упражнения синхронно с педагогом или с другими детьми, у которых уже получается это задание. Это тоже один из приемов развития р...

«Формирование речевого слуха, фонематического восприятия, развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Статья для педагоговРазвитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение во...

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...