Специфика профессиональной деятельности учителя дефектолога
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дорофеева Ирина  Христофоровна

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога : направления работы, функции дефектолога, специфика организации образовательного процесса с детьми со сложными дефектами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности профессиональной деятельности учителя-дефектолога в детском саду.

1.Дошкольный дефектолог – специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и  социализацией детей, имеющие отклонения в развитии.(ЗПР, УО, РАС, сложные дефекты)

Главная задача - определить  индивидуальный маршрут воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям и в дальнейшем подготовить ребёнка к школьному обучению.

Функции дефектолога:

-Диагностические (умения видеть разнообразные нарушения психического и физического здоровья  ребёнка; адекватно подбирать и использовать психодиагностические методики, проводить диагностику уровня психического развития ребёнка- первичную - в сентябре, промежуточную - в январе и в мае – итоговую, исходя из результатов, составлять педагогическое заключение и разрабатывать маршрут коррекционно-педагогической работы, умения выбирать и использовать эффективные коррекционно-развивающие технологии)

-Прогностические (умения наблюдать за психическим развитие ребёнка, способности прогнозировать результаты учебной  и коррекционной деятельности с ребёнком с нарушением развития)

-Воспитательные (способности ставить и решать воспитательные задачи, владение методами социализации ребёнка с нарушением развития)

-Организационные (умения рационально выстраивать учебно-воспитательный процесс, вести необходимую документацию, простраивать отношения между различными специалистами)

-Дидактические (умения осуществлять пропедевтику, планировать учебный процесс, учитывать психофизические особенности каждого конкретного ребёнка, умения осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход  к  каждому ребёнку с ОВЗ)

Кроме перечисленных следует отметить консультативные, социальные и коммуникативные  (взаимодействие с родителями, педагогами, специалистами участвующими в сопровождении ребёнка).

2. Профессиональная компетентность учителя-дефектолога включает в себя ряд составляющих:

-Психолого - педагогическая компетентность -знание особенностей психического развития условно здоровых детей и детей с нарушениями в развитии, знания о психолого –педагогических особенностей детей с различной патологией,  умения собирать и систематизировать информацию

-Научно-методическая компетентность –знание актуальных проблем дефектологии, знания концепций и технологий коррекционно-развивающего обучения и умения их использовать с учётом особенности психофизического развития детей с особыми потребностями , умения выбирать методы и приёмы работы с детьми с особыми потребностями

-Коммуникативная компетентность-способность к межличностной коммуникации и продуктивному профессиональному взаимодействию

-Самообразовательная компетентность- профессиональная и личностная потребность в самосовершенствовании, способность к работе с профессионально значимой  информацией

Кроме того, личностная (вера в потенциал ребёнка, эмпатия), предметная -владение нормативно-правовой  базой организации коррекционно-развивающего процесса - которая является основой планирования ,  организации и осуществления контроля за психическим развитие детей с особыми потребностями

Направления работы учителя-дефектолога в детском саду

  • Социальное развитие и ознакомление с окружающим, развитие речи
  • Формирование системы сенсорных эталонов

- развитие зрительного восприятия и  внимания

- развитие слухового восприятия

-развитие тактильно-двигательного восприятия

-развитие вкусовой чувствительности

  • Формирование элементарных математических представлений
  • Обучение игре
  • Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму

Формы работы

Подгрупповая и индивидуальная. Преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи как ребёнку в форме занятий, так и родителям в форме консультаций, во время которых родители учатся необходимым приёмам обучения и развития своего ребёнка.

Специфика организации образовательного процесса с детьми со сложными дефектами

-На каждом занятии используется большое количество наглядного и дидактического материала;

-Используются игровые технологии как доминирующие;

-Организуется практическая деятельность с конкретными предметами;

-Проводится постоянная работа по подражанию и многократному повторению материала;

-На занятиях соблюдается чередование разных видов деятельности;

-Обязательная эмоционально-положительная оценка малейших достижений ребёнка

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио профессиональной деятельности учителя-дефектолога

Первая часть Портфолио содержит анализ профессональной деятельности и включает "Портрет дефектолога" и материалы, подтверждающие уровень профессиональной компетенции: социально-личностные, инструмента...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя – дефектолога

Тема самообразования:  «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения» Творческие замыслы: участие в городских и региональных семинарах, в профессиональных конкурсах, сетевых соо...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нару

Тема   самообразования: «Новые образовательные технологии в коррекционной  работе с детьми с ОВЗ»Срок выполнения: межаттестационный период с 30 декабря 2011 года  по  30 декаб...

Консультация по теме: «Профессиональная компетентность учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями воспитанников или законными представителями»

Профессиональная компетентность учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями воспитанников или законными представителями...

Профилактика профессионального выгорания учителя-дефектолога

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.Синдром професси...

Визитная карточка для регионального профессионального конкурса "Учитель-дефектолог года 2022"

Основная цель моей деятельности - оказание дефектологической помощи детям с ОВЗ, коррекция нарушений развития в тесном взаимодействии со специалистами, воспитателями и родителями. Выявляя индивидуальн...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда  в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»...