Косоглазие.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Семьянова Татьяна Евгеньевна

Что такое - косоглазие?

Виды косоглазия.

Тактика лечения косоглазия.

Коррекционно-методические мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_aprel_2018.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

«Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение: это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира»

                                                                                          М.Горький

Около 70% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения. Но полноценное восприятие возможно только при условии равноценной совместной работы глаз. Одной из патологий, приводящей к нарушению гармоничности зрения является косоглазие.

2 слайд

У каждого глаза есть шесть мышц, которые совместно обеспечивают движение глаз. Мозг контролирует все 12 мышц, чтобы оба глаза смотрели в правильном направлении. Для того, чтобы мозг смог соединять два изображения в одно, критически важно, чтобы все мышцы работали согласованно. В норме оба глаза фокусируются на одну точку, и передают мозгу картинку.  Мозг объединяет два изображения, что дает объемность образу, представляемому сознанию. Вот практическое объяснение. Вытяните руку перед собой и посмотрите на нее, попеременно закрывая то один, то другой глаз. Обратите внимание, как рука меняет свое положение. Хотя изображения несколько отличаются друг от друга, при зрении двумя глазами мозг интерпретирует их как одно.

3 слайд

Если возникает косоглазие, мозг ребенка начинает получать две картинки, которые он не может сопоставить в одну. Для детского косоглазия нехарактерны жалобы на двоение из-за хороших адаптивных способностей мозга. Когда у ребенка возникает двоение, его мозг быстро реагирует подавлением одного изображения, чтобы работать с другим.

4 слайд

Такое заболевание называется амблиопией или «ленивый глаз». Чем младше ребенок, когда у него выявлено косоглазие, и начато лечение, тем больше шансов на нормальное зрение.

5,6,7 слайд

У детей дошкольного возраста  к косоглазию приводят  нарушения рефракции, при этом глаз не может точно сфокусировать изображение на сетчатку, зрение становится нерезким.  

Нарушения рефракции:

5 близорукость

При  близорукости  часто наблюдается  расходящееся косоглазие.

6 дальнозоркость

Глаз ребенка до 4 - 5 лет  дальнозоркий,  но если величина этого нарушения больше возрастной нормы, то может возникнуть  сходящееся косоглазие. Дальнозоркость  и  близорукость  может сопровождаться  

7 астигматизмом,  при этом нарушении строения роговицы и хрусталика глаз по вертикальному и горизонтальному направлению имеет разные степени отклонения в рефракции.  Зрение при этом ухудшается еще сильнее, изображение становится искаженным: растянутым или сжатым.

8 слайд

В любом возрасте к возникновению косоглазия может привести  травма глаза  и черепно-мозговая травма, воспалительное заболевание различных отделов глаза, центральной нервной системы, которые приводят к снижению зрения, поражению глазодвигательных мозговых центров и нарушению правильной анатомии наружных мышц глаза.

9 слайд

Виды косоглазия

 Скрытое косоглазие. Его можно обнаружить по так называемому установочному движению: если ладонью (заслонкой) выключить глаз из акта зрения, то он отклоняется в сторону мышцы с более высоким тонусом, а при включении в акт зрения вновь возвращается в первоначальное положение.

Мнимое косоглазие.  При мнимом косоглазии создается впечатление, что косят оба глаза одновременно, либо к носу (как при сходящееся косоглазии), либо к вискам (как при расходящемся косоглазии).  Такое состояние обусловлено особенностями строения лицевого черепа и, в частности, расположением основания глазниц. Со временем такое косоглазие изчезает.

Паралитическое косоглазие. Основным ведущим признаком паралитического косоглазия, обусловленного нарушением функции одной или нескольких глазодвигательных мышц, является ограничение или отсутствие движений в сторону действия пораженной мышцы. Своеобразным симптомом паралитического косоглазия может быть необычное вынужденное положение головы. Оно может в известной мере заменять повороты глазных яблок. Больной поворачивает голову в направлении действия пораженной мышцы и, таким образом, нередко избавляется от мучительного двоения.

Содружественное расходящееся косоглазие.  Примерно в 60-65% случаев сопровождается близорукой рефракцией. Полагают, что  близорукость (миопия)  может быть одним из факторов, способствующих возникновению расходящегося косоглазия. У близоруких людей слабая аккомодация (процесс приспособления глаза к ясному видению предметов на различных расстояниях). Не хватает импульсов к конвергенции (сведению зрительных осей таким образом, чтобы они перекрестились на фокусируемой точке). Чем ближе объект, тем больше угол конвергенции. Аккомодация уменьшается и глазное яблоко «отворачивается» в сторону виска.

Содружественное сходящееся косоглазие. Встречается в 10 раз чаще, чем  расходящееся косоглазие. Оно в 70-80% случаев сочетается с  гиперметропией (дальнозоркостью). Поэтому принято считать, что некорригированная дальнозоркость является одним из факторов, способствующих возникновению сходящегося косоглазия, при этом дальнозоркий глаз постоянно аккомодирует, конвергенция расстраивается и один из них начинает косить в сторону носа.

10,11,12,13 слайд       

Тактика лечения косоглазия и его осложнений

 Лечение косоглазия начинают с момента установления диагноза и устранения основного заболевания, следствием которого оно явилось. После устранения первопричины больным с косоглазием проводят комплексное многоэтапное лечение.

10   Оптическая коррекция 

 На первом этапе выясняется причина возникновения косоглазия, и создаются условия для нормальной зрительной работы. При выявлении нарушения рефракции назначается ее коррекция правильно подобранными очками или контактными линзами. Пользоваться очками ребёнок должен постоянно, только в этом случае они окажут нужное действие,  даже во время различных заболеваний. Важно, соблюдать регламент времени при занятиях рисованием, рассматривании мелких предметов.

11  Плеоптическое лечение

 Это понятие включает в себя целый комплекс мероприятий, цель которых - повысить и уровнять остроту зрения обоих глаз до возрастной нормы. Если функциональное снижение зрения  (амблиопия)  имеется или больше выражено на одном глазу, то назначается  окклюзия  (выключение из зрительной работы с помощью заклеивания) лучше видящего глаза. При постоянном косоглазии режим окклюзии  попеременный, хуже видящий глаз заклеивается на один день, а лучше видящий на два и более, в зависимости от разницы остроты зрения. Лечение амблиопии – трудный и длительный процесс, для ускорения которого используются различные виды стимуляции сетчатки.

12  Ортоптическое лечение

 Начинается после создания относительного равенства зрения обоих глаз. Поэтому важно научиться правильному  бинокулярному  зрению. Во-первых, до излечения косоглазия строго обязательна попеременная окклюзия. Это позволяет избежать возникновения в головном мозге патологических механизмов борьбы с двоением. На этом этапе лечения формируют способность включать  бинокулярное зрение  при переводе взгляда в стороны, с одного объекта на другой.

13  Хирургическое лечение

 Сущность хирургического лечения косоглазия заключается в ослаблении или усилении одной из мышц, двигающих глазное яблоко.

Оперативное лечение содружественного косоглазия проводят только при недостаточной эффективности плеопто-ортопто-диплоптического лечения. Хирургическое лечение у детей лучше проводить, когда у ребенка  сформирована способность включать  бинокулярное зрение.

 14 слайд       

Коррекционно-педагогические  мероприятия

1. Охрана зрения детей и проведение профилактических мероприятий.

2. Соблюдение режима дня. Основное требование к режиму – это точность во времени и правильное чередование одних видов деятельности с другими. Особое внимание следует обращать на продолжительность учебных занятий, прогулок и т.д.

3. В воспитательно-образовательном процессе учитывать индивидуальные рекомендации на каждого ребенка, разработанные учителем-дефектологом в соответствии с медицинскими показаниями. Зрительная нагрузка и общая нагрузка должны соответствовать возрасту ребёнка.

4. Правильная организация рабочего места ребёнка и достаточное освещение. Для занятий расставлять столы по типу парт в школе. Чтобы свет падал на него с левой стороны, окно не затемнять цветами, занавесками. Освещение должно быть или естественным или смешанным. Высота стола и стула должна соответствовать росту ребёнка. Ребёнок должен сидеть прямо: правильной считается посадка, при которой книга лежит на расстоянии 30-35 см от глаз, локти находятся на столе.

5. При сходящемся косоглазии надо научить ребёнка смотреть вдаль и слегка вверх, следить за тем, чтобы он не приближал глаза к книге, тетради, игрушке, использовать на занятиях подставки.

 При расходящемся косоглазии надо рекомендовать упражнения, которые способствуют сведению глаз к носу: держать при чтении книгу на коленях, поручать им различную работу, связанную с приближением предметов к глазам: рисование, вышивание и т.д.

6. Надо запрещать детям подражать положению глаз косящего человека.

7. Предметно-развивающая среда группы соответствовать требованиям, предъявляемым для работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Дополнительную информацию по коррекционно-педагогической работе вы можете прочесть в теоретическом блоке журнала взаимодействия специалистов на группе.

Глаз человека, его зрение – чудный дар природы и его надо беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"

Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...

Состояние зрения детей с косоглазием и амблиопией.

Полезная информация для родителей детей, имеющих нарушение зрения....

«Дидактические игры как средство развития восприятия пространства у дошкольников с амблиопией и косоглазием»

Проблема развития и формирования пространственного восприятия является весьма актуальной в силу особой значимости данной способности при формировании ориентировке в пространстве и во всём ходе п...

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (АМБЛИОПИЯ И КОСОГЛАЗИЕ) В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Методические указания к использованию «Программы воспитания в детском саду» в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) созданы впервые и предназначены для заведую...

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ».

Представленная мною статья раскрывает возможности  взамодействия лечебно-востановительной и  коррекционной-педагогической работы в специализированном дошкольном учреждении для детей амблиопи...

Познавательная деятельность по расширению кругозора детей 5-6 лет с амблиопией и косоглазием "Из прошлого утюга"

Представлен конспект познавательной деятельности по расширению кругозора детей 5-6 лет с амблиопией и косоглазием на тему  "Из прошлого утюга" . Дети знакомятся с историей создания утюга: валек- ...