Игры для детей с РАС
статья по коррекционной педагогике

Игры для детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_igr_dlya_detey_s_ras.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей с РАС.

Детям с РАС нравится играть, но некоторые виды игр им недоступны. Часто они играют в очень ограниченные по объему действий игры, используют лишь несколько игрушек, игнорируя все остальные или же играют по шаблонам. Поскольку РАС влияет на развитие навыков социального взаимодействия и общения, они также оказывают влияние на то, как формируются важные навыки, необходимые для игр, такие, как способность копировать простые действия, исследовать окружающее пространство, совместно использовать предметы.

Тем не менее, ребенок может выучить и развить эти навыки, и вы можете оказать ему в этом содействие. Совместные игры с ребенком – это отличный способ добиться с ним контакта на доступном ему уровне.

Существует шесть основных видов игр, которые развиваются по стадиям:

Исследовательские игры

В этих играх дети скорее изучают объекты или игрушки, а не играют с ними в полном смысле этого слова. Ребенок может ощупывать мишку или брать в рот кубик, или смотреть на руки куклы. На этой стадии игры дети узнают об окружающем мире путем восприятия разнообразных форм, цветов, размеров и текстур.

Вы можете помочь ребенку с РАС, создавая условия для такой игры и поощряя его изучать окружающие предметы.

Игры в причину и следствие

Этот тип игр характерен тем, что ребенку необходимо осуществить какое-либо действие, чтобы достичь желаемого результата, например, нажать на кнопку, чтобы заиграла музыка или же закрутить пружину, чтобы из коробки выскочил Петрушка.

Этот вид игр учит детей, что у их действий есть последствия и дает им ощущение контроля над событиями. Дети могут научиться управлять игрушками самостоятельно, через исследовательские игры  или же повторять увиденные примеры.

Похвалы в адрес вашего ребенка с РАС, когда он выполняет какое-либо действие правильно, будут стимулировать его к продолжению подобных игр. Это также поможет ему играть с другими игрушками с позиций причин и следствий.

Такие игры – это еще и хорошая возможность научить вашего ребенка просить о помощи и играть во что-то по очереди. Например, вы можете по очереди нажимать на кнопку, чтобы какой-то персонаж выскакивал из коробки и по очереди запихивать его обратно в коробку.

Функциональные игры («Игры в игрушки»)

Эти игры включают в себя «правильное» использование игрушек – так как задумывалось их создателями. Например, машинки катаются, игрушечный телефон подносится к уху, а мячик кидается.

Если эти игры представляют сложность для вашего ребенка, то вот несколько предложений, как ему помочь.

Сядьте перед ребенком, чтобы он мог смотреть на вас, общаться с вами и видеть, что вы делаете. Кроме того, так легче вовлечь ребенка в игру.

Предложите ребенку две или три игрушки, которые ему нравятся. Это даст ему ощущение свободы  и не будет сбивать его с толку богатством выбора.

Присоединитесь к игре, в которую играет ваш ребенок, а не сразу же показывайте ему, как играть правильно. Например, если ваш ребенок крутит колеса у машины, тоже покрутите их, а потом переверните машину и покатайте ее, говоря «Вжж, вжж» или «Би-би, би-би».

Если ребенок не повторяет вас, вы можете вовлечь его в игру, взяв его руку в свою и поместив детскую руку на машинку. Говорите при этом: «Теперь твоя очередь катать машину» и катайте машину вместе.

Наградите ребенка – используйте похвалу и слова поощрения: «Ты построил очень высокую башню. Как ты умеешь!» Применяйте и другие виды стимулов: спойте ему песню или выдуйте несколько мыльных пузырей.

Очень важно знать, когда следует остановиться: следите за проявлениями скуки и отсутствия интереса.

Умение играть с игрушками и играть с вами – это важное достижение,  позволяющее перейти к более сложным видам игр.

Созидательная игра

Созидательная игра – это когда ребенок строит что-то или собирает предметы вместе. Такие игры характеризуются работой по достижению конечной цели, например, полному складыванию пазла или постройке башни, или завершению простой картины.

У некоторых детей с РАС наблюдаются задержки с такими видами игр. При этом, другие дети с РАС развиваются в этом направлении подобно нейротипичным детям, а некоторые даже опережают обычных детей в умении складывать пазлы или рисовать.

Вы можете помочь своему ребенку  начать играть в созидательные игры, показывая ему, что делать. Постойте вместе с ним башню, чтобы он понял, как это делать или же покажите ему картинки, иллюстрирующие строительство башни.

Физические игры

К этому виду относятся игры, связанные с бегом, карабканьем, балансированием, прыжками и заставляющие ребенка использовать все тело. Такие игры развивают навыки крупной моторики.

Физические игры дают всем детям опыт по взаимодействию с другими людьми и предметами, которые их окружают. Эти игры важны для развития ребенка, не пренебрегайте прогулками и игровыми площадками.

Ролевые игры

Это такой вид игр, когда дети делают вид что делают что-то и используют во время игры воображение. Примерами таких игр может быт кормление понарошку куклы, переодевание в разных сказочных персонажей, игры в «вождение» машины или превращение дивана в корабль, если того требует игра.

Ролевые игры позже других осваиваются детьми (обычно в них начинают играть в возрасте двух лет – в случае нейротипичных детей). Ролевые игры особенно важны для развития навыков социального взаимодействия, языка и коммуникации.  Хотя в этом виде игры дети с РАС испытывают наибольшие сложности, очень многие из них в конечном итоге начинают играть в ролевые игры.

Есть множество простых, вполне заурядных действий, которые ваш ребенок может научиться использовать в  ролевой игре, например, «вождение» машины, «езда верхом» на лошади и бой в барабан.

Когда ваш ребенок освоил отдельные ролевые действия, вы можете развить его способности к воображению и ролевым играм, разбив какую-то ролевую игру на отдельные простые шаги. Вы также можете использовать рисунки, чтобы помочь ребенку понять, что нужно делать. Ролевые игры также включают в себя принятие образов других людей или существ. Вы можете помочь ребенку в этом виде игры, взяв любимую сказку ребенка и разыграв ее с ним и, если требуется, другими взрослыми  по ролям. Вы можете раздать детям костюмы и предложить им изменить голос, походку и жесты.  Постепенно внедряя новые темы и меняя роли, которые играет ребенок, вы можете подтолкнуть его к независимой ролевой игре.

Социальные игры

Помимо описанных шести видов игры, существуют еще и социальные игры, которые требуют умения играть вместе с другими.

Социальные игры также развиваются по стадиям, но навыки игр с другими детьми могут развиваться с большим трудом у детей с РАС. Вы можете помочь своему ребенку, определить, на какой стадии социальной игры он находится и предлагать ему возможности, поддержку и ободрение, чтобы он перешел на следующую стадию. Нужно отметить, что по мере продвижения ребенка по стадиям социальной игры, они все равно будут хотеть часть времени играть наедине. Это нормально, что ваш ребенок не все время хочет играть с другими.

Одиночные игры

Такие игры ведутся ребенком самим по себе и независимо от других. Ребенок не пытается приблизиться к другим детям и не обращает внимания на то, что они делают.

В случае детей с РАС можно поощрять одиночные игры, начав с вовлечения его в действия, имеющие четкую цель и окончание. Поначалу такие игры должны быть короткими, чтобы ребенок мог закончить игру быстро и ощутить триумф от достижения цели. Например, выберите простой пазл или пирамидку.

Параллельные игры

Дети на этой стадии начинают играть, будучи окружены другими детьми, и могут использовать такие же или похожие игрушки, что и у других детей.

Вы можете содействовать развитию навыков игры на этой стадии, поощряя ребенка играть в какую-то игру самому по себе, но будучи рядом с другими детьми. Вы можете поощрять ребенка имитировать игру других детей, когда он играет сам по себе.

Игры и разделение предметов с другими (ассоциативная игра)

На этой стадии дети взаимодействуют с другими детьми – они дают, берут и совместно используют игровой материал. Для нейротипичных детей эта стадия начинается в возрасте примерно трех лет.

Вы можете помочь своему ребенку  научиться навыкам ассоциативной игры, поощряя его меняться предметами, пока он все еще играет сам по себе, например, меняться велосипедами или самокатами, когда он катается вместе с другими детьми.

Игры со взаимодействием с другими (кооперативная игра)

Совместные игры с другими требуют умений играть в игры с установленными правилами, самому придумывать правила, а также вместе работать над какой-то большой задачей, например,  строительством башни из песка или шалаша. Кооперативные игры могут быть очень сложными, они требуют развитых навыков коммуникации.

Детям с РАС бывает трудно понять многие социальные правила, которые нужно знать на этой стадии игры. Вы можете помочь своему ребенку, используя четкие инструкции, чтобы облегчить восприятие правил игры. Например, опишите ему игру в прятки так: «Сначала ты прячешься где-то в комнате, а Ваня считает до десяти. Потом Ваня тебя ищет. Потом он тебя находит и уже твоя очередь считать до десяти, пока Ваня прячется».

Также можно объяснить правила игры при помощи картинок или социальных историй. Еще один прием – это сделать игры более  визуальными. Например, наденьте на ведущего в игре специальную шапку.

Наблюдайте за ребенком в течение дня и старайтесь поймать те моменты, когда он проявляет интерес к какой-то деятельности, какой бы заурядной она вам не показалась. Эти моменты идеальны для обучения и внедрения новых игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...