Тезисы к работе. Логопедическое сопровождение детей с нарушением зрения в условиях коррекционного ДОУ.
статья по коррекционной педагогике на тему

Нифедьева Наталья Анатольевна

На всём протяжении работы с детьми с деффектами зрение особое внимание

логопед уделяет здоровьесберегающим технологиям,

цель которых - обеспечить детям с ОВЗ возможность

сохранения здоровья во время коррекционноразвивающей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕЗИСЫ К РАБОТЕ ПО ТЕМЕ:

«ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ДОУ»

Нифедьева  Наталья Анатольевна,  учитель-логопед

nifedeva@rambler.ru

МБДОУ № 37 Г. ЮЖНО-САХАЛИНСК

 

Известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает посредством зрения. Благодаря зрению он свободно ориентируется в пространстве. Патология зрительных функций, как правило, сопровождается вторичными отклонениями в развитии личности ребенка.

 Статистика лечебных учреждений  показывает, что ежегодно растет количество детей с отклонениями в развитии зрительного анализатора и увеличивается количество детей входящих в группу риска по зрению, поэтому вопросы коррекционного обучения детей с проблемами зрения являются актуальными на сегодняшний день.

В настоящее время теоретически и экспериментально доказано, что расстройство речи детей с нарушением зрения является сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействия речевой и зрительной недостаточности.

Речевые дефекты у детей со зрительной патологией многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь, как целостную систему (нарушения прослеживаются в лексико-грамматическом оформлении, в звукопроизношении, в формировании фонематического восприятия, в просодической стороне речи).  Таким образом становится понятной необходимость специализированной логопедической помощи детям с нарушенным зрением.

Основная цель коррекционной логопедической работы в специализированном ДОУ – формирование полноценной, грамматически правильной, эмоционально насыщенной речи  у детей с нарушением зрения.

На решение этой цели направлена вся организационно – методическая и коррекционно-логопедическая работа ДОУ.

Перед логопедом  коррекционного ДОУ для детей с нарушением зрения стоит ряд специфических задач.

  1. Обучение детей использованию сохранных анализаторов для обследования предметов окружающего мира

   Для решения этой задачи нами используется целая система занятий направленных на развитие

а) слухового внимания

б) тактильных ощущений

в) вкусовых и обонятельных ощущений

Создавая такую полисенсорную основу  логопед решает задачи речевого развития – пополнение, уточнение, расширение лексического запаса; формирование грамматических представлений; развитие фонематического восприятия.

  1. Развитие пространственных представлений.

На основе пространственных представлений дети с нарушенным зрением учатся практически ориентироваться в окружающем мире.  Эти представления являются фундаментом для формирования пространственного мышления, осознания себя в этом мире, что особенно актуально для детей с тотальной слепотой.

Для  решения этой задачи логопедами ДОУ были определены следующие направления:

а) ориентировка в схеме собственного тела

б) ориентировка в окружающем пространстве

в) восприятие пространственных отношений между предметами

г) ориентировка на плоскости

3. Развитие артикуляционной моторики

Специфика логопедической работы с детьми со зрительной патологией в том, что в большей степени используется механическая помощь, логопедический массаж, самомассаж, биоэнергопластика.

4.Развитие мелкой моторики.

Вся коррекционная  логопедическая работа насыщена упражнениями по развитию мелкой моторики (пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, графические упражнения, суджок – терапия..)

На всем протяжении работы с детьми с дефектами зрения особое внимание логопед уделяет здоровьесберегающим технологиям, цель которых – обеспечить детям с ОВЗ возможность сохранения здоровья во время  коррекционно – развивающей работы.

Логопедами ДОУ используются:

- биоэнергопластика

- кинезиологические упражнения

- зрительная гимнастика в сочетании с упражнениями по   методике Базарного

- физкультминутки

-эмоционально – мимические упражнения

- логоритмические упражнения

В  коррекционной работе с детьми с патологией зрения  логопедами ДОУ жестко соблюдаются специфические  требования:

- к наглядности

- к освещению

- к зрительной нагрузке

- к двигательной активности детей

Хороший результат коррекционная  работа дает в том случае, когда достижения ребят в речевом развитии закрепляются в течение всего времени пребывания их в ДОУ.

Наши дети в течение всего дня находятся под комплексным воздействием со стороны логопеда, тифлопедагога, психолога, воспитателя в системе разнообразных занятий, игр, общения; в доброжелательной обстановке.

Взаимосвязь в работе всех специалистов ДОУ с опорой на рекомендации врача-офтальмолога, на результаты работы медицинской сестры-ортоптистки и есть основная особенность коррекционной работы с детьми с патологией зрения.

В результате совместной работы медиков, дефектологов, педагогов, воспитателей наши дети добиваются хороших результатов в развитии речи.

                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Психологическое сопровождение детей с нарушением зрения""

В презентации определены задачи, миссия и условия психологического сопровождения детей с нарушением зрения в детском саду...

Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с семьями детей с нарушениями зрения.

В данной работе описывается система использования интернет пространства при работе с родителями детей-инвалидов и детей с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таг...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения

Разработанная в нашем дошкольном учреждении система взаимодействия психологической службы ДОУ, педагогов, специалистов и родителей позволяет проследить темп и особенности развития и коррекции всех сто...

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи в системе коррекционно-логопедической работы

Материал интересен для педагогов-психологов, учителей-логопедов и для дефектологов. В данной статье освещаются цель, задачи и принципы создания единого коррекционного пространства для детей с ОВЗ, а т...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.

Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования....

«Оздоровительная направленность образовательного процесса в учреждении для детей с нарушением зрения как условие сохранения физического и психического здоровья»

В статье говорится о том, что приоритетной задачей  учреждения, в котором работает автор, на  сегодняшний день  является создание здоровьесберегающей среды, и внедрение в образовательны...

Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования

Презентация «Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования» подготовлена для проведения родительского собрания (консультаций) в начале у...