Психология детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Пшеничная Наталья Валерьевна

В возрастной психологии дошкольный возраст описывается как один из важнейших этапов развития личности. Именно в этот период в ребёнка закладывается восприятие себя и своих возможностей...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc76.49 КБ

Предварительный просмотр:

Психология детей дошкольного возраста


Возраст

Познавательная сфера

Особенности общения

Самосознание и самооценка

Произвольность поведения

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Непроизвольные формы познавательных процессов.

Предметно-действенные операции свой вклад в установление контактов.  В общение занимает речь.

В 3-4 года
взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального
отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных
ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества В
младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников
распределяются равномерно.

Примерно с 3 лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами, которые, сменяя
друг друга, подкрепляются или вступают в конфликт.

Произвольность поведения ребенка на четвертом году жизни только формируется. Поэтому его деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Становление произвольности  психических процессов.

Ситуативно-деловая форма общения с сверстниками.

Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра
и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются
наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и
составляет главное содержание потребности в общении.

Преобладают положительные.
Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет.

расширяется диапазон моральных
проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношении
сверстника и себя. В 4-5 лет он невелик (не бить никого, слушать воспитательницу, маму)

Дети учатся вла деть своими эмоциями.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Формирование сложных понятий, выполняют простые операции сложения и вычитания. Начинают понимать время, оперируют с количеством.

Ситуативно-деловая форма общения с сверстниками.

Содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и
уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.

Очень высокого уровня
достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет.

В 5-6 лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только
отношений в детском саду и семье (защищать детей, не кричать, не баловаться, быть
аккуратным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками)

С пяти-шести лет значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением, что очень важно для образования предпосылок к учебной деятельности. 

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Формирование сложных понятий, выполняют простые операции сложения и вычитания. Начинают понимать время, оперируют с количеством.

Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа
детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию.
Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и
заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в
стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный
характер.

В 6-7
лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более
широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру,
угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать
место старшим). В 6-7 лет большинство детей правильно понимают те нравственные
качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно
играть, справедливость и др

Произвольность поведения – это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога на формирование собственных ценностных ориентаций детей дошкольного возраста

Конспекткоррекционно-развивающего  занятия педагога-психолога на формирование собственных ценностных ориентации.педагог-психолог Л.В. Чепрасова Тема: «Бабочка»Цель: снижение конфликтно...

Методические разработки по психологии дошкольников. Диагностика и психокоррекция детей дошкольного возраста, основанная на ресурсах психофизического развития детей.

Диагностика и психокоррекция детей дошкольного возраста, основанная на ресурсах психофизического развития детей.В связи с постоянным ростом требований к интеллектуальной готовности детей к школе, данн...

"Работа педагога-психолога в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Предоставлен опыт работы по развитию творческого воображения и мышления детей дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие детское дошкольное учреждение. Ззначимость  работы состоит в том, что мате...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Статья для уастия во всероссийской научно-практической конференции "Векторы образования: от традиций к инновациям"...

Психология детей дошкольного возраста

Формирование системы знаний об особенностях физического, психического, личностного развития детей от 0 до 6 (7) лет....

Защита опыта на заседании городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных учреждений г.Южно-Сахалинска.Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью игры" .

ull;Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство...