Мастер-класс «Чудо по имени театр»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Пингина Инна Владимировна

Создание условий для максимального  проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной деятельности для развития речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_chudo_po_imeni_teatr.docx44.39 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Чудо по имени театр»

для педагогов, узких специалистов МДОУ, учителей начальных классов.

Цель: Создание условий для максимального  проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной деятельности для развития речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить участников с алгоритмом подготовки к спектаклю.

Развивающие:

- совершенствовать артистические навыки педагогов в плане переживания и воплощения образа, используя интонации, мимику, пластические импровизации, выражающие разнообразные эмоциональные состояния;

-побуждать использовать песенное, танцевальное, инструментальное творчество (детские, нетрадиционные, природные музыкальные инструменты) в своей работе.

-совершенствовать диалогическую, монологическую интонационную выразительность речи, персонификацию тембра голоса, дикцию, правильное произношение, артикуляцию.

Воспитательные:

-вызвать интерес к использованию театрализованной деятельности для развития речи и творческих способностей детей старшего  дошкольного возраста.;

-создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

-воспитывать театральную культуру (амплификация-обогащение театрального опыта)

Материалы и оборудование:

-сундук с атрибутами актерского ремесла (парики, элементы костюмов, грим, шапочки);

-музыкально-дидактическая игра «Сказочные герои»

-ширма, декорации, бутафория;

-музыкальные инструменты (детские и нетрадиционные);

Репертуар:

  1. Скороговорка (Хохлатые хохотушки хохотом хохотали), потешки, чистоговорки, художественное слово.
  2. Этюды на выразительность жеста, на сопоставление эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера М.Чехова.
  3. Музыкально-дидактическая игра на развитие творчества «Сказочные персонажи».
  4. Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят на новый лад» муз. А. Рыбникова

Ход мастер-класса:

  1. Вводная часть:

ФИЛЬМ

Театр – прекрасный инструмент, при помощи которого можно развивать, формировать важнейшие духовно - нравственные ценности. Учит самому главному: видеть, слышать, удивляться, восхищаться, а ещё понимать, уважать и любить. 

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.

- Хочется добавить – Волшебный край - это  игра, сказка, чудо. Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. Из робкого мальчика превратиться в озорного Буратино, а из капризной девочки – в добрую и чуткую Белоснежку. Участвуя в театрализованных играх, дети развивают свои актерские способности, овладевают навыками выразительной речи; у них формируется и совершенствуется пластика движений. Для ребенка необходимо хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.  

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Здесь всё прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!

    Слайд

Театр-это Мир Эмоций,

Красок, Действий, Мир

«Волшебницы Речи».

Звучит песня «В мире много сказок» 

В мире много сказок – грустных и смешных. Ах, как здорово очутиться в этом увлекательном и замечательном мире! Где повсюду чудеса, встречи с неизвестным, а самое главное – всё хорошо заканчивается. И я вас приглашаю  в эту чудесную страну Театралию. (слайд)

Во всех театрах всей страны
Работы разные важны.

Нельзя в театре без гримера

Загримирует он актера.            (Раздаю маски)

В оркестре на подбор таланты,
Что дирижер, что музыканты, (музыкальные инструменты)

Костюм подгонят по размеру
С любовью наши костюмеры. (костюмы)

Режиссер должен следить

Как двигаться, как говорить       (игра на мимику)

Учесть в спектакле все моменты  

Чтоб заслужить аплодисменты.


Но все же, как тут ни крутись,   (раздаю слова к сказке)
А главный человек - артист.

Уважаемые коллеги вы сейчас все находитесь в «Театральной мастерской» У каждого своя профессия.  

А сейчас время для сказки – у нас открывается «Театральная мастерская».  уважаемые работники театра не скучайте, обязанности свои выполняйте

1. гример маски для раскрашивания

2. музыканты инструменты

3. костюмеры атрибуты для персонажей сказки

4.артисты - слова

5. хормейстер слова скороболтушка

Работа с залом

Пока в театральной мастерской  идет подготовка к спектаклю, репетиция я предлагаю  Вам разгадать кроссворд  по слову театр! (который вы видите на экране)

 

Кроссворд.

1Театральная переменка (Антракт).

2. Их закрывают и открывают (Занавес).

3. Как называют людей играющих в спектаклях (Актеры).

4. Без чего не пропустят в театр (Билет).

5. Самый главный человек в театральной постановке (Режиссёр).

Кроссворд мы разгадали. Предлагаем не скучать, а песни угадать.

Викторина «Угадай мелодию»

Ваша задача угадать мелодии из мультфильмов и фильмов по мотивам сказок и напеть. 

1. «Бременские музыканты» - Песенка друзей

2. «Волк и семеро козлят» - Мамина песня

3. «Буратино» - Буратино

4. «Летучий корабль» - Песня разбойников

5. «Красная шапочка» - песня красной шапочки

«Сказка ложь, а в ней намек». А  намек таится в пословицах.  Театральный волчок поможет по пословицам угадать название сказки. Внимание на экран.

1. «Репка» «Там, где дружат – живут, не тужат» (к какой сказки подходит эта пословица).

2. «Колобок» «Лесть без зубов, а с костьми съест»

3. «Теремок» «В тесноте, да не в обиде»

4.  «Заюшкина избушка» «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай»

5. «Сказка о рыбаке и рыбке» «Чего нет, того и хочется»«Кто многого желает, тот и мало не видает»

6. «Кот и петух» «Друг познается в беде»

7. «Морозко» «Как проживешь, так и прослывешь»

8. «Маша и медведь» «Глупый киснет, а умный все промыслит»

9. «Два Мороза» «С трудом и мороз не страшен»«Труд согревает»

И вот наступил самый ответственный этап – репетиционный.

Приглашаем артистов  и режиссёра на сцену.

Пока идете, обратите внимание на экран на Правила поведения актера.

  • не поворачиваться спиной к зрителям,
  • не загораживать друг друга во время действия,
  • доброжелательно относится друг к другу во время репетиций
  • поддерживать, воодушевлять друг друга.

 «Театральная разминка». Проводит режиссер.

Я буду читать стихотворение, а вы уважаемые артисты изобразите его при помощи мимики и жестов.

Проводит режиссер.

Актёры, в зеркало вглядитесь,

Все как один развеселитесь! (изображают радость, веселье)

Ну-ка, хватить веселиться,

Нужно всем вам разозлиться! (изображают злость)

Ну, нельзя же вечно злиться,

Предлагаю удивиться! (изображают удивление)

А такое развлечение:

Покажите огорчение (изображают огорчение).

А теперь покажите, как можно изменить себя, чтоб быть похожим

  • на лису (актеры показывают)
  • на волка (актеры показывают)
  • на кота, (актеры показывают)
  • на  слона (актеры показывают)

Я говорю:  гримеры обратите внимание и выберите того актера который будет выполнять роль лисы и т.д.

После показа. Уважаемые гримеры по мимике, жестам и движениям вы уже определили, какую роль будет выполнять актер.

Загримируйте актеров. Большое спасибо режиссеру и гримерам пройдите на свои места.

Наши артисты загримированы, костюмеры подберите костюмы для выполнения роли нашим героям.

Музыкантов прошу взять музыкальные инструменты, помогая сопровождать спектакль.

Только сейчас, только у нас

Состоится представление,

Всем на удивление!

Разыгрываем спектакль «Сказка о грустном слоненке»

Окончен спектакль, звучат аплодисменты…, бурные аплодисменты, переходящие в овации: «Браво!». Занавес опускается-гаснет свет, уставшие, но довольные артисты покидают сцену.

Вот и подошло к концу наше путешествие в увлекательный мир театра, но я надеюсь, что это только начало.

"Держа в руках скрипку, человек неспособен совершить плохого"- любил повторять фразу В. А. Сухомлинский.

Задача театра, искусства, вложить такую "скрипку" в душу ребенка и помочь ему заиграть на ней.

Звучит песня «Где водятся волшебники»

Сказка о грустном слоненке

Действующие лица: Слоненок Ушастик, Волк, Лиса, Тигренок, Кот Чародей.

Слоненок: (появляется плача)

Сегодня всем весело: и птицам, и деревьям, и цветам. Один я несчастный, некрасивый слоненок! Надо мной все смеются… (Зрителям). И вы тоже смеетесь, потому что я некрасивый. Зачем мне такие огромные уши? Меня все называют Ушастиком. А этот длинный нос? (Возмущенно). Он только все портит.

Я не хочу, чтобы меня увидели! (Прячется)

Выходит волк и лиса.

Волк. Скажи, зачем ты завязала мне это галстук?

Лиса. Мы идем в гости к коту Чародею, который лечит все болезни.

Слоненок. (выходит)

Лиса сказала, Кот Чародей может вылечить все болезни. Интересно, а может ли он избавить меня от этих здоровенных ушей и уродливого носа?

(выходит кот, замечает слоненка)

Кот. О, какой великолепный зонтик! (показывает на уши).

Слоненок. Это не зонт, это мои уши.

Кот. Уши? Удивительно! А для чего вам это длинный шнурок?

Слоненок (обиженно). Этот шнурок – мой нос.

Кот. В самом деле?

Слоненок. Видите ли, у меня какая – то болезнь.

Кот. Кажется, эта болезнь – длинноухая носатость. Но это не заразно.

Слоненок. Вы же Чародей! Не могли бы вы мне помочь?

Кот. Конечно, помогу! Я всем в лесу помогаю. Пойдем со мной, я что-нибудь придумаю.

Слоненок и Кот отходят в сторону. Уши собирают вместе прищепками, хобот свернут калачиком и завязан на бантик.

Появляются Волк и Лиса.

Лиса. Ой, кто это? Что за страшилище.

Слоненок. Это я ушастик.

Лиса. Но ты совсем не похож на Слоненка!

Волк. Он симпатичный, а ты такой некрасивый…

Лиса. Ты сейчас не похож на Слоненка, ты похож на смешную игрушку. И что ты скажешь своим маме и папе?

Слоненок начинает плакать.

Слоненок. А если мои мама и папа не узнают меня, не пустят домой, и я останусь один на улице, брошенный?

Волк.  Слоненок! Послушай! Зачем тебе нужно стать красивым кем-то, если можно просто быть самим собой?

Слоненок. (вытирая слезы). Я, кажется  понял. (развязывает хобот убирает прищепки). Не нужно стремиться стать таким, как все, нужно быть самим собой. Ура!!!

Включается фильм, где поют дети.

Все поют песню на мотив «Чему учат в школе»

  У кого – то куций хвост,

У кого-то длинный нос,

Кто-то с гривой, кто-то очень полосатый,

Кто-то на спине плывет,

Кто-то может вырыть ход,

Но при этом все чудесные зверята.

Кто-то носит хохолок,

У кого-то сотня ног,

И не будем спорить, кто красивей многих!

Главное – чтоб добрым был,

Другу помощь предложил,

Разделил с ним эти трудные дороги.

Какие инструменты могут сопровождать выход козлят, козы, волка, начало спектакля – увертюру и окончание – финал.

Уважаемые коллеги! Сейчас, в течение 10 минут, предлагаю поставить различными видами кукольных театров известный музыкальный спектакль на музыку А.Рыбникова «Волк и семеро козлят на новый лад», изменив начало или окончание сказки. Сценарий сказки – «суфлер» прикреплен к ширме. Актеров прошу ознакомиться с текстом. Важно помнить, существует преграда – ширма, голос должен идти вверх. Декораторов попрошу оформить сцену

Зрителей – музыкантов прошу взять музыкальные инструменты, помогая сопровождать спектакль. Какие инструменты могут сопровождать выход козлят, козы, волка, начало спектакля – увертюру и окончание – финал. Помните, при исполнении песен - инструменты молчат, а вступление, пройгрыш и заключение – звучат ярко, в соответствии с динамикой музыки и тембром, характерным персонажам сказки.

Уважаемые коллеги! Сейчас, в течение 10 минут, предлагаю поставить различными видами кукольных театров известный музыкальный спектакль на музыку А.Рыбникова «Волк и семеро козлят на новый лад», изменив начало или окончание сказки. Сценарий сказки – «суфлер» прикреплен к ширме. Актеров прошу ознакомиться с текстом. Важно помнить, существует преграда – ширма, голос должен идти вверх. Декораторов попрошу оформить сцену

Зрителей – музыкантов прошу взять музыкальные инструменты, помогая сопровождать спектакль. Какие инструменты могут сопровождать выход козлят, козы, волка, начало спектакля – увертюру и окончание – финал. Помните, при исполнении песен - инструменты молчат, а вступление, пройгрыш и заключение – звучат ярко, в соответствии с динамикой музыки и тембром, характерным персонажам сказки.

Игра «Волшебная палочка». По очереди каждый участник игры выступает в роли волшебника, при этом подходит к другому и говорит: «Превращаю тебя в…, потому что…» и превратить другого во что угодно.

Петрушка: По дороге шел – сказочку нашел, в ладошку зажал – чуть не потерял.

Сказка в гости к вам пришла - сразу сказка ожила.

Слушайте внимательно сказку замечательную

«Волк и семеро козлят да на новый лад».

М/Р: Чем вам понравилось выступление? Чем довольны? Трудности, которые возникли при постановке спектакля. Что возьмете с собой в педагогическую копилку?

Окончен спектакль, артисты вышли на поклон, звучат аплодисменты…, бурные аплодисменты, переходящие в овации: «Браво!». Занавес опускается-гаснет свет, уставшие, но довольные артисты покидают сцену, а счастливые зрители отправляются домой.

   

Музыкальный руководитель предлагает вниманию родителей текст сказки с пометками мест для озвучивания с помощью подручных средств.

Сказка - шумелка "Шел по лесу медведь"

И наступает самый ответственный этап – репетиционный. Здесь уже простор творчеству, фантазии. От репетиции к репетиции дети раскрепощаются, их интонации, мимика и жесты становятся более выразительными.

Дети учатся правильно размещаться на «сцене», не поворачиваться спиной к зрителям, не загораживать друг друга во время действия, доброжелательно относится друг к другу во время репетиций, поддерживать, воодушевлять друг друга.

Ведущий: А сейчас для вас, уважаемые родители, сказочные загадки. Слушайте внимательно и отгадывайте старательно.

1. Солнце по небу гуляло и за тучку забежало.

Глянул заинька в окно, стало заиньке темно. (Краденое солнце)

2. Вдруг на встречу мой хороший, мой любимый крокодил.

Он с Тотошей и с Кокошей по аллее проходил. (Мойдодыр)

3. А акула Каракула правым глазом подмигнула

и хохочет, и хохочет, будто кто её щекочет. (Доктор Айболит)

4. А жуки рогатые – мужики богатые, шапочки машут,

с бабочками пляшут. (Муха-цокотуха)

5. Ах, вы милые сиротки мои, утюги да сковородки мои. (Федорино горе)

А теперь загадки для вас ребятки.

1. Старик тянет, потянет, а вытащить не может (Репка).

2. Не ешь меня, я тебе песенку спою (Колобок).

3. О чём заинька плачешь? (Заюшкина избушка).

4. Кто, в домике живёт? (Теремок).

5. Побежала мышка мать стала кошку в няньки звать. (Сказка о глупом мышонке).

Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять! (Кто отгадает загадку, тот выходит и я даю слова)

1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).

2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).

3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).

4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).

5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса! Как зовут ее? (Лиса).

6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь).

Приведем пример планирования занятий со сказкой в течение учебного года.

Учебно-тематическое планирование

(32 часа, 1 час в неделю)

1. «Репка» «Там, где дружат – живут, не тужат»

2. «Колобок» «Лесть без зубов, а с костьми съест»

3. «Теремок» «В тесноте, да не в обиде»

4. «Кот и петух» «Друг познается в беде»

«Муравей и голубка» «Сам погибай, а друга выручай»

6. «Маша и медведь» «Глупый киснет, а умный все промыслит»

«Гуси-лебеди» «Придет беда – не купишь ума»

«Каша из топора» «Смекалка – второе счастье»

9. Проверочное занятие Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.

10. «Два Мороза» «С трудом и мороз не страшен»«Труд согревает»

11. «Лисичка-сестричка и волк» «Первой касатке не верь»«Догадаешься, как проиграешься»

12. «Морозко» «Как проживешь, так и прослывешь»

13. Рождественский праздник

14. «Двенадцать месяцев» «Доброму Бог помогает»

15. «Зимовье зверей» «Согласного стада волк не берет»«В согласии жить – никто не одолеет»

16. «Заюшкина избушка» «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай»

17. «Летучий корабль» «Добро в век не забудется»

18. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Умей обождать»«Мир не без добрых людей»

19. Проверочное занятие Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.

20. «Стойкий оловянный солдатик» «За честь хоть голову снесть»

21. «Как рубашка в поле выросла» «За один раз дрова не срубишь»«Дело шутки не любит»

22. «Сказка о рыбаке и рыбке» «Чего нет, того и хочется»«Кто многого желает, тот и мало не видает»

23. «Сивка-бурка» «Храброму смерть не страшна»«За добро добром платят»

24. «Царевна-Несмеяна» «Долг платежом красен»

25. «Царевна-лягушка» «Покорись беде и беда покорится»

26. «Иван-царевич и серый волк» «Что кому на роду написано, то тому Бог и даст»

27. «Спящая красавица» «Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал»

Без принуждения дети погружаются в мир слова, литературы, хореографии, художественного изображения, музыки, рождается сотворчество.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.

- Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

В результате ребёнок:

- познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;

- познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.

По указанной стрелке назвать букву. В соответствии с выпавшей буквой игроки называют вид театрального искусства, атрибуты, и т. д.

А- актер, Б - балерина, В- вахтер, Вешалка, Г- Грим, гардероб, Д- декорация, Ж - жетон, З - зрители, И- игра, искусство,

К- куклы, кукольный театр, Л-Ложа, М- маска, музыка, Н - народный театр, О - опера, оркестр, П - программа,

Р - режиссер, С- сцена, свет, Т- театр, У- увертюра, Ф- фестиваль, Х- хор, Ц- цвет, Ч- чемодан, Ш- шляпа, Э- этюд, Ю- юный зритель, Я - язык

Режиссёр всему научит

Куда пойти, сказать как лучше

Когда заплакать, как смеяться

Как вмиг  героем сказки оказаться.

А как туда попасть, спросите Вы? Нет ничего проще –Волшебной палочкой вращаю, всех вас в театр приглашаю.                   Слайд 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет для родителей "Чудо по имени театр"

В буклете консультация для родителей «Театральная деятельность, как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников» и фото отчет об участии детей в тетрализо...

Программа краткосрочной образовательной практики «Чудо по имени Театр» Средняя группа « Яблонька»

АктуальностьСоздание социальной ситуации развития ребенка, позволяющей выстроить ему индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности, взятых из социальной дейст...

Социальный проект по театрализованной деятельности " Чудо по имени Театр"

В проекте представлена технология развития творческих способностей учащихся посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческ...

Мастер - класс для педагогов "Чудо по имени театр!"

Цель: Создать условия для максимального  проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной деятельности для развития речи и творчески...

Мастер - класс для педагогов "Чудо по имени театр!"

Цель: Создать условия для максимального  проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной деятельности для развития речи и творчески...