Профилактика дисграфии у детей младшего школьного возраста
презентация по коррекционной педагогике по теме
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма».Л.С. Выготский
Цель: Ознакомить учителей начальных классов с видами дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disgrafii.pptx | 936.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма». Л.С. Выготский
Проанализируйте диктант, определите, какие ошибки орфографические, какие логопедические
Орфографические: безударные гласные; парные согласные; непроизносимые согласные; имена собственные Логопедические: замены и смешения (сильная позиция); пропуски букв, слогов; зеркальность; неправильное обозначение мягкости на письме
Дисграфия – («графо»-пишу, « дис »- расстройство)- это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера.
Дисграфические ошибки Стойкие Сохраняются в течение многих месяцев Повторяются Обусловлены несформированностью в ысших психических процессов
Классификация дисграфии 1 . Артикуляторно -акустическая дисграфия Первично – нарушение звукопроизношения 2. Акустическая дисграфия Первично – нарушение фонематического слуха 3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Первично – нарушение фонематического восприятия 4. Аграмматическая дисграфия Первично - нарушение лексико-грамматической стороны речи 5. Оптическая дисграфия Первично – нарушение зрительно-пространственного восприятия
Ошибки при аграмматической дисграфии
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза ошибки на уровне буквы и слога; ошибки на уровне слова; ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста;
пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов; раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации , вставки, перестановки, пропуски и повторы слов; нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
пропуски согласных при их стечении ( диктант – «диктат», кукла – « кука », арбуз – « абуз »); пропуски гласных (собака – « сбака »); добавления гласных (скамейка – « сакамейка »); перестановки букв (окно – « коно », дрова – « врода »); пропуски , добавления, перестановки слогов (комната – «кота», стакан –« ката »).
пропуски согласных при их стечении ( стрела – « трела », дожди – «дожи», кричат – « кичат »); пропуски гласных ( санки – « снки »», «собака – « сбака »); вставка лишних букв (стол – « стлол »); перестановки букв (тропа – « прота », ковром – « корвом », двор – « довр ») добавление букв (весна – « весная », тоскали – « тосакали ») пропуски , добавления, перестановки слогов (бегемот – « гебемот », голова – « говола ». Ошибки на уровне слова
С литное написание слов, особенно предлогов с другими словами ( Были чудные дни. – « быличудные дни». На ветвях ели и сосны. – « Наветвях елии сасны »). Раздельное написание слов (приставок, корня) – Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы .» Запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»). Ошибки на уровне предложения
простые и сложные формы звукового анализа; определять количество слогов в слове; определять количество слов в предложении; определять количество предложений в тексте. Основные направления в работе по данному нарушению:
проявляется : в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова; в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций ; в нарушениях согласования и словоизменения. п ри этой форме дисграфии отмечаются также т рудности; в построении сложных предложений, пропуски членов предложения ; в нарушении последовательности слов в предложении. Аграмматическая форма дисграфии
При устранении аграмматической дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения; развитие функции словоизменения и словообразования; работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами .
примеры ошибок: захлестнула – «нахлестнула», козлята –« козленки »; много деревьев – «много деревов »; над столом – «на столом» около него – «около ним»; дети бегут - «дети бежит»; белый дом –«бела дом». Аграмматическая
о шибки на письме в виде: замены графически сходных рукописных букв; зеркального написания букв; пропусков элементов (лишние и неправильно расположенные элементы). Оптическая дисграфия
развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса ); развитие буквенного гнозиса . Направления работы при устранении оптической дисграфии:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...
Презентация "Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников как залог формирования грамотной связной речи и профилактика дисграфии и дислексии в школьном возрасте."
В презентации описан план развития пространственно-временных представлений с учетом их формирования в онтогенезе, широко представлены игры и задания на формирование данных представлений у детей дошкол...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...
Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Подборка игр и упражнений для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Материал предназначен для логопедов, дефектологов, воспитателей...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.
За последние годы работы в дошкольных учреждениях с детьми все больше и больше становится детей, имеющих проблемы в речевой сфере различной степени выраженности. М...
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития....