Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
статья по психологии

Шамаева Елена Викторовна

В статье выделены психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_psihologo_pedagogicheskie_harakteristiki_detey_.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Москвы "Школа № 1430 имени Героя Социалистического Труда Г.В. Кисунько» 

Здание «Радуга»

 

 

 

 

Психолого - педагогические характеристики

 детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

 

 

 

Разработал воспитатель высшей категории:

Шамаева Елена Викторовна

 

 

Москва 2023г.


Психолого - педагогические характеристики детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Над исследованием психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста трудились прекрасные отечественные ученые и психологи - Л.Ф. Обухова, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речевой системы (лексического, грамматического, фонематических процессов, звукопроизношения, просодики), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте [1].

Дошкольники с ТНР - это разнородная категория детей с ограниченными возможностями здоровья, с системным общим недоразвитием речи, стойким речевым расстройством в сочетании с различными особенностями психической деятельности. Наличие речевых дефектов отрицательно сказывается на становлении психики, является главным связующим звеном в развитии психических процессов и мощным инструментом в развитии ребёнка. У таких детей скудный речевой запас, иные не говорят вовсе. В силу важности речевой деятельности для общего психического и интеллектуального развития эти дети приобретают набор вторичных отставаний в психики, что порой позволяет считать их неполноценными в интеллектуальном отношении, что неверно.

Л. С. Выготский, опираясь на свою концепцию о системном строении дефекта, предложил рассмотреть структуру дефекта при аномальном развитии детей. Структуру дефекта представляют две группы - дефект первичный и вторичный. Первичный дефект - биологические факторы, негативно влияющие на отделы ЦНС, анализаторы. Вторичный дефект – неполноценное развитие высших психических функций, как мышление, речь, проявляющийся постепенно в процессе отклоняющегося развития. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения (часто их сочетания). Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но возникает под его влиянием. При появлении вторичных нарушений могут страдать функции, непосредственно связанные с поврежденной, либо функции, которые в момент воздействия вредоносных факторов находились в сензитивном состоянии. Получается, что первичный дефект влечёт за собой формирование вторичных отклонений и отклонений третьего порядка.

ТНР представляют собой системное недоразвитие речевой функции, где величина нарушений определяется согласно уровневой характеристике речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР), рассмотренной Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой. К ТНР при этом относятся нарушения, согласно классификации этих авторов, как первый и второй уровни речевого развития [2; с.66].

Первый уровень (ОНР I уровня) характеризуется отсутствием словесных средств общения, лепетным состоянием речи или ограниченным их развитием. У детей данной категории активный словарь состоит из очень небольшого количества нечётко произносимых слов или их отсутствие. Речь детей с первым уровнем речевого развития слабо понятна, к тому же дети дополнительно пользуются невербальными средствами общения (язык тела). Коммуникативное взаимодействие между индивидами происходит без использования слов, то есть без речевых и языковых средств общения. Передача информации идёт через образы, жесты, мимику – инструментом «общения» является тело человека.

Первый уровень речевого недоразвития квалифицируется как "отсутствие общеупотребительных словесных средств общения".

 Второй уровень (ОНР II уровня) трактуется возрастанием речевой активности детей при искажённом и ограниченном запасе слов. Данный уровень отличается появлением у ребёнка фразовой и спонтанной речи. При ответах на задаваемые вопросы у детей ещё сохраняется искажённая фразовая речь в фонетическом и грамматическом отношении. Понимание обращённой речи остаётся неполным из-за дефектов звукопроизношения и искажения слоговой структуры слова. Например, при ответе на вопросы о представленной картинке прослеживается употребление союзов, некоторых предлогов, глаголов, наречий и т.д.

Второй уровень общего недоразвития речи трактуется как «начатки фразовой речи».

В силу отставания речевой функции для психического и интеллектуального развития у детей присутствует целый ряд вторичных отклонений, которые находят своё отражение в психической деятельности. А именно отмечается патология в эмоционально-волевой сфере личности, в недоразвитии всей познавательной деятельности.

Все психические процессы у ребенка - память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.).

Аномалии в эмоционально-волевой сфере детей с ТНР выражены в нестойкости интересов, неуверенности в себе, сниженной мотивации. Эти дети излишне раздражительны, обидчивы, ранимы, агрессивны. У них возникают трудности в общении как с окружающими, так и в налаживании контактов со сверстниками, что в дальнейшем тормозит развитие игровой деятельности и формировании личности. Они с трудом могут контролировать своё поведение. У некоторых детей отмечается двигательные расстройства, проявляющиеся в моторной неловкости, неуклюжести, импульсивности, хаотичности движений. Эти дети быстро утомляются, и имеют пониженную работоспособность, испытывают трудности при выполнении какой либо активности по словесной инструкции, медленно включаются в выполнение задания. Часто встречается недостаточная координация пальцев кистей рук, недостаточное развитие мелкой моторики. Отмечаются проблемы в формировании саморегуляции и самоконтроля, так как важным условием совершенствования этих процессов является нормальный уровень речевого развития.

В ходе своих наблюдений Л.С. Выготский утверждал, что задержка развития воображения является следствием задержки в развитии речи [4, с 110].

В.П. Глухов в своих работах также делал выводы, что дети данной категории по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников. Что у них процессы воображения и деятельности однообразны, быстро истощаются, им требуется дополнительное время для включения в работу, наличие длительных пауз. [2; 177]

Особенности развития памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется долгим запоминанием и быстрым забыванием. Данная категория детей страдает пониженным объёмом слуховой и зрительной памяти, слабой продуктивностью запоминания. Дети не могут запомнить сложные инструкции, однако у них остаются довольно хорошие возможности смыслового и логического запоминания.

У детей с речевой патологией развития нарушено пространственное восприятие, то есть дети испытывают трудности при ориентировке в окружающей среде, в понятиях «слева», «справа», «между», «над», «под». Бедность зрительного восприятия, ведёт к замедленному темпу формирования целостного образа предмета. Например, ребёнок будет испытывать трудности при складывании картинки из частей, но при этом простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не будет отличается от нормы. У детей с речевой патологией отмечается снижение скорости выполнения перцептивных операций. Ограниченность слухового восприятия детей с ТНР ведёт к нарушению фонематического слуха, непониманию речи окружающих, к отсутствию реагирования на своё имя, к низкой активности запоминания.

 Внимание детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуются неустойчивостью, истощаемостью, низким уровнем в концентрации и недостаточностью переключения и распределения внимания. Таким детям сложно сосредоточиться на вербальном задании, трудно направлять своё внимание на выполнение словесной инструкции. Непроизвольный характер внимания детей с ТНР, приводит к тому, что ребёнок легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель (шум, сирена, и т.д.). Словесная инструкция воспринимается фрагментально, неточно, что ведёт к большому количеству ошибок при дифференцировке, например, по форме, цвету или расположению фигур. Дети с трудом анализируют, сравнивают, обобщают, испытывают трудности в планировании и контроле своих действий.

По данным Ю.Ф. Гаркуши и О.Я. Усановой, на протяжении всей работы дети невнимательны, не всегда замечают и устраняют свои ошибки самостоятельно [7, с 33].

 Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьева, А.Р. Лурия выступали сторонниками связи речи не только с мышлением, но и самосознанием в целом [6].

А. Н. Леонтьев утверждал, что речь «…не есть процесс общения, речь не есть и говорение, речь – это способ формирования и формулирования мысли в самом процессе речевой деятельности» [3].

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то у детей с ТНР вызывают большие трудности словесные задания логической направленности. Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается как наглядно – действенное, так и наглядно - образное мышление. Недоразвитие словесно - логического мышления, приводит к тому, что дети с большим трудом устанавливают сходства и различия между предметами по важным признакам. Часто их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны между собой. Они с трудом овладевают обобщением, сравнением, анализом и синтезом.

В своих исследованиях Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова отмечают, что у большинства детей с тяжёлым нарушением речи характерную ригидность мышления.

Из тяжелых речевых нарушений чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикания.

 Алалия - сильная несформированность речевой функции, как следствие органического повреждения речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи имеет системный характер.

В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой разделяют:

- экспрессивную (моторную) алалию, когда у ребенка собственная речь не развита, но ребенок хорошо понимает чужую речь;

- импрессивную (сенсорную) алалию, когда нарушен высший корковый анализ и синтез звуков речи и ребенок не понимает чужую речь, несмотря наличие хорошего слуха.

- смешанную алалию с признаками нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи.

Афазия в отличии от алалии характеризуется приобретенным, а не врожденным характером нарушений, возникает, например, вследствие тяжелой черепно-мозговой травмы, имеет аналогичную классификацию.

Тяжелые нарушения речи совмещаются с рядом неврологических и психопатологических синдромов согласно классификации Е. М. Мастюковой:

- гипертензионно-гидроцефалъный синдром, характеризуется высоким внутричерепным давлением, как следствие увеличен размер головы, большие лобные бугры, выделяются вены в районе висков. Проявляется синдром в нарушении умственной работоспособности, быстрой утомляемости, высокой возбудимостью, раздражительностью, дети часто жалуются на головную боль, плохо переносят жару;

- церебрастенический синдром - характеризуется высокой нервно-психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, невнимательностью, забывчивостью, сочетается как с гиперактивностью, так и пассивностью;

- синдромы двигательных расстройств, проявляющиеся в виде слабого мышечного тонуса, легкого нарушения равновесия, координации движений, недостаточной дифференцированной моторики пальцев рук. [5; с.126].

Анализ психолого-педагогической литературы подтверждает, что дети с тяжелыми нарушениями речи – это отдельная категория детей, с первично ненарушенным интеллектом, но наличием значительных речевых изъянов, влияющих на формирование всей познавательной деятельности. У данной категории детей прослеживаются нарушения, как в воспроятии, так и в воображении, памяти, продуктивности запоминания, повышенной утомляемости, раздражительности, неуживчивости, трудности в процессе социализации, как со сверстниками так и с взрослыми, что тормозит развитие игровой деятельности ребёнка и в дальнейшем влияет на формирование личности.

Вывод:

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это дети с ограниченными возможностями здоровья. У данной категории детей могут наблюдаться нарушения в восприятии, воображении, памяти, продуктивности запоминания, повышенной утомляемости, раздражительности, неуживчивости, имеются трудности в процессе социализации, возможен  низкий уровень словесно-логического мышления. Дети с ТНР могут быть излишне раздражительны, обидчивы, ранимы, агрессивны. У них возникают трудности в общении как с окружающими, так и в налаживании контактов со сверстниками, что в дальнейшем тормозит развитие игровой деятельности. Патология в эмоционально-волевой сфере детей с ТНР может быть выражена в нестойкости интересов, неуверенности в себе, сниженной мотивации. Возможно недоразвитие всей познавательной деятельности, двигательные расстройства, интеллектуальное отставание, слабый контроль над эмоциями. Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение с взрослыми и сверстниками.

Список используемой литературы

1. Астахова Л.Б. Организационные формы логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях дошкольного образования // Педагогическое образование в России 2018  № 3 с. 59 – 65.

3. Афонькина Ю. А. Технология комплексного сопровождения детей [Текст] / Ю. А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 67 с.

4. Балаева В.И. О системе планирования психокорекционной роботы с детьми с нарушениями речи [Текст] / В.И. Балаева // Специальная психология. - 2007. - №1. - С.27-31.

6. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. [Текст] / И.Л. Баскакова. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 2011. - 64 с.

7. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников/ Р. А. Белова-Давид. - М., 2008.-140 с.

12. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Национальное образование 2016. – 368 с.

13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: педагогика – Пресс, 1996. – 56 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Этапы работы

В предложенном материале раскрываются понятия фонематического анализа и синтеза, этапы их формирования....

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

В презентации представлены основные направления работы учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, а также особенно...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с использованием мнемотехники.

В статье имеется описание использования мнемотехники, а именно пособия О.А. Романович "Запоминалочки"....

"Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии"

В статье рассматриваются теоретические аспекты детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и важности тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования....