Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
презентация по коррекционной педагогике

Барменкова Татьяна Дмитриевна

В презентации представлены основные направления работы учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, а также особенности работы учителя-логопеда и воспитателя при инклюзивном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.pptx84.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи Барменкова Татьяна Дмитриевна –кандидат педагогических наук, учитель-логопед.

Слайд 2

Группа компенсирующей направленности для детей с ОНР Основные направления работы учителя-логопеда: Психолого-педагогическое обследование Групповые формы работы (фронтальные занятия, подгрупповые занятия по развитию всех компонентов речи) Индивидуальные формы работы (индивидуальные занятия) Работа с родителями Взаимодействие со специалистами и педагогами.

Слайд 3

Гр уппа компенсирующей направленности для детей с ОНР Целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. В группе компенсирующей направленности ДОО коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные АООП, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей . Коррекционное обучение осуществляется в зависимости от тяжести речевого дефекта и возраста ребенка в сроки от 1 до 4 лет .

Слайд 4

Задачи и содержание образовательной деятельности воспитателя в группах для детей с ТНР Обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей с ТНР в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области ) в соответствии с АООП: -«Социально-коммуникативное развитие» ( развитие общения, нравственное воспитание, ребёнок в семье и обществе, самообслуживание, трудовое воспитание и основы безопасности жизнедеятельности) -«Познавательное развитие » (формирование элементарных математических представлений, ознакомление с предметным окружением и ознакомление с миром природы, ознакомление с социальным миром и развитие познавательно-исследовательской деятельности) - «Речевое развитие» (развитие речи и ознакомление с художественной литературой) -«Художественно-эстетическое развитие » (приобщение к искусству, изобразительная деятельность, конструктивно-модельная деятельность, музыка) -«Физическое развитие » (формирование представлений о здоровом образе жизни и физическая культура) Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей с ТНР, определяется целями и задачами АООП и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка ). Целостность программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников . Воспитатели группы работают в тесной взаимосвязи с учителем-логопедом, владеют методиками и приёмами работы с детьми с ТНР, владеют информацией об индивидуальных особенностях состояния речи каждого ребёнка. Организация работы по образовательным областям строится с учётом лексико-грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях.

Слайд 5

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями группы Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещение специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Воспитатели группы работают в тесной взаимосвязи с учителем-логопедом, владеют методиками и приёмами работы с детьми с ТНР, владеют информацией об индивидуальных особенностях состояния речи каждого ребёнка. Организация работы по образовательным областям строится с учётом лексико-грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях. В вечернее время в течение коррекционного часа воспитатель с подгруппами и отдельными детьми проводит занятия по коррекции речи по заданиям учителя-логопеда. Воспитатель логопедической группы должен знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребёнка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической стороны речи, в процессе организованной деятельности и в режимные моменты учитывать речевые возможности каждого ребёнка. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей фиксируется в специальной тетради. Также учитель-логопед взаимодействует и с другими участниками образовательного процесса: педагогом-психологом, музыкальным руководителем, воспитателем по физкультуре.

Слайд 6

Задачи и организация деятельности педагога-психолога с детьми с ТНР Педагог-психолог планирует свою работу с детьми исходя из результатов диагностики и в соответствии с рекомендациями ЦПМПК. Формы занятий: групповые занятия и индивидуальные занятия с детьми, консультирование родителей. При организации групповых форм работы необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Объединять в малые подгруппы детей со сходными нарушениями, в соответствии с возрастом и уровнем развития ВПФ. Групповые занятия также могут быть организованы в соответствии со специальным запросом, например , от воспитателя группы и направленны на: развитие навыков взаимодействия и взаимопомощи в коллективе, развитие игрового взаимодействия и т.д. Задачи: Дети 3,4,5 лет: развитие игровой деятельности, навыков взаимодействия, социализации развитие социально-коммуникативной сферы, высших психических функций, общей и мелкой моторики. Дети 6 лет: развитие высших психических функций, графо-моторных навыков, регуляции произвольной деятельности

Слайд 7

Особенности работы учителя-логопеда при инклюзивном образовании В соответствии с ФГОС дети с ОВЗ могут получать коррекционную помощь, находясь в группе общеразвивающей направленности Количество детей с ОВЗ в такой группе не должно превышать 5 чел. Планирование деятельности учителя-логопеда: Подгрупповые занятия с детьми одного возраста по всем разделам АООП Индивидуальные занятия и занятия с малыми подгруппами в соответствии с АООП Консультирование родителей Взаимосвязь со специалистами и воспитателями группы Документация учителя-логопеда соответствует документации учителя-логопеда, работающего в группе для детей с ТНР, ЗПР.

Слайд 8

Особенности работы воспитателя группы при инклюзивном образовании Составление индивидуального образовательного маршрута Работа с детьми в малых подгруппах или индивидуально в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом Проведение групповых занятий с детьми с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей с ОВЗ Проведение занятий в о 2-ой половине дня по заданиям учителя-логопеда, учителя-дефектолога Заполнение таблиц или иных форм документации, отражающих ежедневную работу по всем образовательным областям детей с ОВЗ

Слайд 9

Работа с родителями Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях . Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары , открытые занятия, мастер-классы, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ. В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций . Стенды для родителей учитель-логопед оформляет в течение всего учебного года. Размещённые там материалы помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание дидактических игр , текущие материалы по формированию всех компонентов речи, художественные произведения для чтения и заучивания.

Слайд 10

Программы Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР. Уровень образования – дошкольный. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «Мозаика-Синтез, 2015 Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, Н.В. Нищева , С.- П., 2014 г. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи под редакцией профессора Л. В. Лопатиной, С.- П., 2014 г.

Слайд 11

Технологии и методические пособия Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова , Т.Б.Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Л.Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР)» Р.И. Лалаева , Н.В.Серебрякова «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Для преодоления лексико-грамматического нелоразвития речи у дошкольников. Для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников» Т.А. Ткаченко Логопедические тетради «Формирование и развитие связной речи. Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа» О.А. Безрукова «Слова родного языка». «Грамматика русской речи» Т.Ю. Бардышева , Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду » Изд.-во Скрипторий 2003, -2011 г. Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР » С.А.Васильева «Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников». М. –2008 г.

Слайд 12

Психолого-педагогическое обследование. О.А.Безрукова , О.Н.Каленкова . «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» Изд.-во Русская речь – 2010 г. О.Б.Иншакова . «Альбом для логопеда» Изд.-во Владос – 2000 г. С.В. Батяева , Е.В.Савостьянова . «Альбом по развитию речи для самых маленьких». Изд-во Росмэн – 2013 г. В.С.Володина . «Альбом по развитию речи» Изд.-во Росмэн – 2008 г . Г.В.Бабина , Н.Ю.Сафонкина . «Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи» Изд.-во Книголюб- 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Этапы работы

В предложенном материале раскрываются понятия фонематического анализа и синтеза, этапы их формирования....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с использованием мнемотехники.

В статье имеется описание использования мнемотехники, а именно пособия О.А. Романович "Запоминалочки"....

"Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии"

В статье рассматриваются теоретические аспекты детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и важности тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования....

Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье выделены психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....