ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал (старшая группа)

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как часто можно услышать жа­лобы мам на то, что ребе­нок сходу не может показать правую или левую руку. Иногда про­сьба помочь найти какой-нибудь предмет, который находится, справа или слева от взрослого, но с другой стороны от ребенка, ставит малыша в тупик. Если ребенок теря­ется, в выполнении такой длинной и сложной инструкции, скорей всего у него несформированно пространственное вос­приятие. Что же это такое и чем оно может «грозить» ?

Несформированность про­странственного восприятия у ре­бенка чаще всего приводит к дисграфии. Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процес­са письма.

В силу специфики работы в логопедических группах, развитие пространственного восприятия и ориентировки в своём теле непосредственная задача.

Про­блема дисграфии очень обшир­ная и разносторонняя и начинать её решение необходимо с уточнения пространственного восприятия и ориентировки в своём теле.

Развитие и уточнение прост­ранственно-временных представ­лений важный этап овладения навыками письма. Последователь­ность во времени звуков и слогов, составляющих слово, а также вре­менная последовательность слов, составляющих фразу, в письме на­ходит отражение в соответствую­щей пространственной последо­вательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках те­тради при записи. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени созда­ют основу для развития звуко­слогового и морфемного анализа слов.

Исходным в работе по разви­тию пространственных ориенти­ровок является осознание детьми схемы собственного тела, опреде­лений в пространстве, ориенти­ровка в окружающем «малом» пространстве.

Рекомендуются задания, направленные на опреде­ление схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве и уточнений про­странственных взаимоотношений, схемы тела, стоящего напротив, уточнении последовательности предметного ряда, последователь­ности числового ряда, графическое обозначение направлений. Под­ними свою «главную» руку, под­ними другую руку, назови её. По­кажи левую бровь, правое колено. Постепенно задания можно усложнять: закрой правой рукой левый глаз. Дотронься левой рукой правого ухо, а правой рукой носа. Затем, по хлопку логопеда меняем руки. Стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади. Стоя в шеренге, назвать стоящего слева, справа. Далее тренировать ребят в определении последователь­ности предметов или их изображе­ний (ряда предметных картинок, изображающих овощи, фрукты, животных, и т.д.), а также графиче­ских знаков. Такие задания способ­ствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.

Далее можно осваивать более сложные задания. Такие, как выч­ленение одного предмета из ряда однородных предметов, изображе­ний, графических знаков. Найти, и раскрась морковь в ряду овощей, состоящих из 5 или б предметов. С каждым разом увеличивая чис­ло предметов. Усложняя задания для детей можно проводить зри­тельные диктанты, предлагая сна­чала рассмотреть образец ряд фи­гур, трафаретов или изображений предметов, а потом выложить по памяти этот ряд из раздаточно­го материала. Упражнения такой направленности создают предпосылки для развития позиционно­го анализа звуков в составе слова. Уточнение временных представле­ний детей предполагает уточнение и активизацию соответствующего словарного запаса, а также пропе­девтики усвоения времен глагола.

Выполнение данных заданий позволяют значительно улучшить показатели простран­ственных представлений и кон­структивного праксиса у детей дошкольного возраста и подготовить их к обучению в школе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_1_dlya_shury.docx14.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как часто можно услышать жалобы мам на то, что ребенок сходу не может показать правую или левую руку. Иногда просьба помочь найти какой-нибудь предмет, который находится, справа или слева от взрослого, но с другой стороны от ребенка, ставит малыша в тупик. Если ребенок теряется, в выполнении такой длинной и сложной инструкции, скорей всего у него несформированно пространственное восприятие. Что же это такое и чем оно может «грозить» ?

Несформированность пространственного восприятия у ребенка чаще всего приводит к дисграфии. Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.

В силу специфики работы в логопедических группах, развитие пространственного восприятия и ориентировки в своём теле непосредственная задача.

Проблема дисграфии очень обширная и разносторонняя и начинать её решение необходимо с уточнения пространственного восприятия и ориентировки в своём теле.

Развитие и уточнение пространственно-временных представлений важный этап овладения навыками письма. Последовательность во времени звуков и слогов, составляющих слово, а также временная последовательность слов, составляющих фразу, в письме находит отражение в соответствующей пространственной последовательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках тетради при записи. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для развития звукослогового и морфемного анализа слов.

Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве.

Рекомендуются задания, направленные на определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве и уточнений пространственных взаимоотношений, схемы тела, стоящего напротив, уточнении последовательности предметного ряда, последовательности числового ряда, графическое обозначение направлений. Подними свою «главную» руку, подними другую руку, назови её. Покажи левую бровь, правое колено. Постепенно задания можно усложнять: закрой правой рукой левый глаз. Дотронься левой рукой правого ухо, а правой рукой носа. Затем, по хлопку логопеда меняем руки. Стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади. Стоя в шеренге, назвать стоящего слева, справа. Далее тренировать ребят в определении последовательности предметов или их изображений (ряда предметных картинок, изображающих овощи, фрукты, животных, и т.д.), а также графических знаков. Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.

Далее можно осваивать более сложные задания. Такие, как вычленение одного предмета из ряда однородных предметов, изображений, графических знаков. Найти, и раскрась морковь в ряду овощей, состоящих из 5 или б предметов. С каждым разом увеличивая число предметов. Усложняя задания для детей можно проводить зрительные диктанты, предлагая сначала рассмотреть образец ряд фигур, трафаретов или изображений предметов, а потом выложить по памяти этот ряд из раздаточного материала. Упражнения такой направленности создают предпосылки для развития позиционного анализа звуков в составе слова. Уточнение временных представлений детей предполагает уточнение и активизацию соответствующего словарного запаса, а также пропедевтики усвоения времен глагола.

Выполнение данных заданий позволяют значительно улучшить показатели пространственных представлений и конструктивного праксиса у детей дошкольного возраста и подготовить их к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений

Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...

Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Подборка игр и упражнений для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Материал предназначен для логопедов, дефектологов, воспитателей...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.

За последние годы работы в дошкольных учреждениях с детьми все больше и больше становится детей, имеющих проблемы в речевой сфере различной степени выраженности. М...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители! Часто в жизни возникают ситуации, когда ребенок идет в первый класс. А радостные ожидания от учебы вдруг омрачаются сложностями, возникающими у ребенка при письме.- Путает бук...

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логич...