Главные вкладки

    Использование детской проектной деятельности в работе учителя-логопеда в ДОУ
    консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

    Детская проектная деятельность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_detskoy_proektnoy_deyatelnosti_v_rabote.docx30.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование  детской проектной деятельности в работе

    учителя-логопеда  в ДОУ

    Актуальность

    Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет.

    Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о модернизации детских проектов в практику работы учителя-логопеда.

    Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. 

    «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С.А.Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями. 

    Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. 

    Включая в план работы по проекту чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, просмотр мультфильмов, обсуждение проблемных ситуации мы ведём работу по формированию связной речи, приучаем детей строить фразы так, чтобы быть понятными своими сверстниками, обучаем правилам ведения дискуссии, делового спора и выражать свое мнение. Многие проекты вызывают восторг и долгие воспоминания детей. Участниками проектов являются в основном дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте активно развивается проектная деятельность дошкольников. Стержнем проектного метода является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

    Спецификой проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не готов самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить замысел. Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также родители и другие члены семьи.

    Дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

    По мнению Н.А. Вераксы одна из главных задач,  которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.

    Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

     

    Этапы проекта  

    1. подготовительный

    2 – основной

    3 - заключительный

    этапы

    Деятельность педагога      

    Деятельность детей

    1этап

    подготовительный

    -Формулирует проблему (цель).

    При постановке цели определяется и продукт проекта

    -Вводит в игровую (сюжетную)

    ситуацию

    -Формулирует задачу

    -Помогает в решении задачи

    -Помогает спланировать деятельность

    -Организует деятельность.

    -Вхождение в проблему

    -Вживание в игровую ситуацию

    -Принятие задачи.

    • Дополнение задач проекта

    -Объединение детей в рабочие группы

    -Распределение амплуа

        Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

    Идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к её изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы.

    Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных задач (умений договариваться, слушать  и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения), речевых (развитие диалогической речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения), познавательных задач.

    этапы

    Деятельность педагога      

    Деятельность детей

    2 этап

    основной

    -Практическая  

    помощь  (по  

    необходимости)

    -Направляет и контролирует осуществление проекта

    -Формирование знаний, умений навыков

    -Дети получают информацию из различных источников

    На этом этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности.

    Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи обогащения и активизации словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов характеризующие личностные качества друга и дружеское сотрудничество.

     Развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы); развитие планирующей функции речи, а так же развитие коммуникативных умений детей.

    этапы

    Деятельность педагога      

    Деятельность детей

    3 этап

    заключительный

    -Подготовка к презентации.

    -Презентация

    Обсуждают и отмечают успехи и неудачи

    -Продукт деятельности готовят к презентации

    - Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

     

    Публичное представление продукта проектной деятельности.

    На этом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта  детской деятельности и его публичная презентация. Это самый зрелищный этап проектной деятельности, когда дети публично выступают перед зрителями и представляют результаты своего труда

    По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.

    Типы проектов:

    -творческо-игровые

    -информационно-практические

    -исследовательские

    -продуктивно-творческие

    Советы педагогам по работе над проектом.

    1.Глубоко изучить тематику проекта.

    2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

    3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

    4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

    5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

    6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

    7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

    8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

    9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

    10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

    11. Активно вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п. 

    Используемая литература

    1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008

    2.Веракса Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2007. -№1. – с. 22 – 27.

    3.Левшина Н.И. Использование метода проекта при взаимодействии с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения/ Н.И. Левшина, Е.Г. Карпова, О.В. Понамарева // Управление ДОУ – М:2013, №6,  с. 77 – 89.

    4.Морозова Л.Д. Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций.

    (http://pik100.ucoz.ru/konf/innovacii/Morozova.htm)-

    5.Сомкова О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2012.- №3.     – с. 6-17.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

    Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках»

    Для проекта была выбрана  знакомая детям сказка «Мешок яблок» В.Сутеева. В театрализованной деятельности представлены упражнения, которые стимулируют речевое развитие, способствуют активизации вс...

    Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках». Зимняя сказка по мотивам сказки «Ёлка» В. Сутеева.

    Логопедическая работа в сочетании с театрализованной деятельностью развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь, она способствует развитию и коррекции у них всех познавательных процесс...

    Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Литературно-театральное представление «По страницам сказок К.И.Чуковского».

    Развитие речи детей через театральную деятельность.Заучивание слов сказки позволяет развить память детей, расширить их словарный запас, автоматизировать поставленные звуки в речи, развить просодическу...

    Проектная деятельность в работе учителя - логопеда ДОУ.

    Реализация проектной деятельности по различным темамОсновными задачами проектной деятельности являются:[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10407899","attributes":{"alt":"","class":"medi...

    Проектная деятельность в работе учителя-логопеда.

    Краткий обзор основных этапов работы над проектом....

    Статья "Проектная деятельность в работе учителя-логопеда"

    Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыкоа подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самлконтроля....