Психология детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему

Матвеева Нина Владимировна

Формирование системы знаний об особенностях физического, психического, личностного развития детей от 0 до 6 (7) лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

 

            Психология детей дошкольного возраста

 Цель: Формирование системы знаний об особенностях физического, психического, личностного развития детей от 0 до 6 (7) лет.

Задание:   Проведите сравнительный анализ показателей развития детей в различных возрастных группах. Используйте данную таблицу как конспект для выполнения дальнейших практических заданий и практикумов.

Сравнительный анализ показателей развития детей в различных возрастных группах.

Параметры

Показатели развития детей в возрасте

2-3 года

3-4 года

4-5лет

5-6лет

6-7лет

Мышление

Наглядно - действенное

Наглядно-образное

Наглядно-образное

Наглядно-образное, начало формирования образно - схематического

Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы

Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные

Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли

Формирование планирующей функции речи

Развитие внутренней речи

Произвольность познавательных процессов

Внимание и п мять непроизвольные

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные;

 начинает развиваться произвольное

 запоминание в игре

Развитие

 целенаправленного запоминания

Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Физиологическая чувствительность

Высокая

 чувствительность к физическому дискомфорту

Высокая чувствительность к дискомфорту

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Индивидуально, у большинства низкая

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее

 устройство

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

Способ познания

Манипулирование предметами, их разбирание

Экспериментирова- ние, конструирование

Рассказы взрослого, экспериментирова-ние

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками

Условия успешности ребенка

Разнообразие развивающей

Развивающая сфера и партнерские

отношения со взрослыми

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая

 речь

Собственный широкий кругозор, умелость к каким-либо действиям

Форма общения

Ситуативно - личностное

Ситуативно-деловое

Внеситуативно - деловое

 Внеситуативно-деловое + внеситуативно - личностное

Внеситуативно - личностное

Отношения со сверстниками

Мало интересен

Мало интересен

Интересен как

 партнер по сюжетной игр

Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении

Собеседник, партнер по деятельности

Отношения со взрослыми

Источник защиты, ласки и помощи

Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Источник информации

Источник информации, собеседник

Источник эмоциональной поддержки

Наличие конфликтов

Со взрослыми («Я-сам»)

Со взрослыми как продолжение («Я -сам»)

Отсутствуют

Отсутствуют

К 7 годам - кризис, смена социальной роли

Эмоции

Сильной

модальности, рез- кие переходы

 Сильной модальности, резкие переключения-

Более ровные, старается контролировать

Преобладание ровного оптимистичного настроения

Развитие высших чувств

Игровая деятельность

Предметно - манипулятивная, игра «рядом»

Партнерская со взрослыми,

индивидуальная с игрушками; игровое действие

Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения

Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью