ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА В ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Анцыгина Лариса Анатольевна

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО) в действие, появилась необходимость повышения качества дошкольного образования, которое направлено на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_assotsiatsiya_logopedov_2017.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии проектной деятельности

в работе учителя-логопеда ДОУ.

Анцыгина Л.А, учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад «Теремок» АГО

Сегодняшний дошкольник - совсем другой по сравнению с ребёнком пятнадцати – двадцатилетней давности. Жаль, что для современного дошкольника характерна потеря живости, притягательности самого процесса познания, познание мира идёт информативно и однобоко посредством СМИ и компьютерных игр. Визуальность и виртуальность познавательных процессов приводит к тому, что год от года увеличивается количество детей, не желающих идти в школу. К этим проблемам прибавляются речевые - продолжается рост количества дошкольников с речевыми проблемами. Педагоги бьют тревогу, отмечая снижение положительной мотивации к занятиям, к процессу познания, речевую примитивность и скудность. Таких детей хочется назвать «уставшими от рождения». Что делать? Как исправить ситуацию?

Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода. Мне оказались близки характерные для него черты: слияние теории и практики, когда ставятся и выполняются умственные задачи, при этом отправной точкой коррекционно-развивающего обучения являются интересы ребёнка.

Главные преимущества этого метода в работе учителя-логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.

Исходя из выше означенного, сделаны выводы о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе учителя-логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Основой коррекционно – образовательного процесса в группе для детей с нарушением речи являются программы Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с ОНР», «Подготовка к школе детей с ОНР» (на которых базируется применяемый проектный метод). Апробация данного метода в течение трёх лет и анализ диагностики речевого и общего развития воспитанников убеждают, что он, вкупе с традиционным подходом в работе, способствует всестороннему развитию дошкольников с речевыми проблемами в согласии с предпосылками и побудительными мотивами, свойственными дошкольному возрасту.

При разработке конкретного проекта принимала во внимание, что сегодняшний ребёнок с речевыми проблемами - это не только нарушения всех компонентов речевой системы, но и недоразвитие психических процессов, психологические и медицинские проблемы, поэтому поэтапно учимся вместе (учитель-логопед, воспитанники и воспитатели группы, другие педагоги и родители) выстраивать развивающее пространство ДОУ, решать различные познавательно-практические проблемы, накапливать опыт творческого сотрудничества, что помогает нашим воспитанникам успешно строить свой собственный жизненный мир.

На начальном этапе коррекционно-развивающего обучения, когда ребёнок не может проявить самостоятельность в выборе, обозначении проблемы и способов её решения, обосновывает закономерность активной роли взрослого в проекте. К старшему дошкольному возрасту, роль взрослого видоизменяется, уступая место самоудовлетворению разнообразных интересов каждого дошкольника, реализации его потребностей в активной совместной интеллектуальной или продуктивной деятельности, его самореализации и творческому самовыражению. Взрослея и развиваясь, стремясь к самопознанию, дети становятся более самостоятельными, способными выслушать и воспринять сказанное, осмыслить и проанализировать, сдержать собственные импульсивные побуждения, проконтролировать себя и других самостоятельно и объективно. Дошкольники старшего возраста уже в состоянии принять выявленную самостоятельно проблему, осмыслить цель, которую надо достичь и выбрать тот путь, который приведёт к успеху. Доминантная роль учителя - логопеда становится слабее, педагог включается в сотрудничество с детьми по реализации идей воспитанников, поскольку ориентирование идёт на применение и приобретение новых знаний, умений и навыков, нового жизненного опыта детьми через самореализацию и саморазвитие. Данный подход в вопросе применения проектного метода в нашей работе основывается на идее, что ребёнок - саморазвивающаяся система при создании оптимальных условий для его саморазвития и самосовершенствования.

При разработке рабочей программы группы для детей с нарушениями речи учитывается лексико – тематическое планирование, и изучение некоторых лексических тем заменяется краткосрочными проектами.

В ходе прохождения темы у детей значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь. На каждую изучаемую тему составляется проектная «паутинка», в которой выделяются центры развития: центр Математики, центр Развития речи, центр Книги, центр Игры, центр Искусства, центр Движения и центр Грамотейки. В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в центрах, а также в сочетании заданий из различных центров. В то же время и воспитатели, и учитель - логопед организовывают непосредственную образовательную деятельность в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития. Работа по методу проекта собирает очень благодатный и многообразный материал. Так как у детей с ОНР слабая речевая память, зачастую отсутствует чувство рифмы, что затрудняет заучивание стихов, у многих детей не сформирована связная речь. Для того, чтобы решать данные проблемы да и многие другие, нами были разработаны проекты по темам: («Витамины растут на грядках», «Витамины растут на деревьях», «Мир насекомых», «Перелётные птицы», «За грибами в лес пойдём», «Домашние питомцы», «Дикие животные наших лесов», «Все профессии важны, все профессии нужны»,  «Пусть заметно нас едва, мы - отдельные слова». В этих проектах родители являются активными помощниками и советчиками своим детям. Такая работа имеет большое значение для выполнения основной цели работы в группе для детей с нарушениями речи - формирование и развитие всех компонентов речи.

Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому включила в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование, математическое развитие.

Достижение эффективности в воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работе стало возможным, благодаря взаимодействию всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач с использованием метода проектов.

В результате работы по реализации технологии метода проектов добились следующих результатов:

воспитанники:

• обрели навыки исследовательской деятельности;

• проявляют активный интерес к предложенной деятельности;

• активно включаются в процесс познания;

• владеют коммуникационными и коммуникативными навыками;

• проявляют эмоциональную заинтересованность к совместной проектно - исследовательской деятельности;

• владеют различными способами решения поставленных задач;

родители:

• активно взаимодействуют с ребёнком и с педагогами через проектную деятельность;

• установились партнёрские отношения с семьями воспитанников;

• с желанием и интересом участвовали в жизни группы, ДОУ.

Использование проектного метода также положительно повлияло на усвоение программного материала. Результаты обследования речевого развития показали, что из 17 детей с низким уровнем 0%, с уровнем ниже среднего 0%, со средним уровнем 0%, с уровнем выше среднего 62% (11 человек, с высоким уровнем 38% (6 человек). У выпускников нашего ДОУ, посещавших группу с нарушениями речи:

- достаточно сформированы тонкая и общая моторика;

- обогащена, уточнена и активизирована лексика;

- дети достаточно свободно пользуются простыми и сложными предложениями;

- развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.

Анализируя уровень развития речи детей группы с нарушениями речи, учитывая сроки предоставления воспитанникам коррекционно-развивающей помощи и степень позитивных изменений в речевом развитии, можно оценить речевое развитие по следующим критериям:

- при полном соответствии речи ребенка и его интеллектуальной деятельности, возрастным показателям нормы – речевое развитие определялось как «речевая норма»;

- речевое развитие определялось как «без значительных улучшений», если по истечении периода коррекционно-развивающих мероприятий логопедическое заключение осталось на прежнем уровне, но произошли позитивные изменения в рамках имеющейся ситуации развития (показатели мониторинга);

- при отсутствии любых позитивных изменений предусмотрен критерий – «отсутствие положительной динамики».

Результаты педагогической деятельности доказывают, что проектный метод в дошкольном учреждении в последнее время стал одним из основных компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности, и вся деятельность педагогического коллектива в группе для детей с нарушением речи строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-исследовательской деятельности коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

В статье описываетя опыт применения  инновационного  метода  развития речи ребенка – дидактический  синквейн. ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках»

Для проекта была выбрана  знакомая детям сказка «Мешок яблок» В.Сутеева. В театрализованной деятельности представлены упражнения, которые стимулируют речевое развитие, способствуют активизации вс...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках». Зимняя сказка по мотивам сказки «Ёлка» В. Сутеева.

Логопедическая работа в сочетании с театрализованной деятельностью развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь, она способствует развитию и коррекции у них всех познавательных процесс...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА В ДОУ

Основной задачей на логопункте стал анализ разных приемов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, поиск таких, которые не только позволили бы улучшить процесс постановки и автоматизации звук...

Консультация для педагогов «Использование детской проектной деятельности в работе учителя-логопеда в ДОУ»

Консультация для педагогов «Использование детской проектной деятельности в работе учителя-логопеда в ДОУ»...