ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА В ДОУ
статья по логопедии

Анцыгина Лариса Анатольевна

Основной задачей на логопункте стал анализ разных приемов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, поиск таких, которые не только позволили бы улучшить процесс постановки и автоматизации звуков, но и помогли в развития всех компонентов речи, коммуникативных навыков, когнитивных процессов. Так в практику работы учителя-логопеда логопункта ДОУ вошел проектный метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proektnoy_deyatelnosti_v_rabote.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА В ДОУ

            С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО) в действие, появилась необходимость повышения качества дошкольного образования, которое направлено на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников ДОУ.

В нынешних условиях модернизации образования главной задачей становится развитие личности ребенка, который готов к саморазвитию, самообразованию, к правильному взаимодействию с окружающим миром.

В наши дни постоянно растет количество детей, у которых тяжелые речевые расстройства (далее по тексту ТНР). Традиционные методы логопедической работы с детьми, имеющими ТНР, не всегда дают хороший нужный результат. Особенно работая в условиях логопедического пункта (далее по тексту - логопункт).

Основной задачей на логопункте стал анализ разных приемов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, поиск таких, которые не только позволили бы улучшить процесс постановки и автоматизации звуков, но и помогли в развития всех компонентов речи, коммуникативных навыков, когнитивных процессов. Так в практику работы учителя-логопеда логопункта ДОУ вошел проектный метод.

Метод проектной деятельности с детьми дошкольного возраста – это инновационный, оптимальный, и конечно перспективный метод в системе дошкольного образования, который способствует всестороннему развитию детей и коррекции речи.

Проектная деятельность на логопункте имеет характер сотрудничества. Дети становятся участниками творческого процесса. Цель – дать ребенку возможность придумывать, экспериментировать с полученными знаниями и, конечно же развивает речь.

Работая над проектами, мы используем беседы на заданную тему, обсуждение разнообразных ситуаций в которых есть проблема, читаем художественную литературу, также можно использовать просмотр презентаций, мультфильмов. Это помогает нам развивать связную речь (монологическую и диалогическую), учит детей строить предложения, вести дискуссии, четко и понятно высказывать свое мнение.

Работа над проектами с детьми дошкольного возраста, у которых есть речевые затруднения, очень гибкая.

Учитель-логопед должен в совместной проектной деятельности:

- помочь детям выбрать интересную, актуальную и посильную для данного возраста задачу;

- отобрать игры и разные виды деятельности, спланировать процесс обучения;

- помочь детям в поиске источников информации;

- помочь детям в выборе нужных материалов;

- вести контроль над всем процессом;

- выбрать, кого из педагогов можно привлечь к работе над проектом.

Главная цель проектной деятельности в коррекционной работе - это развитие речи. Она помогает обобщить полученные знания, развить воображение, творческие способности и коммутативные навыки, и это помогает детям с речевыми проблемами в умелой адаптации в социальной среде с учётом инклюзивного подхода.

Работая над реализацией проекта совместно с взрослыми и сверстниками, дети с нарушением речи обогащают свой словарный запас, формируют грамматический строй речи, развивают связную речь. Они учатся выступать на мероприятиях, читать стихи, правильно общаться с окружающими.

Этапы проекта, используемые в работе:

1 этап: Выбор проблемы (цели). При выборе проблемы определяется и конечный продукт. Применяем игровую ситуацию. Формулирует задачу. Вхождение в проблемную ситуацию.

2 этап: Разработка решения поставленной задачи. Помогает спланировать деятельность.

3 этап: Практическая часть. Реализация и контроль осуществления проекта. Формирование различных знаний, умений и навыков.

4 этап: Итог. Презентация. Продукт деятельности.  Рассказ. Доклад. И др.

Работая в этом направлении, нами были созданы и реализованы такие творческие проекты как, «Пальчики развивают речь», «Рифма-это интересно!», «Веселые чистоговорки» и пр. Работая над проектом, мы старались создать дружескую атмосферу сотворчества взрослого с детьми, применяли к каждому ребенку индивидуальный подход.

Проект «Рифма-это интересно!» для детей с ТНР в старшей группе компенсирующей направленности был нами использован для автоматизации звуков при обучении детей рифмовать слова. Этот проект помог нам увеличить не только словарный запас у детей, но и развить воображение и чувство ритма. Вследствие соблюдения пауз возникает четкость речи и совершенствуется речевое дыхание. При этом звуковой повтор в рифмовке помогает выработке точного произношения звуков, слов. Работа по составлению не трудных рифм, это одно из заданий обучающего характера по направлению - устное творчество. Создание и прослушивание рифм содействует улавливанию звуков речи, ребята обращают внимание на повторы и созвучие, которые необходимы на этапе автоматизации звуков.

Проект «Веселые чистоговорки» по лексической теме «Школьные принадлежности» в подготовительной к школе группе продолжает совершенствовать приобретенные знания на этапе формирования рифм и, соответственно, совершенствовать речь, интонационную сторону речи, тембр и силу голоса, формирует слуховое восприятие, чувства ритма, автоматизирование звука в фразах.

Процесс работы над проектом проходил с привлечение музыкального руководителя, психолога, инструктора по физической культуре и обязательно родителей.

На мой взгляд, технология проектной деятельности будет востребована в работе логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствуют качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересовывает родителей в образовательном процессе, стимулирует их к активному участию в развитии ребенка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

В статье описываетя опыт применения  инновационного  метода  развития речи ребенка – дидактический  синквейн. ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках»

Для проекта была выбрана  знакомая детям сказка «Мешок яблок» В.Сутеева. В театрализованной деятельности представлены упражнения, которые стимулируют речевое развитие, способствуют активизации вс...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках». Зимняя сказка по мотивам сказки «Ёлка» В. Сутеева.

Логопедическая работа в сочетании с театрализованной деятельностью развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь, она способствует развитию и коррекции у них всех познавательных процесс...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА В ДОУ

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО) в действие, появилась необходимость повышения качества дошкольного образо...

Консультация для педагогов «Использование детской проектной деятельности в работе учителя-логопеда в ДОУ»

Консультация для педагогов «Использование детской проектной деятельности в работе учителя-логопеда в ДОУ»...