Проект Тренируем пальчики - развиваем речь
проект (младшая группа)

Проект " Тренируем пальчики - развиваем речь"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный проект «Тренируем пальчики — развиваем речь» младшая группа «Почемучки»

 

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                                 В. А. Сухомлинский.

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»

                                                                       В. М. Бехтерев.

Актуальность проекта.

В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно: чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи это период возраста от полутора до трех лет. Именно в этот период у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка.

Благодаря множеству исследований отечественных и зарубежных психологов было доказано, что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые единодушно сходятся во мнении, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кистей рук, которая расположена очень близко к речевой зоне. Именно это дает основание рассматривать кисти рук, как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии мелкой моторики рук на повышение работоспособности коры головного мозга, формирование и развитие речевой функции детей.

Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук как можно раньше.

Назначение проекта.

Работая с детьми третьего года жизни, мы пришли к выводу, что мелкая моторика рук малышей, приходящих в детский сад слабо развита, а как следствие отстает и речевое развитие.

Поэтому данный проект направлен на создания в группе развивающей предметно-пространственной среды, системы развивающих отношений, направленных на развитие органов чувств, освоение сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, тем самым активизируя работу мозга (включая мышление, память, внимание, речь).

А так же на углубление и обогащение знаний родителей по теме, вовлечение их в жизнь детского сада.

Цель проекта:

Развивать речевую активность детей посредством развития мелкой моторики рук в разных видах деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-Обогащать сенсорный опыт детей.

-Повышать уровня речевого развития.

Развивающие:

-Стимулировать развитие интеллектуальных способностей детей (мышление, память, внимание, воображение)

-Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитательные:

-Формировать умение слушать инструкции педагога и выполнять их.

-Создать эмоционально-положительный настрой детей.

-Вызвать желание заниматься совместной деятельностью в группе сверстников.

Вид проекта: Долгосрочный, практико-ориентированный

Участники проекта: дети в возрасте 2-3х лет, воспитатели, родители

Интеграция образовательных областей:

-Познавательное развитие

-Речевое развитие

-Социально-коммуникативное развитие

-Художественно-эстетическое развитие

-Физическое развитие

Методическое обеспечение:

1.И. С. Артюхова Ю. В. Белькович «Играем, дружим, растём» сборник развивающих игр («Мозаичный парк» Москва «Русское слово» 2018г)

2.Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» (Москва «Просвещение» 1988г)

3.Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» ТЦ «Сфера»

4.Н. В. Гатанова Е. Г. Тунина «Развиваем мелкую моторику» (СПб «Питер» 2000г)

5.Г. Г. Григорьева Н. П. Кочетова Г. В. Грубо «Играем с малышами» (Москва «Просвещение» 2003г)

6.И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», «Поиграй со мною, мама» (издательский дом «Литера» Санкт-Петербург 2010г)

7.О. И. Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь» (издательский дом «Литера» Санкт-Петербург 2009г)

8.Е. Л. Янушко «Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего возраста» (издательство «Мозаика-синтез» 2003г)

Материально-техническое обеспечение:

Отбор и систематизация комплекса разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей.

Подбор и изготовление игрового материала.

Подбор и анализ литературы для повышения профессиональной компетентности педагогов и практической деятельности.

Обогащение предметно-развивающей среды группы и создание условий для развития мелкой моторики рук у детей с учетом возрастных особенностей и потребностей детей в ДОУ и семьях воспитанников.

Создание условий для познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Основные принципы:

Индивидуально-личностный подход к каждому ребенку

Целенаправленность

Поэтапность

Систематичность и последовательность

Наглядность

Интегрированность (объединение нескольких видов деятельности)

Адаптивность (способность к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения)

Активизация самостоятельности детей.

Ожидаемый результат:

Укрепление мышц рук, совершенствование координации движений

Повышение интеллектуального уровня детей

Улучшение качества детской речи

Положительное эмоциональное состояние детей.

Формирование простейших навыков самообслуживания

Реализация профессионального роста педагогов

Повышение педагогической культуры родителей по вопросам развития мелкой моторики рук и речевой активности детей.

Этапы работы над проектом.

1этап – подготовительный.

1. Организационная работа.

Выбор темы и разработка проекта

Изучение современных требований к организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДОУ

Подготовка теоретического и практического материала, изучение новых методик и технологий по вопросам сенсорного развития.

Составление перспективного плана по реализации проекта.

Создание условий для реализации проекта.

Разработка сценариев мероприятий.

2. Диагностическая работа.

Анализ уровня сформированности сенсорных умений и навыков у детей.

Анкетирование родителей.

Выявление запросов родителей на данную тему.

2 этап – практический.

1. Основные формы реализации проекта в работе с детьми.

Игры-занятия с дидактическим материалом

Художественно-эстетическая деятельность (рисование нетрадиционным способом, лепка)

Пальчиковая гимнастика (ежедневно)

Игры с дидактическими игрушками

Игровые упражнения с пособиями по сенсорному развитию.

Игры-забавы с народными игрушками

Сюжетно-ролевые игры

Игры с конструкторами и строительным материалом.

Пальчиковые игры (манипуляции, с элементами массажа)

Игры и упражнения с природным, бросовым материалом

Пальчиковый театр

Театрализованные игры, развлечения

Подвижные игры (с манипуляцией по тексту)

Ежедневные культурно-гигиенические и закаливающие процедуры.

2. Взаимодействие с родителями:

Анкетирование родителей по теме «Что вы знаете о влиянии мелкой моторики рук на развитие детей?»

Круглый стол для родителей на тему «Тренируем пальчики – развиваем речь»

Выставка-презентация книг для родителей из серии «Первые шаги от 0 до 3 лет» (И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», «Поиграй со мною, мама», Л. Б. Дерягина «Баюшки-баю», О. И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь»)

Ширма «Зачем нужны пальчиковые игры»

Консультации: «Значение развития мелкой моторики рук для детей раннего возраста», «Поиграйте с малышом» (подбор пальчиковых игр по сезонам)

Памятка «Тренируем пальчики – развиваем речь»

Участие родителей в пополнении развивающей среды группы по сенсорному развитию»

Фото отчет для родителей «Мамам очень интересно знать о том, как мы живем»

3этап – обобщающий.

Анализ результатов работы

Корректировка работы с семьей по развитию мелкой моторики рук детей.

Организация выставки творческих работ детей по художественно-эстетическому развитию

Оформление фотовыставки «Мамам очень интересно знать о том, как мы живем»

Создание фотоальбома «Пальчики дружные – все такие нужные»

Подготовка отчётов о проделанной работе, оформление материалов в форме презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»...

Проект «Тренируем пальчики — развиваем речь»

Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем р...

Проект для педагогов «Тренируем пальчики — развиваем речь»

Проект для педагогов «Тренируем пальчики — развиваем речь»Помощь педагогам в освоении  методов проведения нетрадиционных игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук, овладе...

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Тренируем пальчики–развиваем речь»

laquo;Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая ...

Проект «Тренируем пальчики–развиваем речь» (младшая группа)

laquo;Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.      Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, слож...

Проект «Тренируем пальчики - развиваем речь!»

Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений «Тренируем пальчики - развиваем речь!»       Актуально...

Кружок по развитию речи и мелкой моторики "Тренируем пальчики-развиваем речь"

План кружковой работы по развитию речи и мелкой моторики во второй младшей группе "Тренируем пальчики - развиваем речь". Цель данного кружка -развитие речи и мелкой моторики рук детей младше...