ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Лещинская Алина Сергеевна
Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи. Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения родного языка и в дальнейшем школьной программы в целом. Нарушение письма представляет собой стойкую системную проблему, поэтому работа над профилактикой дисграфии должна вестись не только на уровне дефекта, но и быть направлена на развитие речевой системы ребенка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leshchinskaya_statya.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Лещинская Алина Сергеевна

Учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 27 «Сказка»

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логически мыслить  и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи.

Актуальность  обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения родного языка и в дальнейшем школьной программы в целом. Нарушение письма представляет собой стойкую системную проблему, поэтому работа над профилактикой дисграфии должна вестись не только на уровне дефекта, но и быть направлена на развитие речевой системы ребенка в целом.

Ранняя диагностика предрасположенности к дисграфии и своевременное оказание логопедической помощи детям являются важными средствами профилактики дисграфии. Затруднения и ошибки при обучении чтению и письму в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

Специальные исследования показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем.

Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок соотносит буквы с этими образами и благодаря этому понимает читаемый тест.

Основными направлениями логопедической работы по профилактике дисграфии можно считать:

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги  в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы  подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений  по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов.

Профилактика предпосылок возникновения дисграфии должна быть направлена на развитие  психических функций, интеллектуального развития, которые необходимы для нормального овладения процессом письма.

Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей:

1. Предупреждение ошибок письма на уровни буквы

  1. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание. Найти недостающие элементы буквы.
  2. Обведение букв по трафарету, шаблону, вкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой.

2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога

  1. Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).

3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

  1. Необходимо учить детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы:

Кто это? Аня, кошка, мама...Что это? Книга, лето, туча... Что делает? Сидит, умывается, думает... Какой? Какая? Какое? Какие?

  1. Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - белое, теплое, парное - ? (молоко); хищный, серый, злой, клыкастый - ? (волк);
  2. на обобщающие понятия: какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда); добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул,. .); назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус - .).

Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях речевого детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактики дисграфий должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а так же с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР по степени риска возникновения дисграфий.

Библиографический список:

  1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006 г.
  2. Каше Г. А.: Предупреждение нарушений письма и чтения у детей // 0сновы теории и практики логопедии. М, 1968 г.
  3. Корнев А. Н.: Дислексия и дисграфия у детей. С-Петербург, 1995 г.
  4. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений

Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...

Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Подборка игр и упражнений для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Материал предназначен для логопедов, дефектологов, воспитателей...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.

За последние годы работы в дошкольных учреждениях с детьми все больше и больше становится детей, имеющих проблемы в речевой сфере различной степени выраженности. М...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители! Часто в жизни возникают ситуации, когда ребенок идет в первый класс. А радостные ожидания от учебы вдруг омрачаются сложностями, возникающими у ребенка при письме.- Путает бук...

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАКак часто можно услышать жа­лобы мам на то, что ребе­нок сходу не может показать правую или левую руку. Иногда про­сьба помочь н...