Использование проектной деятельности в работе логопеда по развитию коммуникативных способностей у детей.
статья по коррекционной педагогике на тему

Горохова Ирина Владимировна

  Учитывая значение речи и коммуникативных навыков в развитии ребенка, понимая и принимая во внимание специфические особенности детей, мы пришли к выводу, что Проблема формирования коммуникативной функции речи- одна из самых актуальных проблем развития  детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_2.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей

 с тяжелыми речевыми нарушениями.

“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных

 задач   воспитания   личности  ребёнка  дошкольного  возраста”

                                                                                  В.А.Сухомлинский

Актуальность выбранной темы я рассматриваю в нескольких аспектах:

С одной стороны

1.В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).

Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к  организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Находясь в постоянном поиске новых форм  и методов повышения качества образования, мы специалисты  дошкольной ступени обратили внимание на метод проектов. Использование его в дошкольной образовательной практике    рассматривается как педагогическая инновация, т.е. нововведение, новшество.          

С другой стороны

2.Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития.   Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к общему речевому недоразвитию. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении.     Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамоты.

  Учитывая значение речи и коммуникативных навыков в развитии ребенка, понимая и принимая во внимание специфические особенности детей, мы пришли к выводу, что Проблема формирования коммуникативной функции речи- одна из самых актуальных проблем развития  детей с речевыми нарушениями.

3. В ФГТ к структуре ООП дошкольного образования выделена отдельная образовательная область «Коммуникация», которая предполагает решение задач по развитию у детей  свободного общения с взрослыми и детьми и овладение детьми речевой деятельностью.

4.Уровень развития коммуникативных способностей – важный показатель готовности ребенка к школьному обучению.

У школьников, своевременно не усвоивших  нормы речи , возникают трудности:

- в обучении (не могут развернуть ответы на сложные вопросы, последовательно и грамотно излагать собственные суждения, логично воспроизводить содержание текстов из учебников, выполнять письменные работы: изложения, сочинения)

- в общении с взрослыми и сверстниками (конфликтные ситуации из-за неумения понять другого и договориться, объяснить мотивы своих поступков, отстоять точку зрения, убедить)

 Т.о. Проблема развития коммуникативных способностей у детей с ОНР является приоритетной в нашем ДОУ.

В Социологическом словаре Коммуникация - (от лат. сотти-nicatio - обмен ,  связь, разговор )-  Процесс передачи информации,2. Акт общения между людьми посредством передачи символов, целью котоporo является взаимопонимание . 3. Обмен информацией любого вида между различными системами связи.

По определению известного психолога Р.С.Немова Коммуникативные способности (или умение  общаться)  – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Составитель словаря “Педагогическое речеведение” А.А.Князьков, ссылаясь на психолога А.Н.Леонтьева, дает более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности– понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. Из определения следует, что коммуникативные способности обладают сложной, уровневой структурой.

Способность к общению или коммуникативная способность  включает в себя:

  1. Желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").
  2. -Умение организовать общение ("Я умею!"), (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации)
  3. В. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении ("Я знаю!").

Общение - это, прежде всего, процесс установления контактов. В ходе этого процесса происходит обмен информацией, ее восприятие и понимание общающимися, а также взаимное восприятие понимание и оценка ими друг друга.

   Коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

   В психолого-педагогической литературе рядом исследователей (В.П.Глухов, Г.С.Гуменная, Л.Н.Ефименкова, Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, С.А.Миронова, О.С.Павлова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, О.О.Шацкая,..) были выделены особенностям коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

- недостаточная инициативность в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм

 - предпочтение пассивных ролей,

 - неумение улаживать конфликты,

 - не владение адекватными речевыми способами выражения своего внутреннего состояния.

Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого эффективные методы и приемы.

Особенности детей с ОНР в психолого-педагогических исследованиях

В отечественной педагогике и психологии существуют многочисленные исследования по изучению детей с общим недоразвитием речи

Проблемой общения и развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста занимались М.И.Лисина, Я.Л.Коломинский. Л.С.Выготский, Е.Ю.Смирнова, Ю.Гиппенрейтер, А.Г.Арушанова, Миронова С.А.…

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии. (Л Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.). ею разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

В работе "Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью" Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо (1991) представили результаты исследования психических функций.

В своих исследованиях Ю.Ф. Гаркуша и В.В. Коржевина отмечают, что:

  • -у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.
  • -у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно- потребностной сферы;

 имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

  • преобладающая форма общения с взрослыми у детей 4-5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме, что вызывает значительную задержку становления соответствующих возрасту форм общения: внеситуативно- познавательной и внеситуативно-личностной.

 Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения

  • Наряду с общей соматической ослабленностью, детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Кроме того, у детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Особенности развития и воспитания психических процессов раскрыты в работах следующих авторов: показаны особенности памяти, зрительного восприятия (Л. С. Цветкова, Е. М. Мастюкова), произвольного внимания (Н. А. Чевелева, Ю. Ф. Гаркуша и др.), формирования логических операций (Н. В. Серебрякова), аналитико-синтетической деятельности (Р. И. Лалаева, А. Гермаковска), преодоления амнестических явлений (Г. С. Гуменная)  и

В логопедии формирование коммуникативной способности  понимается в единстве семантического и грамматического аспектов языка (.О.Е.Грибова, Р.И.Лалаева, Л.Б.Халилова,С.Н.Шаховская)

Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, Т.Б. Филичевой и др. Во многих ситуациях общения или деятельности ребенку трудно сформулировать свои мысли, ему сложно передать свои переживания и мысли с помощью речи. Он часто прибегает к дополнительной наглядности, чтобы донести до окружающих нужную информацию.

Наблюдаемые у детей с ОНР трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими детьми. Л.Г. Соловьева отмечала, что взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференнированость словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связанного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

В результате исследования О.С. Павловой речевой коммуникации дошкольников с ОНР были выявлены следующие категории детей "предпочитаемые" и "принятые"  "неприняты" и "изолированные".

Среди "непринятых" и "изолированных" чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности.    

 Игровая деятельность –важнейшая сфера саморазвития детей и развития их коммуникативной компетенции. Но обращает на себя внимание тот факт, что уровень развития игровой деятельности дошкольников очень низкий: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна возбудимость и игры, не контролируемые воспитателем, иногда обретают неорганизованные формы (Л.Г.Соловьева, Е.А.Харитонова)

. В исследованиях О.С.Павловой говорится что, их игровые умения, как правило, развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности.

 Часто дети, вообще не могут занять себя каким - либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыком совместной деятельности. Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с ОНР на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

Специальное изучение вопроса о коммуникативной способности детей с ОНР позволяет сделать выводы:

1. Коммуникативная способность старших дошкольников с ОНР обнаруживает несформированность всех трех составляющих: мотивационно -потребностной сферы, области представлений о правилах общения, умения вести эффективное общение (организовать и поддерживать диалог), понимать и выражать эмоциональное  состояние)

.2. Трудности в речевом общении со взрослыми и сверстниками у данной категории детей связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений.

 3. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений приводит

к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют полноценному общению. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность  форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Резюмируя анализ литературы, отметим, что общее недоразвитие речи приводит к стойким нарушениям общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Многолетняя практика работы с детьми подтверждает исследования учеными  коммуникативных особенностей детей с ОНР. Мониторинг речевого развития  показывает необходимость решения данных речевых проблем.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.

   Эффективным средством решения , на мой взгляд, в развитии коммуникативных способностей детей с ОНР является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.

ПРОЕКТ – СЛОВО ИНОЯЗЫЧНОЕ, ПРОИСХОДИТ ОТ ЛАТИНСКОГО – PROJECTUS. И ОЗНАЧАЕТ - «БРОШЕННЫЙ ВПЕРЕД»

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению американских  педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

   В 20-х годах 20в. этим методом заинтересовались советские педагоги. «Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е.Г.Кагарова, М.В.Крупениной, Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко, Л.А.Венгера.        Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении. Они считают, основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:        

- обеспечение психологического благополучия и здоровья;

-развитие познавательных способностей;

- творческого воображения и мышления;

- коммуникативных навыков.

        М.В.Крупенина отмечает,  что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

Е.С. Полат отмечал-  проектный метод позволяет:

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  • размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Этот метод  ориентирован на самостоятельную деятельность детей (индивидуальную, парную, групповую)  и предполагает решение какой – либо проблемы с  получением результата, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-  практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.

Я предлагаю использовать метод проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками. (второй год обучения) Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

  Тематику проектов я определяю согласно тематическому принципу планирования логопедической работы по уточнению и обогащению лексического запаса детей с ОНР.

   Технология  проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности  в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема, кроме того, открываются большие возможности для развития коммуникативных способностей, в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом, можно предложить следующую типологию проектов:

1.Творческий. В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт.(оформление результатов в виде выставки продуктов детской деятельности, праздника)

2.Игровой (проекты с элементами творческих игр)

3.Информационный  (сбор информации ее реализация)

4.Исследовательский. Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется точки зрения современного знания. В ходе этой деятельности дети моделируют, проводят опыты, результаты оформляют в виде выставок, альбомов, газет.

В проектной деятельности выделяют следующие этапы:

  1. Подготовительный - Выбор цели (проекта)-воспитатель помогает выбрать интересную и посильную задачу, подбирает необходимое оборудование, пособия.
  2. Практической деятельности. Составляется план проекта. Выполняется практическая деятельность
  3. Анализ проектной деятельности и анализ результатов. Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами. Проводится мониторинг развития детей
  4. Презентация проекта. Организует презентацию проекта через выставку поделок, КВН, викторины, презентация рукописных книг, альбомов, газет, игры….

Работа над проектом имеет большое значение для развития и  познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Важная роль развития речи, развитие интеллектуальных и мыслительных процессов, определяет необходимость целостного, комплексного подхода к ребенку с ОНР, что реализуется в нашей группе при совместном тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса: воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя, родителей

Распределение работы по этапам проекта:

Этапы проекта        

Деят-ть педагога

Деят-ть учителя-логопеда

Деят-ть родителей

Деят-ть детей

1 этап - Подготовительный

Определяет цели и задачи. Осуществляет сбор и уточнение информации. Выбирает оптимальные варианты. Составляет план деятельности.

Подбирает и изготавливает картотеки дидактических, словесных игр, загадок, стихов, считалок по теме проекта

Входит в проблему.

Принимают задачи

Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем. Дополняют собственными

2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы

Организует работу через различные виды деятельности с применением эффективных методов и приемов. Оказывает практическую помощь детям.

Совместно обсуждает, отбирает важные сведения, материалы. Активизирует, уточняет, расширяет словарь по теме. Совершенствует грамматический строй речи, развивает связную речь.

Оказывают помощь детям в изготовлении поделок, книжек самоделок, по просьбе детей, выполняют домашние задания, принимают участие в совместном занятии.

Формируют знания, умения, навыки. Изготовление поделок, книжек-самоделок, составляют рассказы, придумывают загадки

3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов

Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами

Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами по развитию всех компонентов связной речи.

.

4 этап - Презентация проекта

Организует презентацию проекта через выставку поделок, КВН, Викторины, презентация рукописных книг, альбомов, газет,игры-экскурсии типа «В Мире животных», показ театра , игра-драмматизации.

Помогает в подготовке к занятию и в оформлении выставки.

Оказывают помощь в оформлении выставки поделок, оформлении альбомов, газет, подборе иллюстраций.

Участвуют в организации выставки, завершают изготовление книги, участвуют в драматизации сказки .

Интеграция задач по развитию речи и развитию коммуникативных    способностей с содержанием образовательных областей

  • «Физическая культура»: обогащение речи детей простыми и сложными речевыми конструкциями, предоставление образцов употребления грамматических конструкций в процессе овладения ОВД, выполнения ОРУ, развития физических качеств; употребление в речи литературных образцов речевых конструкций  в подвижных играх с речевым сопровождением, считалках; коммуникативное взаимодействие во время организации и проведения подвижных игр, эстафет, соревнований, спортивных праздников и развлечений.
  • «Здоровье»: употребление правильных речевых конструкций в общении со взрослыми и сверстниками для поддержания эмоционально комфортной обстановки в группе (психологическое здоровье) и в процессе формирования представлений о здоровом образе жизни;
  • «Безопасность»: предоставление образцов употребления речевых конструкций и создание ситуаций их применения во взаимодействии с незнакомыми людьми, формирование представлений о службах экстренного реагирования и собственном поведении в чрезвычайных ситуациях  
  • «Социализация»: обогащение речи детей простыми и сложными речевыми конструкциями, упражнения в употреблении нужных грамматических форм, обогащение и активизация способов речевой коммуникации в процессе общения детей с взрослыми и сверстниками
  • «Труд»: обогащение речи различными средствами, упражнение в правильном их применении при формировании представлений о различных профессиях, о характере взаимоотношений людей в процессе труда и организации коллективных форм трудовой деятельности детей
  • «Познание»: обогащение речи детей сложными речевыми конструкциями и активизация употребления различных грамматических форм в процессе формирования представлений об окружающем, природе, развития элементарных математических представлений, организованной деятельности с предметами; активизация способов речевой коммуникации в разных видах и формах коллективной познавательной деятельности (опыты, эксперименты, познавательные викторины)
  • «Коммуникация»: формирование элементарных представлений о правилах речи, обогащение грамматическими формами, упражнение в их образовании и правильном применении; активизация использования речевых средств языка в разных формах речи (монолог, диалог)
  • «Чтение художественной литературы»: получение образцов грамотной литературной речи; активизация использования средств художественной выразительности языка (эпитеты, красочные сравнения, образные слова и выражения) в  речи детей; коммуникативное взаимодействие при организации художественно-речевой деятельности (инсценировки, драматизация художественных произведений)
  • «Художественное творчество»: активизация применения различных речевых конструкций при восприятии художественных произведений, активизация способов речевой коммуникации в коллективной продуктивной деятельности детей
  • «Музыка»: обогащение речи детей простыми и сложными речевыми конструкциями, активизация их употребления  в  беседах о музыкальных произведениях; организация коммуникативного взаимодействия при организации самостоятельной музыкальной деятельность

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
  3. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
  4. Кизил М. Семейные проекты.\\Обруч.-2004. №2
  5. Кларина Л.М. Проектный метод  к образовательной деятельности в детском саду.\\Детский сад. Управление.- 2003. №2
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ\ Автор сост.: Л.С.КиселеваТ.А., М.: АРКТИ, 2004
  7. Проектная деятельность старших дошкольников. Сост. Журавлева В.Н.. «Учитель».2011
  8. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. \\ Управление ДОУ. 2004, №4
  9. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Представлен опыт работы по использованию метода проектов в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей....

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА В ДОУ

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО) в действие, появилась необходимость повышения качества дошкольного образо...

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам использования авторского пособия из фетра.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам использования авторского пособия из фетра.    Ведущей ролью в развития коммуникативных способнос...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА В ДОУ

Основной задачей на логопункте стал анализ разных приемов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, поиск таких, которые не только позволили бы улучшить процесс постановки и автоматизации звук...

Перспективный план работы с детьми «Развития коммуникативных способностей у детей 3-4 лет посредством сказок».

Цель: создание условий для развития коммуникативных способностей у детей 3-4 лет посредством сказок.Задачи:формировать умение осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмоциональные ...