МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ломага Галина Васильевна

Цель

Развитие познавательной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи

  1. Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
  2. Совершенствование мелкой ручной моторики.
  3. Развитие познавательной активности и мотивации учебной деятельности.
  4. Совершенствование предметно-игровой деятельности и разви­тие речи и коммуникативных навы­ков.
  5. Гармонизация эмоционального состояния детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya_lomaga.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Составила: учитель- логопед Ломага Г.В.

2016г.

Пояснительная записка

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов - педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием игр с песком. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.  Общеизвестен также психотерапевтический эффект от взаимодействия с песком.

Применение игр с песком наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в  выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды для них более естественна.

Формы и варианты игр с песком очень разнообразны и определяются особенностями конкретного ребёнка, задачами работы и её продолжительностью.

Песочная терапия может применяться в рамках коррекционно-развивающей деятельности для развития познавательных процессов ребёнка (внимания, памяти, мышления), совершенствования мелкой ручной моторики и тактильной чувствительности. А если учесть, что песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка.

При проведении игр с детьми эффект гармонизации психоэмоционального состояния может стать и основной целью работы в том случае, если необходима работа по коррекции эмоциональной сферы.  Детям, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи, особенно показаны занятия с использованием игр с песком.

Игры с песком могут также использоваться в исключительно психотерапевтических целях для работы с детьми, пережившими психическую травму, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки с ними.

Предлагаемая ниже цель и задачи при организации игр с песком обобщает все изложенные варианты использования игр с песком в коррекционно-развивающей деятельности с детьми.

Цель

Развитие познавательной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи

  1. Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
  2. Совершенствование мелкой ручной моторики.
  3. Развитие познавательной активности и мотивации учебной деятельности.
  4. Совершенствование предметно-игровой деятельности и развитие речи и коммуникативных навыков.
  5. Гармонизация эмоционального состояния детей.

Ожидаемые результаты

1.Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных процессов.

2. Развитие произвольности поведения.

3. Освоение конструктивных способов поведения.

4. Снижение эмоционального напряжения, отреагирование эмоций.  

Обоснование использования форм и методов работы

Основателем метода песочной психотерапии считается Карл Густав Юнг, который использовал его в контексте психотерапевтической помощи взрослым. Формированием концепции «песочной терапии» занимались, в основном, представители юнгианской школы психоанализа (Дора Калфф). Созданные клиентом песочные композиции не интерпретировались (что естественно в парадигме психоаналитического подхода), поскольку процесс создания картин стимулировал фантазию клиента и позволял обнаружить скрытые части «Я», понять существо и особенности его переживаний.

Однако возможности песочной терапии проявляются и в другой плоскости. Созданная клиентом картина из песка является творческим продуктом, поэтому может быть использована арт-терапевтами. Процесс игры с песком в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития.

В песочных картинах есть ещё один важнейший психотерапевтический ресурс- возможность изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песком и психодрамы. Преимущество психодраматического подхода состоит в том, что для создания спектакля не требуется помощь группы, - все роли исполняют игрушечные фигурки, что создаёт возможность работать не в групповой, а в индивидуальной форме.

Использование в песочнице миниатюрных фигурок, которые могут символизировать собой субличности автора песочной картины, их взаимодействие, может представлять интерес для психологов, работающих в рамках гештальт-терапии.

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Её применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Чаще всего отечественные психотерапевты используют эклектический подход в применении игр с песком. Часто встречается использование песочницы как дополнительного инструмента для коррекционно-развивающих занятий. 

Большой вклад в развитие песочной терапии и её методов внесли отечественные педагоги Санкт-Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Формы и методы работы:

- беседа;

-дидактическая игра;

- сюжетно-ролевая игра;

- игра-драматизация;

- арт-терапевтические методы;

- элементы сказкотерапии.

Занятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Оптимальная численность подгруппы – 2 – 4 чел. Продолжительность каждого занятия – от 20 минут до 1 часа, в зависимости от возраста ребёнка и цели занятия.

Основные принципы организации игр с песком

1. Принцип природосообразности.

Подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.

2. Принцип развивающего обучения.

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. «Песочный терапевт» не может в присутствии клиента без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или представлять некоторое оценочное суждение. Внутренний мир человека достаточно хрупок, и только этический кодекс и профессионализм специалиста может защитить клиента от травмы.  В зависимости от собственного понимания целей психологической работы, специалист может сделать акцент либо на «отреагирование», либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.

4. Запрет на интерпретацию манипуляций ребёнка с песком (в рамках правил). Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.

Условия организации игр с песком:

1. Согласие и желание ребёнка.

2. Наличие у ведущего достаточной квалификационной подготовки для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми.

3. Отсутствие медицинских противопоказаний у ребёнка к занятиям с песком (отсутствие аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний, порезов на руках).

4. Наличие специального оборудования:

- Водонепроницаемый ящик для песка.

- Чистый просеянный и прокалённый песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

- Коллекция миниатюрных фигурок (высотой не более 8 см). В набор игрушек могут войти:

а) человеческие персонажи - люди, разнообразные по полу возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных) Позы должны быть как динамические, так и статические;

б) жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

в) домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола),

г) животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.);

д) транспорт (наземный, водный, воздушный, космический и др.);

е) растения (деревья, кусты, овощи, фрукты и др.);

ж) объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

з) аксессуары (бусы, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

и) естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

к) оружие;

л) объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

м) сказочные герои (добрые и злые), фантастические персонажи;

н) пластиковые или деревянные геометрические фигуры и пр.

Это могут быть фигурки из «Киндер-сюрприза», детали конструкторов и др. Если для занятий не хватает каких-либо фигур, персонажей, их можно вылепить из пластилина, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Этапы организации игрового процесса

1. Ориентировочный этап.

Демонстрация песочницы и знакомство с игрушкой-посредником.

Психолог знакомит детей с игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира», «Песочный человечек» и т.п. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку психолог объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.

Психолог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.

Ведущий должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком. Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятий в песке. Психолог  сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; старшие при желании предлагают также свои варианты игры, а младшие выполняют вместе с взрослым — «рука в руке».

2. Знакомство с правилами игр на песке.

Игрушка-посредник приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана). При работе с детьми можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с помощью игрушки-посредника обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот. После игры надо помочь игрушке-посреднику убрать все игрушки на свои места. После игры в песке надо помыть руки.

Для закрепления правил поведения в песочнице дети могут самостоятельно либо с помощью взрослого символически изобразить их на листе бумаги. Наиболее удачный вариант можно поместить рядом с песочницей.

3. Демонстрация коллекции фигурок.

Инструкция ведущего: «Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».

4. Формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.

Этот шаг осуществляет сказочный герой – игрушка-посредник (Песочный Человечек, Фея, Хозяин песочницы, черепаха Тортилла и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ,  подбадривает ребят.

5. Завершение занятия, ритуал выхода.

Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.

Завершая работу в песочнице, дети разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

Работа с тактильными ощущениями имеет колоссальное значение для развития психики ребенка. Такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику, кинестетическую чувствительность, ребенок учится прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения. Это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии, самоанализа, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Вот пример простого упражнения для знакомства с песочницей: психолог вместе с ребенком по очереди делают отпечатки кистей рук и описывают свои ощущения от прикосновения песка. Сначала у ребенка не хватает словарного запаса, чтобы описать свои ощущения, тогда взрослый приходит ему на помощь и вместе они делают еще несколько упражнений:

- скольжение ладонями по поверхности песка: зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, хвостик, веревочка и т.д.),

- те же движения выполняются ребром ладони,

- пройтись по поверхности песка каждым пальцем по очереди и одновременно, проговорить, чем отличается ощущение от мокрого песка и от сухого,

- далее можно группировать пальцы по два, три, создавать загадочные следы и фантазировать: чьи они?

Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, ребенок научится передавать свои ощущения словами.

Таким образом, появляется возможность готовить ребенка к обучению, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно - кинестетическое восприятие.

В песочной терапии множество ещё не раскрытых возможностей, как обучающих, так и коррекционных, возможностей, как для ребенка, так и для педагога. Занимаясь в песочнице, мы вместе делаем удивительные открытия, учимся друг у друга.

Цикл состоит из 17 индивидуальных занятий, длительность одного занятия от 20 до 30 минут, направленных на снятие тревожности психофизического напряжения, актуализации эмоций, развитие восприятия, тактильных ощущений, внимания, памяти, вербально-логического мышления, речи, коммуникативных навыков. При необходимости можно увеличить количество занятий за счет дополнительных упражнений. Программа рассчитана на детей  дошкольного возраста и детей с ОВЗ. Уровень сложности может варьироваться в зависимости от уровня развития познавательной сферы ребенка и его индивидуальных особенностей.

Процедура знакомства детей с песочницей и правилами поведения при игре в песок

В качестве примера можно привести процедуру проведения ориентировочного этапа для детей младшего дошкольного возраста с использованием игрушки-посредника Песочной феи.

Ведущий. Песочная фея — это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами и вашими игрушками. (Дети показывают игрушки и по возможности называют их). Песочная фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир.

Сначала дети осматривают песочный поднос: дотрагиваются до бортиков, крышки, тихонько стучат пальчиками по крышке. Песочная фея разрешает войти в ее песочный дом (взрослый снимает крышку с песочницы). Дети осматривают песочницу изнутри. Песочная фея хочет показать детям и их игрушкам много интересных игр в песочном мире.

На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.

Ведущий. Песочная фея загрустила, потому что ее подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1.  Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песчинки высыпались, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2.  Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3.  Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Далее предлагаются различные варианты использования игр с песком в коррекционно-развивающей деятельности психолога. Предлагается несколько вариантов: знакомства с Песочной страной, «Ритуалов входа и выхода», несколько персонажей, живущих в Песочной стране.

План индивидуальных занятий

Цель занятия

Содержание деятельности

1

Снятие напряжения, развитие восприятия.

«Знакомство с песком»

2

Развитие тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта.

«Мой песочный мир». 

3

Развитие самосознания, снижение уровня тревожности, агрессивности, эмоциональной саморегуляции, игровой деятельности.

«Моя сказка»

4

Развитие умения пользоваться ресурсными состояниями; снятие напряжения.

Умение распознавать эмоциональное состояние (свое и других), повышение самооценки.

Развитие навыков саморегуляции.

«Страна наших чувств»

5

Развитие мышления, сообразительности

Игра «Наоборот». 

6

Развитие внимания, зрительной  памяти.

«Что изменилось?»

7

Развитие произвольности.

«Меняем местами»

8

Развитие воображения, мышления.

«Я создаю мир». 

9

Развитие воображения, мышления. Эмоциональная разрядка.

«Однажды…»

.

10

Развитие восприятия длительности временного интервала

«Минута»

.

11

Развитие представления о частях суток, внимания.

«Кто самый ранний?»

 

12, 13,

14,

15.

Развитие пространственно- временного представления,

воображения.

«Времена года».

16

Развитие произвольности, умения соблюдать правила.

«Выйди из лабиринта»

17

Рефлексивная часть

«Мой песочный мир»

Содержание

Занятие 1.

Знакомство с песочницей:

Проговаривание ощущений, возникающих в ходе манипуляций с песком. Создание композиции из песка. Обсуждение.

Занятие 2.

Развитие тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта.

«Мой песочный мир». Ребенок сам создает картину из песка и воды, при этом с помощью наводящих вопросов проговаривает свои ощущения.

Занятие 3.

Развитие самосознания, снижение уровня тревожности, агрессивности, эмоциональной саморегуляции, игровой деятельности.

       «Моя сказка». Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок  описывает и сравнивает свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.  Учить детей с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение.

Занятие 4

Развитие умения пользоваться ресурсными состояниями; снятие напряжения,

установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.

Развитие навыков саморегуляции.

        «Страна наших чувств» Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал.

Взрослый просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все - негативных эмоций и переживаний нет, а значит "обидчик" больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.

Занятие 5

 Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

«Во саду ли, в огороде» По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Ребенку предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

Занятие 6

Развитие внимания, зрительной  памяти.

«Что изменилось?» В песочнице выкладываются фигурки в определенном порядке. Дается время на запоминание фигурок. Ребенок выходит из кабинета или отворачивается, меняется расположение сначала одной фигурки, если у ребенка не вызывает сложности обнаружить изменения, меняется расположение большего числа фигурок. В конце занятия дается задание вспомнить, как располагались фигурки в самом начале.

Занятие 7

Развитие произвольности. «Меняем местами» Дается задание внимательно посмотреть на фигурки, выложенные в ряд. Потом инструкция: «Поменяй местами носорога и лису, убери собаку, а на ее место поставь обезьяну». Так можно играть, постепенно усложняя правила. Потом психолог меняется местами с ребенком, и выполняет его инструкции. В конце занятия обсуждается, в какой роли было интереснее находиться.

Занятие 8

Развитие воображения, мышления. «Я создаю мир». На этом занятии без помощи взрослого ребенок сам создает мир в песке, населяет его героями, рассказывает об их жизни, о характерах.

Занятие 9

Развитие воображения, мышления. Эмоциональная разрядка.

«Однажды…» Инструкция: «В созданном на прошлом занятии мире (картина не разбирается) что-то произошло». Начинается работа со слов «однажды..». Дальше ребенок сам придумывает выход из ситуации, им же придуманной. При необходимости можно задавать наводящие вопросы, предлагать вводить персонажи. В ходе обсуждения обязательно выясняется, какие качества характера были необходимы героям, чтобы выйти из положения.

Занятие 10

Развитие восприятия длительности временного интервала

«Минута» Ребенку показываются песочные часы или часы с секундной стрелкой. После того как он проследит за движением и определит, что такое минута, попросить его отвернуться и просидеть минуту. Когда, по его мнению, пройдет минута, он должен об этом сообщить. Далее предлагается за минуту проделать задания, например:

-вырезать из бумаги полосу,

- соорудить в песке горку,

- принести со стола фигурку и расположить в песочнице и т.д.

Упражнение можно повторять и на последующих занятиях, чтобы сформировать и закрепить восприятие длительности временного интервала.

Занятие 11

Развитие представления о частях суток, внимания

«Кто самый ранний?» Дается задание подобрать фигурки и расположить их в песочнице по принципу, «кто раньше всех встает». Утро может символизировать петух или корова, день- собака, вечер-кошка, ночь- сова или другие. По ходу деятельности ведется обсуждение:

- как расположено солнце в разное время суток?

- какие еще признаки времени суток мы знаем?

- какая история случилась с нашими персонажами?

- что произойдет, если перепутать время суток?

Занятие 12,13,14,15

            Развитие пространственно- временного представления, воображения.

«Времена года». На каждом из занятий дается задание создать в песке картину одного из времен года. Например, «зима». Для создания картины можно использовать различные материалы. В ходе работы обсуждаются вопросы, касающиеся представления об этом времени года, например:

- какие основные признаки зимы?

- какие месяцы зимние?

-в каких странах зимой особенно холодно, в каких тепло?

- всегда ли зимой идет снег?

- какая история могла произойти у нас в песочнице в это время года? И т. д.

Занятие 16

Развитие произвольности, умения соблюдать правила

«Выйди из лабиринта» На песке чертится лабиринт, в центре кладется фигурка. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее вывести фигурку из лабиринта, соблюдая при этом правила:

  1. не отрывать фигурку от песка
  2. сразу начинать движение, не пытаясь заранее просмотреть путь следования.
  3. не разрушать стенки лабиринта,
  4. не поворачивать назад.

Время выхода- 1 минута, для тренировки можно придумывать каждый раз более сложные варианты.

Ребенок может сам придумать лабиринт.

Дополнить занятие можно упражнением «минутка».

Занятие 17

Рефлексивная часть

«Мой песочный мир» Задание состоит в том, что ребенку предлагается вспомнить, чем мы занимались на занятиях, рассказать о том, что ему понравилось, что было сложно, и затем перенести свои впечатления на песочную картину, создав свой песочный мир, из любых фигурок, лабиринтов, времен года, или чего-то еще.

Литература:

1.        Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

2.        Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005.

3.        Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005.

4.        Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.: Речь, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Формы и методы работы со сказкой в рамках арт - терапии"

Методические рекомендации«Формы и методы работы со сказкой в рамках арт – терапии»Кислякова О.Ю., старший воспитатель Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в н...

Конспект городского методического объединения воспитателей старших групп «Арт-терапия как одно из современных направлений коррекционно-развивающих оздоровительных технологий».

Понятие "здоровьесберегающие педагогические технологии" в настоящее время остается дискуссионным. У разных авторов встречаются различные трактовки донного понятия. Родоначальником введения понятия "зд...

Методическая разработка по теме: Преодоление поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии.

Организация комп¬лексной работы по преодолению поведенческих нарушений, вклю¬чающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка....

Методическая разработка НОД с элементами песочной терапии в логопедической группе

Методическая  разработка НОД в логопедической   группе детей старшего дошкольного возраста   с ОНР с использованием элементов песочной терапии...

Методическая разработка "Использование метода Су Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого ранне...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

методическая разработка "Терапия песком"

Развитие пространственного воображения, творческого мышления, психомоторных навыков, познание себя- все это возможно на занятиях с песком....