Коррекционная работа по социально-личностному развитию детей. 2–я младшая группа (3 – 4 года)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Долгушева Светлана Александровна

                                      Г. Троицк

                      Пояснительная записка

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и  остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.   В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. У детей снизился уровень культуры общения, доброты и внимания друг к другу, проявляется  грубость, эмоциональная глухота, враждебность,  дети нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые. Мы должны помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе. Именно в дошкольный период детства закладываются основы личности, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Успех личностного развития зависит во многом от уровня развития его эмоционально-нравственной сферы.  Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию социально-личностного  качеств у подрастающего поколения.   Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.                                                                         Поэтому, образовательные учреждения в первую очередь должны ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации.

Цель: создание  благоприятных условий  для позитивной социализации воспитанников.   

 

Задачи:

создание благоприятной  предметно-развивающей среды для социального развития детей;

взаимодействие работы педагогов и родителей по социально-личностному развитию детей;

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к  элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения с детьми разного возраста и взрослыми;

формирование у детей основ личности будущего гражданина;                                 коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.

   

 Промежуточные результаты работы:

  -    У  детей формируются отношения, основанные на  сотрудничестве и взаимопомощи;

 -  Проявление и утверждение в личности ребёнка таких качеств, как самостоятельность,    ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства;

  - Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;

-  Повышение уровня педагогической культуры родителей;

 

Ожидаемые конечные результаты:  

            Ребенок:

Имеет представление о себе, семье, обществе, природе.

Способен управлять своим поведением.

Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

   Работу  социально-личностному развитию детей провожу поэтапно:

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

   

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план  работы по социально-личностному развитию детей во 2–ой младшей группе (3 – 4 года)
 

Месяц

Ребёнок и взрослые

Ребёнок и сверстники

Отношение ребёнка к самому себе

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить детей узнавать и называть взрослых в жизни и на картинках. Воспитывать умение общаться со взрослыми. Беседа «Какая у меня семья»                      

Учить детей знать особенности внешнего вида (лицо, прическа, обувь). Формировать понятие о том, что все люди отличаются друг от друга.                      Беседа «Я – маленький, я – большой»                               Игра «Звери на болоте».   Коммуникативная игра «Давай дружить»

 

                

Формировать у детей представления о себе (имя, фамилия, пол, возраст). Научить различать индивидуальные особенности своей внешности.
Игра-драматизация «Наша Маша маленька»                Игра «Весёлые колокольчики»               Беседа «Как меня зовут? Сколько мне лет?»

 

Октябрь

Учить детей рассматривать и различать картинки, изображающие эмоциональное состояние людей (радость, веселье, гнев).                            Беседа «С кем я живу? »

Этюд «Любящие родители»

Учить детей рассматривать картинки, изображающие яркие эмоциональные состояния детей; с помощью воспитателя делать вывод об используемом детьми состоянии (радуется, смеётся, испугался, плачет) .

Беседы: «Я и дети», «Моя любима сказка»                    

Этюд «Делай как я» Рассматривание альбома «Мое настроение»                       Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

 Учить детей узнавать свой дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей и няню.
Дидактическая игра «Ответь на вопросы»

Воспитывать умение быть внимательным, запоминать более существенные признаки.
Упражнение «Запомни движение»

Дидактическая игра «Мешок добрых дел»,

 

Ноябрь

Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к родителям, бабушке и дедушке    Беседа «Где работают мама и папа? »

 

           

Учить детей обращаться друг к другу по имени. Учить мальчиков и девочек общению друг с другом, самостоятельно выражать свою симпатию. Подвижная игра «Надень и попляши»

Рассматривание картин «Мы играем»

 Коммуникативная игра  «Давайте познакомимся».

Словесная игра «Все наоборот».

 

Познакомить детей с основными правилами этикета, учить их культурно вести себя за столом.
Игровая ситуация «Научим Чебурашку правильно и красиво сервировать стол»

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Чтение С.Козлов «Дружба»

 

 

 

 

Учить детей быть внимательными.
Игра «Летает – не летает» Учить детей знать свои вещи, узнавать свои игрушки, книжки среди других вещей.
Игровая ситуация «Найди свою вещь»                       Игра «Плавает, летает, рычит» Пальчиковая  игра  «Травка – муравка»

 

Декабрь

Учить детей понимать различия взрослых по половому признаку (папа, мама, бабушка, дедушка, дядя, тётя).                  Беседа «Кто такие близкие люди? »

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

Учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и действиям. Воспитывать у мальчиков мужество, смелость, активность.          Дидактическая игра «Мальчик и девочка»

Игра-соревнование «Самый сильный и ловкий»  Дидактическая игра: «Оцени поступок».                         Чтение В.Осеева «Волшебное слово»

 

Январь

Учить детей в игре реагировать на определённые слова взрослого мимикой и жестами.                       Беседа  «Беседа о мамах, бабушках и сестрах»

Сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела»

Учить детей понимать связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей. Познакомить с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить и принимать подарки.       Игровая ситуация «Кукла Таня собирается в гости»

Беседа «Матрёшкино новоселье»

Чтение украинской народной сказки «Рукавичка»

Учить детей узнавать себя и членов семьи на фото. Развивать умение видеть и понимать свой внешний и внутренний мир.
Коммуникативная игра «Улыбнись другу».      Чтение Е.Пермяк « Как Маша стала  большой»
Пальчиковая  игра  « «Две сосны»

 

Февраль

Учить детей понимать, что у других детей тоже есть своя семья, что родители и дети любят руга и заботятся друг о друге.                Беседа      «Как и чем можно порадовать близких». «Рассматривание альбома Моя семья»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Учить детей понимать, какие поступки по отношению к сверстникам вызывают одобрение взрослых. Формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками.

Упражнение «Знакомство» Чтение венгерской нар. сказка «Два жадных медвежонка»

Учить детей проявлять любознательность, задавать вопросы о себе, о своём организме. Помочь понять и оценить роль органов чувств.
Чтение: Е. Пермяк «Про нос и язык»

Пальчиковая  игра   «Чай»

 

Март

Воспитывать у детей чувство глубокой любви к маме, желание помогать ей, радовать ее хорошими поступками.  

Беседа    « Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов!» 
  Игровая ситуация «Наши мамы»                     Утренник «8 марта»

 

Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор. Учить правильному поведению в конфликтных ситуациях.  

Игра «Волшебный стул». Подвижная игра «Нам не тесно»             Коммуникативная игра  «Цветок добра»                 Чтение сказки «Колосок»                           

Учить детей осознавать отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены детьми.
Рассказывание: «Что я умею делать?»

Формировать понятие о дружбе, учить оценивать чувства и поступки других.
Чтение: «Дружат дети всей Земли»

Апрель

Учить детей понимать связи между соответствующими эмоциональными состояниями и действиями людей.                          Беседа   «Как зовут моего дедушку и мою бабушку» Игровая ситуация «Мама сердится»

 

Формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках. Учить понимать, что если кто-то плачет, огорчён, то нужно подойти, успокоить его.     Игровая ситуация «Наши хорошие поступки»

Беседа «За что меня можно похвалить»

Чтение «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц»                  Коммуникативная игра «Прошу – не надо»

 

 

Учить детей правильно высказывать и оценивать свои желания.
Игровая ситуация «Ярмарка»

Учить детей игровым приемам произвольного расслабления.
Упражнение «На берегу»

Пальчиковая  игра  «Тараканы»

 

Май

Познакомить детей с телефоном, с правилами общения по телефону.  Экскурсия по детскому саду. Уточнить знания о профессиях людей, которые организуют жизнь детей в детском саду

Игровая ситуация «Как разговаривать по телефону»

Учить детей понимать отдельные действия, неодобряемые или запрещаемые взрослыми (нельзя обижать, причинять боль другим).                    Беседа: «Что можно делать, а что нельзя?»

Этюд «Котята»

Чтение р. н. с.  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Учить детей словесно выражать отдельные свои состояния. Научить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей.
Игра «Я люблю свою лошадку»

 

Июнь

Учить детей доброжелательному отношению к взрослым. Раскрыть значение вежливых слов, формировать у детей потребности в доброжелательном общении с окружающими. Игровая ситуация «Волшебные слова»     Игра-упражнение «Пожалуйста»

Учить детей различать веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение детей. 

Беседа «Добрые дела»

Дидактическая игра «Определи настроение»

Слушание сказки на магнитофоне «Колобок»

 

 

Учить детей проявлять настойчивость в освоении чего-то нового, в получении ответа на интересующие вопроса об окружающем от взрослых.
Викторина «Вопросы и ответы»

 

Июль

Развивать у детей умение вежливо общаться с окружающими взрослыми. Учить выделять в сказках добрые поступки героев и сопоставлять их в жизни с поступками взрослых людей.                           Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Игра с пением «Дети и пёс»

 

Учить детей рассматривать картинки, пытаться в просьбе воспитателя представить себе и воспроизводить, как дети будут ласково обращаться друг к другу, какие слова будут говорить.

Игровая ситуация «Найдем друга котёнку Пуху» . Коммуникативная игра «Проснись»

Учить детей сохранять жизнерадостное настроение, быстро преодолевать негативное состояние, стремиться к положительной оценке окружающих, проявлять доверие к миру. Учить детей выразительным движениям и жестам.
Подвижная игра «Мы – хорошие ребята»   Подвижная игра «Веселый хоровод

 

Август

Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на просьбы взрослых.      Беседа «Мамины помощники»

Учить детей с уважением относиться к членам своей семьи. Дать представление о том, что делают родители дома.
Беседа «Что делают мама и папа в доме?»

 

 

Прививать детям хорошие привычки. Учить принимать правильные решения в различных ситуациях.          Этюд «Хорошее настроение»    Дидактическая игра «Таня простудилась»                  Чтение: И. Демьянов «Почему короткий день?»                   Игра-инсценировка «Мостик»

Занятие «Мы моем расчески»

Учить детей выражать свое отношение к чему-либо.
Игровая ситуация «Я люблю маму»            Беседа «Моя любимая сказка»

Формировать у детей представления о правилах поведения в общественных местах.
Беседа «Как я с мамой ходила в магазин за хлебом»

 

 

 

 

Литература

1. Минаевава В.М. «Развитие  эмоций дошкольников . Занятия .Игры. –М: Владос  2001 2. Краснощёкова Н.В.

2.«Развитие  личности  ребёнка,  навыков  общения  со  взрослыми  и  сверстниками» Москва .Детство – Пресс  2007. Шипицина Л.М.

3.  Васильева М.В, Гербова В.В, КомароваТ.С «Программа воспитания и обучения в детском саду».
4.  «Детский  этикет» Корчинова О.В. Ростов - на – Дону  «Феникс» 2002

5. « Ребёнок  в  детском  саду»  №2/2003 « В царстве  вежливых  наук»

6. Д/в №10/2004  «Когда  мои  друзья  со  мной», «Коробка  со  страхами»

7.  Д/в №5/98 «Что  такое  эмоции»  

 8. «Мой  мир» С.З. Козлова, Л.И.Катаева. Линка – пресс  Москва 2000.

9. «Я-ТЫ-МЫ»  -программа  социально – эмоционального  развития  дошкольников.  

 

 

Цикл бесед во второй младшей группе по теме «Семья»

«Какая у меня  семья»

Цель:

1. Обсудить с ребенком, что семья-это родные люди, живущие рядом, вашей квартире.

2. Воспитать любовь к семье, семейным отношениям.

1. Организационный момент.

Предложите ребенку рассказать о своей семье (большая или маленькая семья: кто самый старший, кто кем приходится; чем занимается тот или иной член семьи) .

2. Нарисовать из геометрических фигур картинку «моя семья».

3. Игра «Назови ласково».

Мама-мамочка Брат

Папа Сестра

Бабушка Тетя

Дедушка Дядя

4. «Кто что делает? » (подбор к существительным глаголов настоящего и прошедшего времени) .

Мама (что делает) - шьет, моет, стирает…

Мама (что сделала) - сшила, …

Папа (что делает) - …

Папа (что сделал) -…

5. Игра «Чья, чей, чьи? ».

Моя (Кто? Что) -мама, …

Мой (Кто? Что) -папа

Мои (Кто? Что) -родители

6. Выучить стихотворение.

«Робот для мамы».

Соберу для мамы

Робота такого,

Чтобы всю работу

Делал он по дому.

И стирал, и гладил,

Жарил и варил,

И полы на кухне

Подметал и мыл.

7. Подбери признак. (не менее 5 слов) .

Мама (какая)

Бабушка (какая)

Папа (какой)

8 Обобщение.

Автор стихотворения В. Волина.

 

«С кем я живу? »

Цель: Расширять представления детей о понятии семья, формировать доброжелательное отношение к своим близким (маме, папе)

Материал: Фотографии членов семьи детей, художественное слово.

Ход:

Ребята, я вам рассказывала о своей семье и показывала вам семейный альбом с фотографиями. А сейчас поговорим про ваши семьи. С кем вы живете?

(Воспитатель спрашивает как можно больше детей, находя приятные слова о его семь: «Чудесная у тебя семья», «Замечательные у тебя родители» и т. п.)

Давайте вместе сделаем альбом «Моя семья», соберем фотографии и портреты всех членов семьи. А пока фотографий нет, мы с вами рассмотрим иллюстрации в книге «Моя семья». Посмотрите, ребята на картинку. В каждой семье есть глава семьи – это папа, мама, бабушка и их дети и внуки.

Педагог организует беседу с детьми на основе материалов в книге, использует в работе дни рождения в семье, Новый год, 8 Марта и другие праздники. Воспитатель спрашивает, как зовут папу, маму, брата, бабушку, выясняет о том, что это самые дорогие и близкие им люди.

Чтение стихотворения «О маме»

Мамочка милая, я тебя люблю,

Я тебе весеннюю песенку спою.

Художественное слово: «Мама спит, она устала.

Ну и я играть не стала,

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу»

Чтение стихотворения Е. Благиной «Посидим в тишине»

 

 «Где работают мама и папа? »

Цель: Знакомить детей с профессиями людей.

Материал: «Альбом», «Все работы хороши», Маяковский «Кем быть? »

Ход:

Читаю книгу «Кем быть? »

- О чем эта книга?

- С какими профессиями вы знакомы?

- А вы знаете, кем работают ваши родители?

- Что они делают на работе?

- Как называется место их работы?

(Если дети затрудняются ответить на эти вопросы, задаю домашнее задание.)

- Поговорите с родителями и расспросите их о работе и о важности их работы.

В помощь детям показываю альбом «Все работы хороши». По картинкам они рассказывают о работе родителей.

- Когда вы вырастете большими, то тоже будете работать и приносить пользу людям.

«Кто такие близкие люди? »

Цель: Закрепить представления о самых близких людях: у каждого человека свой круг близких людей; с близкими людьми нас связывают особые отношения.

Материал: альбом «Моя семья»

Ход:

Сегодня мы с вами поговорим о самых близких, самых любимых и дорогих людях. Близкие люди – это люди, которые всегда рядом: и в радости, и в печали; их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчать, а хочется только радовать.

У каждого человека есть близкие, родные люди.

(Читаю стихотворение А. Кондратьева «Рядом мама»,

название не произношу)

Осенью, Весной, Летом И зимой

Кто с тобою рядом, Рядышком с тобой?

В радости любой,

В горести любой

Кто с тобою рядом,

Рядышком с тобой?

На ночь и с утра,

Нынче, как вчера, -

Кто тебе желает

Всякого добра?

Осенью, Весной, Летом

И зимой

Кто с тобою рядом,

Рядышком с тобой?

- Кому посвящено стихотворение?

- Кого еще вы можете назвать «близким и родным»?

- Перечислите своих близких. (смотрим альбом «Моя семья»)

- У каждого человека есть близкие люди: мамы и папы, бабушки и дедушки, сестры и братья, тети и дяди и т. п.

- За что вы любите своих близких?

Итог: Какие взаимоотношения связывают близких людей? Назовите своих близких людей которые живут с вами.

 

 «Беседа о мамах, бабушках и сестрах»

Цель: Проводить с детьми беседы, посвященные мамам, бабушкам, сестрам. Обращать внимание на особые отношения близких людей. Воспитывать – нежность, любовь, переживание, заботу к ближним (маме, бабушке, сестре)

Ход:

У всех детей чудесные мамы, бабушки, сестры. Они очень ласковые, заботливые. Приводят своих малышей в детский сад, они всегда держат их за руки, помогают раздеться, целуют. И дети нежно относятся к ним6 ждут их прихода, радуются встрече, крепко обнимают и целуют. Мамы переживают, когда их дети болеют: кашляют, чихают, у них поднимется температура.

- Давайте вспомним действия мамы во время болезни ребенка. Мамы звонят в д. сад, их голоса грустные и печальные, мамы переживают за своих любимых малышей, а воспитатели всегда спрашивают о здоровье детей, передают им приветы, и ждут их возвращения в группу.

Воспитатель организует вместе с детьми и родителями (совместные) праздники, часы развлечения, игры и т. д., на которые приглашаются мамы, бабушки, сестры.

Бабушки – это мамы ваших родителей. Все любят и почитают своих бабушек – мам.

У бабушки золотые руки, она всему научилась за свою долгую жизнь, и теперь делится своим опытом с нами, передают нам свою любовь и заботу.

Читаю стихотворение:

Очень бабушку свою

Маму мамину люблю,

У нее морщинок много

И во лбу седая прядь.

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

Очень молодая бабушка моя

Модная такая, бабушка моя.

С ней мы не разлучные друзья!

- Ребята, бабушки всегда знают, что хотят их внуки. А вы знаете, что любят ваши бабушки?

Д/И «Что нравится бабушке? » (дети называют любимое блюдо, любимое дело и т. д.)

 

«Рассматривание альбома «Моя семья»

Цель: Познакомить детей с понятием «семья» и учить понимать его значение. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к родным и близким.  Формировать уважительное отношение к своим родителям.

Рассматривание фотографий мамы и папы, обратить внимание детей на то, что родители о них заботятся, любят их.

Материал: Семейный альбом, иллюстрации о семье, чтение художественной литературы.

Ход:

Обращаю внимание детей на фотографии.

- Ребята, вы кого-нибудь узнаете на этих фотографиях? Правильно, это я. А этих людей вы знаете? Конечно нет. Они вам не знакомы, для вас это чужие люди, а для меня самые любимые, самые дорогие: мой муж, мой старший сын, моя младшая дочь. Это моя семья.

Семья – самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи (мама, папа, дети) любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не огорчать своих близких и дорогих. У каждого человека есть семья. Бывают семьи большие, бывают маленькие. Я вас познакомила со всеми членами моей семьи: я – мама, мой муж – папа и наши дети – сын и дочка.

А сейчас я вам прочитаю стихотворение «О семье»

«Семья – это слово родное

Сколько в нем света. Добра и тепла…

Как мы гордимся своими родными.

За все их заслуги, за все их дела… .»

- А в следующий раз мы с вами поговорим о вашей семье, и мы узнаем ваших самых близких и родных людей.

 

 «Как зовут моего дедушку и мою бабушку»

Цель: Развивать знания о своей семье. Продолжать развивать знания о дедушке и бабушке, как их зовут.

Пальчиковая игра; «Моя семья»

Цель: развитие активной речи у детей.

Ход:

Этот пальчик дедушка! Этот пальчик бабушка!

Этот пальчик папочка! Этот пальчик мамочка

А этот пальчик я! Вот и вся моя семья!

(Поочередно сгибаем и разгибаем пальчики)

вопросы детям:

- Как тебя зовут? ;

- С кем ты живешь? ;

- Как зовут маму и папу? ;

- Как зовут бабушку/дедушку? ;

- Как зовут брата или сестру?

- С кем и во что вы любите играть?

- Чем вкусным угощает тебя бабушка? ;

- Как ты проводишь свое время с дедушкой?

 

 

 

 

Игры

Игра «Звери на болоте».

• Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь.

• Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за товарища.

• Продолжать обогащать словарь детей выражениями: словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.)

Ход игры:
Играют все дети группы. Они - «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Что бы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

Словесная игра «Все наоборот».

Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.

Взрослый: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.) - Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др.

Дидактическая игра: «Оцени поступок».

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.

Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.

Игра «Волшебный стул».

Тот, кто садится на «волшебный стул» становится принцем (принцессой), а остальные дети по очереди говорят ребенку, сидящему на стуле только добрые и хорошие слова.

Коммуникативная игра «Проснись»

Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: “Проснись, моё солнышко!” и т.п.

Взрослый. Давай поиграем.

Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А – ты мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать.

Ситуация разыгрывается по ролям. При этом “просыпающийся” может потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и “маме”. При повторе участники игры меняются ролями.

 

Игра «Прошу – не надо»

Взрослый предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения помогает найти нужные движения (с ласковым произнесением слова “прошу” рука выводится вперёд раскрытой ладонью вверх, с твёрдым “не надо” – кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повёрнута “от себя”).

 

Игра «Давай дружить»

Взрослый. Встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось им подружиться. Бельчонок был посмелее и первым предложил дружить. Зайчонок согласился.

Взрослый предлагает ребёнку быть бельчонком и попытаться найти жест, выражающий предложение дружить: рука с повёрнутой вверх раскрытой ладонью протягивается партнёру. Сам взрослый – “зайчонок” – отвечает на это жестом согласия: кладёт свою руку поверх руки партнёра, ладонь в ладонь. Друзья гуляют по лесу, взявшись за руки, а потом прощаются, помахав друг другу руками: “До свидания”.

Участники игры меняются ролями и повторяют её, стараясь выразительно исполнять жесты и произносить слова: “Давай дружить” – “Давай” то с радостной, то с мягко – приветливой интонацией.

 

Консультация для родителей «БУДЕМ ДОБРЫ».

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное в это время - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, покормил птичку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым, детям, животным, и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что отрицательную.

Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

Учите детей доброте всегда и везде. Даже сказанное невзначай слово будет услышано. Во время совместной прогулки не забывайте посмотреть по сторонам, подметить красивое, интересное. Всегда есть что-то, достойное внимания, а возможно, и сочувствия. Не ленитесь объяснить ребенку, почему вы сочли нужным проявить участие или сочувствие. Видя ваше бережное отношение к окружающему миру, ребенок впитает его так же естественно, как материнское молоко. И это обернется пользой, прежде всего, для Вас самих.

Но бывает и так, что взрослые вкладывают всю душу, чтобы передать ребенку свои чувства, а ребенок остается безучастным к красоте окружающего. В таких случаях надо предлагать ему самому высказаться, чтобы понять, чувствует ли он красоту, каково его образное восприятие. Мальчик видит ландыш и кричит: «Мама, посмотри, какой ландыш!» — «Какой же?» — спрашивает мама. «Нежный, душистый». И мама вспоминает стихотворение

 Е. Серовой «Ландыш»:

 

«Родился ландыш в майский день, 
И лес его хранит. 
Мне кажется: его задень – 
Он тихо зазвенит. 
И этот звон услышит луг, 
И птицы, и цветы… 
Давай послушаем, а вдруг 
Услышим – я и ты?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. 
Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Вопросы 
Ответы

Можете ли вы? 
А - Могу и всегда так поступаю 
Б - Могу, но не всегда так поступаю 
В - Не могу 


1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? 

Б 
В 
2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст? 
А 
Б 
В 
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? 
А 
Б 
В 
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? 
А 
Б 
В 
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? 
А 
Б 
В 
6. Поставить себя на место ребенка? 
А 
Б 
В 
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)? 
А 
Б 
В 
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства представил. Вас в невыгодном свете? 
А 
Б 
В 
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? 
А 
Б 
В 
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? 
А 
Б 
В 
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и не во что не вмешиваться? 
А 
Б 
В 
12. Не реагировать, если Ваш ребенок ударил грубо толкнул или просто не заслуженно обидел другого ребенка? 
А 
Б 
В 
13.Устоять против детских просьб и слез, если уверенны, что это каприз, мимолетная прихоть? 
А 
Б 
В                                                                                                                          

Ключ к тесту Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко. Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты. Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, и в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.Число очков - менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желание добиться этого, а возможно того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

 

Заповеди родителям от ребенка

• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

• Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

• Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.

• Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».

• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

• Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

• Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на продолжение их.

• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с нами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позднее.

• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

• Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.

• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию где-то на стороне.

• Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

• Никогда даже и не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

• Не беспокойтесь, что мы проводим, вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все, же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

• Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

 

 

 

 

 

Работа с родителями

Индивидуальные консультации                                            в течении года

Тест для родителей «Я и мой ребенок»                                     октябрь

Консультация для родителей «БУДЕМ ДОБРЫ»                     январь

Памятка для родителей «Заповеди родителям от ребенка»     апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа на тему «Наши хорошие поступки»

Цель: Совершенствовать умения правильно и вовремя пользоваться вежливыми словами. Развивать способность замечать хорошие поступки: помогать, делиться игрушками, проявлять общительность, спокойно играть, не мешая другим, проявлять сочувствие, здороваться, прощаться, благодарить. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Ход: В гости приходит кукла, здоровается

-Ребята, у нас в гостях кукла Катя. Она уже знает, как мы умеем умываться, аккуратно кушать, красиво и правильно сидеть за столом. А сегодня она хочет узнать, умеем ли мы совершать добрые поступки.

-Если в группу заходит кто-нибудь посторонний, надо обязательно…. Поздороваться. Давайте поздороваемся с Катей. А еще гостю надо предложить стул и сказать «садитесь, пожалуйста» (некоторые дети предлагают индивидуально)

-Как следует поступить, если надо пройти, а на дороге кто-нибудь стоит? (пропустите, пожалуйста)

-Как надо называть взрослых, которые работают у нас в детском саду? (по И.О.) Назовите, кого вы знаете. А своих товарищей можно называть «Танька, Сережка»?

-Если вам оказали помощь надо…вежливо поблагодарить.

-В разговор старших вмешиваться можно, перебивать их?

-Если вам требуется помощь, как надо попросить?

-Почему нельзя кричать в группе?

-Давайте подумаем вместе, какие хорошие поступки можно совершать , чтобы всем приносить радость, в детском саду, в автобусе, в магазине?

Выслушиваем ответы, уточняем, Кукла благодарит, довольная уходит. Не забываем прощаться.

 

 

 

 

 Беседа по сказке «Колосок»

Цель: формировать представление о нравственных нормах, учить детей оценивать поступки героев. Совершенствовать умения отвечать на вопросы по форме и содержанию. Воспитывать трудолюбие.

Ход: читаю украинскую народную сказку «Колосок».

-Вам понравилась сказка?

-Давайте вспомним, что нашел петушок и предложил сделать?

-Что на это ответили мышата? (вспоминаем содержание сказки).

-Какой герой понравился? Чем? Какой  петушок? (трудолюбивый, заботливый) Он заботился о мышках, а они этого не поняли.

-Кто из героев поступил плохо? Чем они занимались все время?

-Как вы считаете, правильно петушок поступил с мышатами? Как бы вы поступили? Конечно, не за что  таких лодырей и лентяев пирогами угощать. Они не работали, не помогали, и петушок решил их проучить.

-Это в сказке. А, на самом деле хорошо быть ленивым? (выслушиваю ответы). Надо быть трудолюбивым, самому трудиться, помогать другим, заботиться о людях, которые тебя окружают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Мониторинг на развитие внимания старшая группа

Список детей

Устойчивость внимания

н/г                  к/г

Переключение внимания

н/г                   к/г

Концентрация и распределение

н/г                     к/г

Уровень развития детей

н/г                 к/г

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

+             +             
+ +
+ +
+    +
+  +
-  +
-  -
-  -
-  +
+   +
+  +
-  +
-  +
+  +
+  +
-  -
+  +
+  +
-  +
-  +
-  +
-   -
+  +
+  +
+  +
-                        +

+  +
+  +
+  +
+  +
-  -
+  +
-  +
-  -
+  +
+  +
+  +
-  -
-  +
+  +
+  +
+  +
+  +
+   +
-   -
-   -
-   +
+   +
+  +
-   +
-   +
-                          -

+  +
-  -
+   +
-   +
-   +
+   +
-    -
-    -
+   +
+   +
+   +
-    +
-    -
+   +
+   +
+   +
-   +
-   +
-    -
-   +
-    -
+   +
+    +
+    +
-    -
-  -

 

В  В
С  С
В  В
С  В
Н  С
С  В
Н  Н
Н  Н

С  В
В  В
В  В
Н  С
Н  С
В  В
В  В
С  С
С  В
С  В
Н  Н
Н  С
Н  С
С  С
В  В
С В
Н  С
Н                     Н

Начало года       10д – 38%

Конец года         4д – 15%

 

 

 

 

 

 

 

             Анализ проведенной работы

 

 Представленная работа  направлена на социально-личностное развитие детей. Коррекционная работа проводилась с детьми, имеющими низкий уровень на начало года.
 

  • Научила  детей сравнивать предметы по величине.
  • Способствовала развитию у детей тактильного  и зрительного восприятия.
  • Помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.

Анализ показал, что систематическая  и планомерная работа по проблеме приобщения детей к социальному миру   формирует личность ребёнка.

На основе использования дидактических игр и упражнений на социально-личностное развитие  дети:

-имеют представления о себе, семье, обществе, природе.

-научились управлять своим поведением, сформировалось чувство взаимопомощи, проявились такие качества, как самостоятельность,    ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства;

-овладели средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Результаты диагностики на начало года показали, низкий 50%, на конец года - низкий 7%.

Таким образом, видно, что проведенная мной работа по  социально-личностному развитию  детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна, она обеспечила успешное развитие каждого ребёнка и формирование его личности.

 

 

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Анализ проведенной работы

                            на развитие внимания

 

Внимание присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и имеет большое значение в жизни ребенка.

Учитывая результаты диагностики, работа проводилась  с учётом системы задач трёх уровней:

-Коррекционные задачи направлены на устранение трудностей в развитии внимания, его основных свойств.

-Развивающие задачи направлены на развитие свойств внимания и навыков его эффективного использования в основных видах деятельности ребёнка.

-Профилактические задачи направлены на предупреждение отклонений в формировании различных свойств внимания.

На основе использования дидактических игр и упражнений у детей к концу года стали развиваться: объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания и самоконтроль.                                                                                        

Результаты диагностики показали на начало года низкий 38%, на конец года -15% 

Анализ работы по данной теме, позволяет мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.

Таким образом,   проведенная мной работа на развитие внимания у детей с низким уровнем в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по социально-личностному развитию детей во 2- младшей группе Тема занятия: «Народна игрушка» Колышкина Надежда Михайловна, воспитатель МДОУ ЦРР – д/с № 3, с. Карагай, Пермский край

Цель: Развитие эмоционально - ценностного отношения детей к русской народной игрушке.Проведение занятий  по социально-личностному развитию детей является одной из формы взаимодействия воспитателя...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей во 2 младшей группе. Тема: «Я И МОЯ СЕМЬЯ».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей по теме "Я и моя семья" был разработан для второй младшей группы.Цель: способствовать формирован...

Краткосрочный социально-личностный проект "Давай дружить" во второй младшей группе

Формирование у детей представления о друге, воспитание доброжелательного отношения друг к другу...

"Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста младшей группы (3- 4 года) №1 на 2018- 2019 уч. год"

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста младшей группы ( 3 -4 года) ....