Проект «Тренируем пальчики–развиваем речь» (младшая группа)
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

Михайлова Светлана Вавилоновна

«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.      Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»                                                 В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvivaem_rech.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» 

 

 

Педагогический проект

по развитию мелкой моторики

в первой младшей группе

 «Тренируем пальчики–развиваем речь».

 

 

 

 

Автор проекта: Михайлова Светлана Вавилоновна

воспитатель 1 квалифицированной категории

 

 

 

 

 

 

 

2018 г.

«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.      Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»                                                 В. А. Сухомлинский

Введение  

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью  к языку, его звуковой и смысловой стороне. Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.

Все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи (словарный запас) малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Актуальность

Актуальность данной работы заключается в оказании своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии речи и формировании мелкой моторики пальцев рук, через традиционные и нетрадиционные игры и упражнения, включая их в различные виды деятельности.

Наименование проекта: «Тренируем пальчики–развиваем речь».

Тип проекта: Практико-ориентированный; групповой, индивидуальный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 2 - 3 года.

Срок проекта: долгосрочный (сентябрь – май)

Цель проектаРазвивать пальчиковую моторику рук через различные виды деятельности, используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи проекта:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр, гимнастик и упражнений.

3. Развивать внимание и воображение, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе и общении с взрослыми.

Этапы реализации: 

I Подготовительный этап:                                                 

Информационно - аналитический (вводно-ознакомительный)

  • изучение научно-методической литературы по данной теме
  • составление картотеки игр для развития мелкой моторики
  • подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

II Основной этапПрактический

(создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно информационного и консультативного материала для родителей) .

Работа с детьми по всем образовательным областям:

  • в процессе ООД (продуктивной деятельности);
  • индивидуальной работе;
  • на прогулке;
  • утренней гимнастике;
  • самообслуживание;
  • использование нетрадиционных приемов.

Совместная деятельность с родителями.

  • анкетирование родителей;
  • консультации, беседы;
  • совместная деятельность на занятиях, в играх, в досугах;
  • создание семейного кружка «Веселые ладошки».

Методы и приемы работы:

• Массаж кистей рук (массажные шарики, карандаши, шишки)

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами

• пальчиковый театр

• лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем и т. д.

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО, кубиками.

• штриховка

• лабиринты

• дидактические игры (заводные игрушки, будильник)

• шнуровка

• игры с мелкими предметами (пуговицы, кнопки, липучки, камушки и т.д)

• пазлы, мозаика.

• изготовление дидактических игр.

III Заключительный этап:

Предоставление отчета о работе.

Форма отчетности:

- сделать презентацию для воспитателей на тему:                               «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»;

- подготовить мастер класс для родителей «Тренируем пальчики–развиваем речь»;

- составить картотеку пальчиковых игр, гимнастик и упражнений;

- организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики».

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
  • Овладение разными видами продуктивной деятельности.
  • Получение удовольствия от творческой деятельности, стремление к познанию окружающего мира.

Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:

  • Принцип доступности обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
  • Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
  • Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
  • Принцип интеграциинеобходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
  • Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДО и семьи.
  • Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.

Заключение

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.

Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.  И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Тренируем пальчики–развиваем речь»

для детей первой младшей группы.

мероприятие

цель

сроки

Изучение литературы по теме.

Получить необходимые знания по данной теме

сентябрь

Составление картотеки    игр для развития мелкой моторки

Распределить игры по лексическим темам

сентябрь -октябрь

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

сентябрь

Анкетирование родителей.

Выявление компетентности родителей по данной проблеме.

октябрь

Экспериментальная деятельность: познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, шишки, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага, пуговицы и т.д)

Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.

В течение года

Выполнение продуктивной деятельности (конструирования,

Нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки)

Приобщение к изобразительному искусству.

В течение года

Дидактические игры

Развитие пальцев рук, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

В течение года

Изучение пальчиковых игр, физкультминуток.

Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения.

В течение года

Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

В течение года

Привлечение родителей к участию в реализации проекта.

В течение года

 ИГРЫ,УПРАЖНЕНИЯ, ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Сорока белобока»

- Игры с крупой «Найди шарик».

- Д/и «Волшебные замочки».

- Массаж рук с помощью ребристых мячей.

- Лепка «Покормим курочку».

- П/игра «Ловим мыльные пузыри».

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Семья».

- Лабиринты «Лабиринт для карандаша».

- Игра с прищепками «Ежик».

- Д/и «Непослушная кнопочка»

- Папка - передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика?»

- Д/и «Большие и маленькие мячики».

- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками».

- Игры с водой «Рыбалка».

- Упражнения пальчиковой гимнастики «10 птичек».

- Д/и «Сортируем макароны».

- Лепка «Блинчики».

- П/игра «Солнышко и дождик».

- Д/и «Липкая липучка»

- Игра с прищепками «Флажки».

- Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук».

- Д/и «Найди варежку такую же по цвету»

- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с карандашом».

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ножки»

- Д/и «Найди крючок»

- Лепка - готовим блинчики

- Д/и «Бусы»

- Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик»

- Игра с прищепками «Цветок»

- Д/и «Разноцветные пуговицы»

- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с орехом».

- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с шишками».

- Дорисуй ежику колючки

- Игры с водой «Достань, что скажу»

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладушки-ладошки»

- Лабиринты «Узоры»

- Игра с прищепками «Елочка».

- Д/и «Разноцветные шнурки»

- Мастер-класс «Игры для пальчиков»

                                 

Литература

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

7. Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.

8. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

9. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

10. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

11. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

12. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Тренируем пальчики — развиваем речь»

Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем р...

Проект для педагогов «Тренируем пальчики — развиваем речь»

Проект для педагогов «Тренируем пальчики — развиваем речь»Помощь педагогам в освоении  методов проведения нетрадиционных игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук, овладе...

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Тренируем пальчики–развиваем речь»

laquo;Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая ...

Проект Тренируем пальчики - развиваем речь

Проект " Тренируем пальчики - развиваем речь"...

Проект «Развиваем пальчики – развиваем речь» во второй младшей группе «Гномики»

АктуальностьРазвитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач. В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской р...

Проект «Тренируем пальчики - развиваем речь!»

Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений «Тренируем пальчики - развиваем речь!»       Актуально...

Кружок по развитию речи и мелкой моторики "Тренируем пальчики-развиваем речь"

План кружковой работы по развитию речи и мелкой моторики во второй младшей группе "Тренируем пальчики - развиваем речь". Цель данного кружка -развитие речи и мелкой моторики рук детей младше...