Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Курбатова Нина Михайловна

Подобран материал для обследования речи, а так же критерии оценивания выполненного задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Фонематического восприятия

Задание № 1 Хлопни, когда услышишь звук [C]: [Т, С, З, С, Ш, Ж, С]

Задание № 2 Хлопни, когда услышишь [ШО]: [ШО, ША, СО, ШО, ШИ, ЖО, ЗО, ШО]

Задание № 3 Покажи картинку: крыша- крыса, жар- шар, рожки-ложки, лук-люк, бочка-

                      почка, мышка-мишка, дрова-трава, год-кот, коза-коса, хор-хорь.

Задание № 4 Повтори за мной: та-да-та, ка-га-га, па-па-ба, кот-год-кот, том-дом-ком,

                       удочка-уточка.  

Задание № 5 Покажи картинки только со звуком [К]

Задание № 6 Назови первый звук в словах: облако, аист, удочка, мышь, коза

Задание № 7 Назови последний звук в словах: грибы, пила, жук, автобус, кот

Результаты:

               Низкий уровень, менее 1 балла — у ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Фонематический слух нарушен.

               Ниже среднего, 2 балла — у ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.

               Средний уровень, 3 балла — у ребенка фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок иногда затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.

               Выше среднего, 4 балла — у ребенка фонематическое восприятие сформировано неполностью. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок может допустить отдельные ошибки при определении наличия звука и количества звуков в словах, при составлении слова из звуков, при придумывании слов на заданный звук, при отборе картинок, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух не нарушен.

               Высокий уровень, 5 баллов — у ребенка фонематическое восприятие полностью сформировано. Фонематический слух развит.

  1. Слоговая структура слова

Задание № 1 Назови картинки: велосипед, телевизор, полицейский, мотоцикл

Задание № 2 Повтори слова: градусник, электричество, аквариум

Задание № 3 Произнесение слов различного слогового состава:

  1. Мама, уха. 2) Панама, пионы. 3) Мак, лев. 4) Каток, Алик. 5) Тыква, утка.

6) Компот, Павлик. 7) Котенок, пулемёт. 8) Конфета, калитка. 9) Памятник, маятник. 10) Винтовка, морковка. 11) Кнут, клей. 12) Кнопка, клетка. 13) Паутина, батарея.

Задание № 4 Повтори предложения: Экскурсовод проводит экскурсию. Часовщик чинит

                     часики. Электрические гирлянды.

Результаты:

Низкий уровень, 1 балл — ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова.

           Ниже среднего, 2 балла — имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. Например, ребенок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному, наблюдаются элизии слогов, опускание согласных в стечениях, парафазии, перестановки при сохранении контура слов, итерации, персеверации, добавление звуков (cлогов), контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого). При произнесении слов различного слогового состава имеются нарушения не всех групп.

           Средний уровень, 3 балла — имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. При произнесении слов различного слогового состава нарушений почти нет.

           Выше среднего, 4 балла — имеются нарушения слов сложного слогового состава.

           Высокий уровень, 5 баллов — нет нарушений у слоговой структуры слова.

  1. Лексика
  1. Предметный словарь

Задание № 1 Объясни значение слов: холодильник, пылесос

Задание № 2 Покажи и назови части туловища и лица

Задание № 3 Назови одним словом (исследование обобщающих понятий: одежда,

                       мебель, овощи, фрукты, животные, посуда)

Задание № 4 Назови кто это? (7 профессий)

2) Словарь признаков

Задание № 1 Ответь на вопросы: Лимон какой? Платье какое? Лиса какая?

Задание № 2 Скажи наоборот: Эта собака белая, а эта…Сахар сладкий, а лимон…Стул

                      жёсткий, а  кресло…Этот мячик маленький, а этот…Этот дом высокий, а

                      этот… Эта лента длинная, а  эта… Этот шарф широкий, а этот… Эта книга  

                     толстая, а эта…

Задание № 3 Ответь на вопросы: Шкаф сделан из дерева. Значит он какой? Чемодан из

                      кожи?  Солдатик из пластмассы? Стакан из стекла? Пила из железа? Книга

                      из бумаги? Варежки из шерсти? Сок из яблок?

Задание № 4 Ответь на вопросы: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова?

3) Глагольный словарь.

Задание № 1 Ответь на вопрос: Что делает?   Самолёт, мальчик, лошадь, девочка, дятел.

Задание № 2 Ответь на вопрос: Что делает?  Врач, учитель, продавец, водитель, повар,

                       маляр.

Задание № 3 Ответь на вопрос: Кто как голос подаёт? Собака, корова, кошка, петух, утка,  мышь, лошадь, лягушка.

 

Результаты:

Низкий уровень, 1 балл — словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых звукокомплексов, звукоподражаний.

            Ниже среднего, 2 балла — актуализация словаря вызывает затруднения. Не знает многих слов: названий животных, профессий, инструментов, частей предметов. Не усвоены слова обобщенного, отвлеченного значения; испытывает трудности, называя профессии людей; не может подбирать антонимы; неточно употребляет слова. Слова используются в излишне широком значении, в других случаях — в слишком узком.
 Распространены замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди существительных наблюдаются замены слов путем объединения их в одно родовое понятие. Наблюдается смешение слов на основе сходства.

            Средний уровень, 3 балла — затруднения при актуализации незначительного количества слов. Не усвоены слова обобщенного, отвлеченного значения. Вместо антонимов использует слова, семантически близкие. Среди существительных наблюдаются замены слов путем объединения их в одно родовое понятие. Наблюдается смешение слов на основе сходства.

            Выше среднего, 4 балла — словарь соответствует возрастной норме, но слова актуализирует недостаточно быстро. Знает названия животных, профессий, инструментов и частей предметов, называет профессии людей, может подбирать антонимы, усвоены слова обобщенного, отвлеченного значения.

            Высокий уровень, 5 баллов — словарь соответствует возрастной норме. Быстро актуализирует слова, знает названия животных, профессий, инструментов и частей предметов, называет профессии людей, может подбирать антонимы, усвоены слова обобщенного, отвлеченного значения.

  1. Грамматический строй

Задание № 1 Назови картинки: мост – мосты, лист – … , глаз – … , ухо – … , стул – … ,

                      окно – … , ведро – … , утёнок – ….

Задание № 2 Назови ласково: б) ключ – ключик, стол – … , дом – … , берёза – … , кукла

                      – … , пуговица – … , звезда – ….

Задание № 3 Назови детёнышей: у кошки …, у утки …, у медведя …, у коровы …, у

                      лошади ….

Задание № 4 Ответь на вопросы: Майка какая? Мяч какой? Яблоко какое? Роза какая?

                     Флаг какой? Кресло какое? Сумка какая? Автобус какой? Полотенце какое?

Задание № 5 Сосчитай сколько тетрадей, карандашей, яблок (1, 2, 5)

Задание № 6 Ответь на вопросы: Без чего? Девочка даёт корм кому? Мальчик нарисовал

                      кого?  Работает чем? Мечтает о чём?

Результаты:

Низкий уровень, 1 балл — не использует морфологические элементы для передачи грамматических отношений.

            Ниже среднего, 2 балла — отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.

            Средний уровень, 3 балла — грамматический строй имеет отклонения от возрастной нормы. Не всегда удается употреблять правильно предложенные предлоги, согласовывать существительное с числительным и прилагательным, образовывать названия детенышей.

            Выше среднего, 4 балла — грамматический строй соответствует возрастной норме, однако имеются незначительные затруднения при выполнении не более 2 заданий.

            Высокий уровень, 5 баллов — грамматический строй соответствует возрастной норме. Безошибочно образовывает существительные именительного падежа множественного числа, родительного падежа множественного числа, существительные в косвенных падежах. Употребляет правильно все предложенные предлоги. Может согласовывать существительное с числительными прилагательным, образовывать названия детенышей, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные, приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.

  1. Связная речь

Задание № 1 Составь рассказ по серии сюжетных картин (3 – 5 картинок).

Задание № 2 Послушай, что я тебе прочитаю и перескажи.

Параметры оценки.

Рассказ оценивается с учетом:

- соответствия изображаемой ситуации (отсутствие искажений, добавлений)

- целостности (наличие всех смысловых звеньев)

- правильная последовательность

- плавность изложения: передаёт содержание без остановок, длительных пауз, дополнительных слов (например, «Ну как там дальше?» и т.п.)

- понимание содержания, излагаемого

- полноты пересказа (отсутствие пропусков)

- характера языкового оформления (грамматическая правильность предложений)

 - способа выполнения задания (самостоятельно без помощи)

Рассказ «Умная галка» для обследования четырехлетнего ребенка. 

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

Рассказ «Муравей и голубка» для обследования пятилетнего ребенка. 

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Результаты:

            Низкий уровень, 1 балл — ребенок не владеет связной речью. Задание не выполнено.

            Ниже среднего, 2 балла — пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

            Средний уровень, 3 балла — используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.

            Выше среднего, 4 балла — пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

            Высокий уровень, 5 баллов — ребенок владеет связной речью. Пересказ составлен самостоятельно. Полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.

  1. Моторика
  1. Общая моторика

Задание № 1 Я покажу тебе движения, а ты их повтори: руки вперёд, вверх, в стороны, на

                      пояс.

Задание № 2 Стоять с закрытыми глазами, а затем на левой ноге, руки вперёд. Время

                       выполнения 5 секунд.

Задание № 3 Предлагается маршировать и остановиться внезапно по сигналу.

Результаты:

Низкий уровень, 1 балл — Ребенок затрудняется в выполнении движений. Не знает сторон тела, ведущей руки. Статическая и динамическая координация не сформирована. Наблюдаются парезы, параличи, расстройство координации, наличие непроизвольных движений.

            Ниже среднего, 2 балла — Ребенок затрудняется в выполнении движений. Не знает сторон тела, ведущей руки. При выполнении упражнений на статическую и динамическую координацию допускает погрешности. Движения отличаются недостаточной точностью, несоответствием двигательной реакции сигналу, нарушением последовательности выполнения движений и переключением с одного движения на другое.

            Средний уровень, 3 балла — У ребенка при выполнении заданий диагностируются затруднения в выполнении движений. При обследовании фиксируются ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения рук, ног, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. При выполнении упражнений на статическую и динамическую координацию допускает погрешности. Не знает сторон тела, ведущей руки.

            Выше среднего, 4 балла — Ребенок задания выполняет правильно, объем движений полный, но они неловкие, недифференцированные. Движения характеризуются недостаточной согласованностью деятельности. Хорошо марширует, достаточно точно выполняет приседания. Знает стороны тела, ведущую руку.

            Высокий уровень, 5 баллов — Ребенок все задания выполняет правильно. Отмечаются хорошее качество и последовательность выполнения движений, четкое переключение с одного движения на другое. Ребенок, стоя с закрытыми глазами, свободно удерживает предлагаемые позы. Отчетливо марширует, плавно и точно выполняет приседания. Знает стороны тела, ведущую руку.

  1. Мелкая моторика

Задание № 1 Попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала

                      правой, затем левой руки, потом обеих рук одновременно («Пальчики

                      здороваются»)

Задание № 2 Выполнить движение «кулак – ребро – ладонь» правой, затем левой рукой,

                      потом двумя руками одновременно.

Задание № 3 Сменять руки с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и

                      разжиманием кулака другой кисти.

Результаты:

Низкий уровень, 1 балл — Ребенку движения не удаются; отмечаются инертность и недифференцированность движений. Отсутствует последовательность движений, темп движений или замедленный или быстрый, ритм не воспроизводится. Имеются лишние движения во время приветствия.

            Ниже среднего, 2 балла — У ребенка движения не точные; отмечаются нарушения динамической организации движений. Отсутствует последовательность движений, темп движений замедленный или быстрый, ритм не воспроизводится. Имеются лишние движения во время приветствия.

            Средний уровень, 3 балла — У ребенка при выполнении заданий на статическую и динамическую координацию движений пальцев рук диагностируются затруднения, но явных нарушений не отмечается. При обследовании фиксируются ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения пальцев рук, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Темп может быть замедленный или быстрый, ритм воспроизводится с небольшими ошибками. Имеются лишние движения во время приветствия.

            Выше среднего, 4 балла — Статическая и динамическая координация движений пальцев рук сформирована, но объем движений пальцев рук недостаточно полный. У ребенка сформировано чувство ритма. Лишних движений во время приветствия нет.

            Высокий уровень, 5 баллов — Статическая и динамическая координация движений пальцев рук сформирована, движения пальцев рук активные, объем движений полный, нет замен движений. У ребенка полностью сформировано чувство ритма. Ведущая рука — правая. Лишних движений во время приветствия нет.

  1. Артикуляционная моторика

Задание № 1 Вытянуть губы вперёд, а затем улыбнуться.

Задание № 2 Облизнуть губы.

Задание № 3 Надуть щёки – втянуть щёки.

Задание № 4 Сделать язык сначала узким, потом широким.

Задание № 5 Поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним.

Задание № 6 Пощёлкать языком («Лошадка»).

Результаты:

При анализе состояния артикуляционной моторики за основу могут быть взяты следующие параметры.

  • Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
  • Объем движений: полный, неполный.
  • Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
  • Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
  • Наличие сопутствующих и насильственных движений (указать какие).
  • Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
  • Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции.

Низкий уровень, 1 балл — ребенок затрудняется в движениях артикуляторных органов, наблюдается невозможность выполнения большинства движений губами, языком. Не может по подражанию вытянуть губы вперед, отвести их уголки в стороны, поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, облизнуть их, вызвать вибрацию губ, надуть щеки, втянуть их. При выполнении движения языком отмечается неумение выполнить упражнение на последовательность движений, на распластывание языка (язык «комком») при повышенном тонусе. При пониженном тонусе (язык тонкий, вялый) может быть тремор, гиперкинезы, синкинезии, гиперсаливация. Отмечается отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, отсутствие рефлексов задней стенки глотки.

         Ниже среднего, 2 балла — отмечается невозможность выполнения многих движений органами артикуляционного аппарата, неполный объем движений, тонус мускулатуры напряженный или вялый, движения неточные, отсутствует последовательность движений, имеются сопутствующие, насильственные движения, отмечается саливация, темп движений или замедленный, или быстрый. При этом ребенок недостаточно удерживает артикуляторы в определенной позиции.

         Средний уровень, 3 балла — при выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов, но явных нарушений не отмечается. При обследовании фиксируется ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения речевых органов, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Может иметь место тремор, замедление темпа при повторных движениях.

         Выше среднего, 4 балла — артикуляционная моторика сформирована, объем движений полный, но они являются замедленными, неловкими, недифференцированными. Движения характеризуются недостаточной согласованностью деятельности. Во время выполнения движений органами артикуляционного аппарата нетсинкинезий, гиперкинезов, саливации.

         Высокий уровень, 5 баллов — артикуляционная моторика сформирована полностью. Движения артикуляторного аппарата активные, объем движений полный, тонус мускулатуры нормальный, движения точные, темп нормальный, сопутствующие движения отсутствуют. 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗЛИЧЕНИЯ ЗВУКОВ

Низкий уровень, 1 балл — У ребенка нарушено более пяти групп звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков имеют место синкинезий, гиперкинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.

            Ниже среднего, 2 балла — У ребенка нарушены три - четыре группы звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков имеют место синкинезий, гиперкинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.

            Средний уровень, 3 балла — У ребенка нарушено 7-11 звуков, относящихся к двум группам звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

            Выше среднего, 4 балла — У ребенка нарушено 1-6 звуков, относящихся к не более одной группе звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

            Высокий уровень, 5 баллов — Ребенок все звуки артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной....

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Интеграция задач развития связной речи в образовательном процессе.

Чтобы  у дошкольников не страдала речевая деятельность и в дальнейшем у детей не было дезадаптации, дискомфорта  и соответственно коммуникативной трудности в школе, необходимо предусмотреть ...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...