Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
презентация по коррекционной педагогике

Баширова Дарья Валерьевна

Материал предназначен для логопедов, дефектологов, воспитателей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ Консультация для воспитателей ДОУ Учитель-дефектолог, логопед 23.10.2017

Слайд 2

Дисграфия – это… Ч астичное специфическое нарушение письма.

Слайд 3

Причины дисграфии : Наследственная предрасположенность. (Наличие у родителей нарушений письменной речи, психические заболевания у родственника) Патологические факторы . (Вредные воздействия) Функциональные причины. (Воздействие биологических и социальных факторов)

Слайд 4

Речевая симптоматика дисграфии В младших классах: • упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок; • не используют заглавные буквы и знаки препинания, путают схожие буквы ; • такие дети часто имеют плохой почерк, пишут медленно.

Слайд 5

Речевая симптоматика дисграфии В средних и старших классах: • дети используют короткие фразы с ограниченным набором слов; • допускают грубые ошибки; • не любят уроки русского языка, пропускают их, не выполняют письменных заданий.

Слайд 6

Речевая симптоматика дисграфии Взрослые с подобным дефектом с трудом сочиняют поздравительные открытки, письма не умеют писать. Стараются найти работу, где не надо ничего писать.

Слайд 7

Неречевая симптоматика У детей - дисграфиков отмечается не сформированность многих психических функций: • зрительного анализа и синтеза; • пространственных представлений; • слухопроизносительной дифференциации звуков речи; • фонематического, слогового анализа и синтеза; • лексико-грамматического строя речи; • расстройства памяти, внимание, эмоционально-волевой сферы.

Слайд 8

Формы дисграфии Артикуляторно -акустическая дисграфия Акустическая форма Аграмматическая форма Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза Оптическая дисграфия Моторной дисграфии

Слайд 9

Основные направления работы при профилактики дисграфии Артикуляторно -акустическая дисграфия Ребёнок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на своё неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Например: • у ребёнка отсутствует в произнесении звук «Р», тогда он может написать слово «раковина» так: « аковина » • если звук «Р» - заменяет на «В» - то его письмо выглядит так: « ваковина ». Овладение правильным звукопроизношением до начала обучения в школе очень важно, так как на начальном этапе овладения грамотой ребенок проговаривает вслух каждое записываемое им слово. Произнося звуки неправильно, ребенок пишет так, как произносит. Поэтому звуковые замены в речи должны быть устранены до начала обучения его грамоте.

Слайд 10

Основные направления работы при профилактики дисграфии Акустическая форма Эта форма проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Например: • смешиваются на письме буквы, обозначающие звонкие и глухие звуки вместо башмак - пашмак , волк - фолк; • свистящие и шипящие звуки: санки - шанки , зайка - жайка ; • аффрикаты и звуки, входящие в их состав: чай - щай , чайка - тяйка , цирк — тирк , яйцо — яйсо . • не правильное мягкости согласных на письме: « писмо », « лубит », « больит ».

Слайд 11

Основные направления работы при профилактики дисграфии (акустическая) Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха, приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки. Корнев А.Н. рекомендует для профилактики дисграфии учить детей повторять последовательность хлопков руками за взрослым в определенном ритме от простого к сложному. «Угадай, чья песенка» Взрослый просит ребенка внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (произносит отчетливо звук «С»: ссс …) и как поет комарик «З»: ззз … Затем взрослый произносит то звук «С», то звук «З» и предлагает ребенку угадывать, когда поет водичка, а когда комарик. Аналогично песенка змеи «Ш» и песенка жука «Ж» и т.д. Далее проводятся специальные упражнения, направленные на выработку у ребенка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слов.

Слайд 12

Основные направления работы при профилактики дисграфии (акустическая) Основные упражнения : «Хлопни в ладоши» Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук «Покажи картинку» Названия картинок, отличающихся одним звуком, произносятся в именительном падеже с экранизацией лица (мишка – миска, козы – косы и т. д.). «Закрой картинку» Ребенку, предлагается, молча закрыть картинки бумажными квадратиками, в названии которых есть заданный звук. «Подбери слова» Ребенку предлагается назвать несколько слов с заданным звуком.

Слайд 13

Основные направления работы при профилактики дисграфии Аграмматическая дисграфия Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетании, предложении и текста. Пропуски членов предложения: «Я ... шерстяной шарф». Например: • «красивый сумка» (не согласует в роде и числе) • «я видел лиса» (не изменяет слова по падежам, родам и числам)

Слайд 14

Основные направления работы при профилактики дисграфии ( аграмматическая ) По А.Н. Гвоздеву, каждый ребенок еще в дошкольном возрасте должен пройти так называемый « дограмматический период усвоения языка». При полноценном протекании этого периода ребенок, еще не знающий никаких грамматических правил, тем не менее, постепенно начинает правильно употреблять в своей речи все грамматические формы. Но поскольку одномоментное усвоение всех многообразных форм невозможно, то до определенного возраста в речи всех детей имеются так называемые «детские аграмматизмы », представляющие собой вполне нормальное явление и постепенно исчезающие с возрастом .

Слайд 15

Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа . Работа над словоизменением: образование множественного числа имен существительных; согласование прилагательных с существительными; согласование существительных с числительными. работа над предлогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений

Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...

Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Подборка игр и упражнений для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.

За последние годы работы в дошкольных учреждениях с детьми все больше и больше становится детей, имеющих проблемы в речевой сфере различной степени выраженности. М...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители! Часто в жизни возникают ситуации, когда ребенок идет в первый класс. А радостные ожидания от учебы вдруг омрачаются сложностями, возникающими у ребенка при письме.- Путает бук...

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логич...

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАКак часто можно услышать жа­лобы мам на то, что ребе­нок сходу не может показать правую или левую руку. Иногда про­сьба помочь н...