Выступление на тему: «Развитие нравственных качеств у детей с ТНР через образы литературных героев»
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Азаренко Ирина

Воспитание нравствкенных качеств у дошкольноиков с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azarenko_vystuplenie_po_kategorii_-_kopiya.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Развитие нравственных качеств  у детей с ТНР

через образы  литературных героев»

На общегосударственном уровне нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений образования.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте развитие гармоничной личности ребенка определяется задачами и целевыми ориентирами, основанными на «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Под духовно-нравственными ценностями понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу, принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Подавляющее большинство отечественных педагогов выделяют нравственный аспект как основополагающий.

Божович Л.И. писала: «Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности»

        Запорожец А.В. указывал на то, что «Нравственные чувства……. не даны ребенку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания»

        Ушинский К.Д. говорил: «Главную задачу воспитания составляет влияние нравственное»

Нравственное воспитание – педагогический процесс, приобщение к моральным ценностям конкретного общества.

Особое место личностных качеств, формирующихся в дошкольном детстве занимают такие как: доброжелательность, честность, толерантность, эмпатия, развитие которых у дошкольников обеспечат благополучное вхождение его в мир взрослых.

Существует много возможностей нравственного развития ребенка, но художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в широкий спектр моделей человеческого поведения и ориентируя в них.

Художественная литература- важное средство развития личности ребенка. Она влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения.

Ушакова О.С. отмечала, что «художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений».

Флерина Е.А.; Конина М.М ; Карпинская Н.С отмечали роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей.

Запорожец А.В.; Репина Т.А.; Панкратова Л.Я –исследовали  использование произведений художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников.

Ушинский К.Д.  говорил: «Родное слово знакомит с характером окружающего его людей, с обществом, среди которых он живёт; с его историей и стремлениями»

Заметив определенные проблемы в детском коллективе решила продиагностировать детей по методике Г.А.Урунтаевой; Ю.А Афонькиной «Закончи историю», которая направлена на исследование понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (доброта- злость, щедрость-жадность; трудолюбие- лень, правдивость-лживость).

Обследование  позволило выявить, что чаще всего дети затруднялись продолжить историю, не могли оценить поступки детей, не мотивировали оценку поведения и не выделяли нравственной нормы, что обуславливается спецификой группы. Ведь у  детей с ТНР отмечаются определенные личностные особенности: большое число конфликтов, неумение договариваться, учитывать интересы других, уступать в спорах, наличие рассогласования в реальном и декламируемом поведении.

Для них   характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний. Всё это  оказывает негативное влияние на адекватное формирование готовности дошкольников  к принятию социальной роли среди сверстников и окружающего мира. 

По результатам исследований Л.М. Шипициной, Л.С. Волковой и ряда других авторов, среди проблем, выявленных у детей с тяжелыми нарушениями  речи, отчетливо проявляются пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, недостаточная критичность при оценке собственных возможностей и ряд других особенностей, которые свойственны не только детям с тяжелыми нарушениями речи, но и детям с нормальной речью.

Диагностические мероприятия выявили, что хуже всего сформированы представления о добре и зле, лживости и честности. Отсутствие личного опыта, либо неумение охарактеризовать свои переживания- не позволяют дать оценку поступкам других людей, осознать и проанализировать их.

Это подтверждает актуальность темы и определяет направление моей работы.

Цель: формирование у дошкольников с ТНР таких нравственных качеств как доброта и честность через образы литературных героев.

Задачи:

1. Воспитание честности и доброты.

2. Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям и окружающему миру.

3. Формирование представления о нормах и правилах взаимодействия и общения.

4. Обучение действию в соответствии с правилами и нормами общества.

5. Формирование развернутого речевого высказывания.

Ведущая идея заключается в том, что целенаправленная работа по формированию нравственных качеств у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через ознакомление с художественной литературой способствует:

  • Воспитанию таких нравственных качеств как доброта и честность.
  • Развитию представлений о нормах взаимодействия в обществе, следования детьми этим правилам.
  • Формированию развернутого речевого высказывания.

Целенаправленная  работа по формированию нравственных качеств.

Мной была изучена и проанализирована методическая литература по нравственному воспитанию, рекомендуемая  ФГОС.

В методическом пособии Стульник С.В. «Этические беседы» автор предлагает беседы, объединённые темами, раскрывающими те или иные стороны нравственных отношений. В основе каждой из них  лежит художественное произведение, позволяющее познакомить детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения. Основным методом этого пособия является беседа.

В пособии О.С Ушаковой раскрыта система работы по ознакомлению детей с художественной литературой. Даётся методика развития словесного творчества дошкольников. 

В методическом пособии И.Ф. Мулько  «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет» представлены конспекты занятий для детей старшей и подготовительной к школе групп детского сада, посвященных теме этического воспитания ребенка, привития ему необходимых коммуникативных навыков.

Но, полноценного методического пособия, содержащего в себе художественные произведения, направленные на формирование  нравственных качеств  – нет.

Поэтому,   было  разработано  перспективное планирование по ОХЛ, дополненное художественными  произведениями с нравственной направленностью.

  Обогащение предметно-пространственной среды.

В книжном уголке выделили место, где располагаются портреты и биография авторов, а также оформляются выставки книг и иллюстраций по их рассказам. Прочитанные произведения В. Осеевой «Синие листья», «Три товарища», «Волшебное слово» так впечатлили детей, что они предложили придумать и зарисовать свои правила хорошего  тона и поведения в группе. Их также разместили в книжном уголке в виде брошюры.

В театральном уголке подобрали соответствующие пособия с использованием масок литературных персонажей, дидактические игры.

В группе оформили «дерево Дружбы», где дети могут отображать свое отношение друг к другу и свое эмоциональное состояние.

Также выделено место, для организации индивидуальных и коллективных выставок по отработанным произведениям.

В приемной расположен родительский уголок. Он активно используется для взаимодействия с родителями.

В уголке развивающих игр появились игры и пособия, позволяющие расширить представления о добре и зле, честности и лжи, искренности и правдивости.

Формирование представлений о нравственных качествах проходят непосредственно на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной   литературой.

Были отобраны несколько произведений детской художественной литературы, позволяющие расширить и уточнить представление о нравственных качествах,  развить  эмпатию, эмоциональную отзывчивость и  добрые чувства.

Это произведения авторов: Носова, Сутеева, Драгунского, Осеевой, Катаева и др.

Художественную литературу подбирала в соответствии  с возрастом.

Работа проходила в несколько этапов.

- Чтение

- Обсуждение

- Разыгрывание ситуаций

- Придумывание нового конца

- Закрепление полученных представлений в дидактических играх и театрализованных сценках.

Неотъемлемой частью  работы является проектная деятельность.

Были проведены краткосрочные и долгосрочные проекты: «В мире добрых книг», «Уроки вежливости и доброты», «Чтобы крепче нам дружить- лучше правду говорить» и др.

В старшей группе решила, что приоритетной задачей будет развитие доброты и дружелюбия, так как у детей ограничены контакты со сверстниками, полноценно не осуществляется процесс общения, доброжелательного взаимодействия друг с другом в ситуации игры.

В подготовительной группе сделала акцент  на воспитание честности. Был проведен краткосрочный проект «Мы не будем хитрить - лучше правду говорить», по мотивам прочитанных произведений Л.Толстого «Косточка», Д. Пантелеева «Честное слово», Т. Лобиной «Кошелек», В.Осеевой «Что легче?», «Почему?» и др.

Результатом проекта стал выпуск газеты по следам героев произведений  под названием: «Угадай название рассказа», выставка рисунков «Поступки героев глазами детей», изобретение серии знаков: «Наша дружная жизнь».

Дети предложили придумать знаки, помогающие урегулировать возникающие недоразумения и конфликты. Так появились знаки: «Будь добрым!», «Давай дружить!», «Не сердись!», «Давай играть вместе!», «Это моя игра!».

Мы решили организовать конкурс на лучший знак каждого направления и по итогам работы детского жюри- выбрали лучшие.

Участие в разнообразных конкурсах также открывают детям путь к нравственной стороне познания окружающего мира, обращает внимание на его богатство, красоту и разнообразие, дети учатся понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам. Это способствует развитию творческой личности ребенка. Дети всегда с удовольствием принимают участие в конкурсах, поражая нас разнообразием работ.

Дети нашей группы участвовали в таких конкурсах как: «При солнышке – тепло, при матушке - добро», «Ёлочка -живи», «Пушкинское лукоморье», «Мой край родной», «Александр Невский» и др.

С энтузиазмом дети откликнулись на предложение разыграть сценки из произведений В.Осеевой «Волшебное слово». Не сразу удалось изобразить хмурого Павлика и злую бабушку. Но, в процессе работы дети вжились в роль, и с удовольствием примерили на себя разные образы.

Следующим   направлением работы является игровая  деятельность.

Игра – основной вид деятельности дошкольника, важное средство воспитания моральных чувств и представлений нравственных поступков и культуры поведения. Поэтому, проведение игр является важным  условием в педагогической работе.

Например,  проводим следующие игры:

- Психоэмоциональные игры, которые помогают  развивать понимание своего внутреннего мира и внутреннего мира своего товарища, обучают взаимодействию с другими людьми, воспитывают внимательность и доброжелательность к другим («Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Клубок»).

-  Речевые игры, направленные на умение задавать вопросы и  обращаться с просьбой к товарищам, пользоваться вежливыми словами  («Просьба», «Спасибо», «Вопросы», «Сделай комплимент»)

- Дидактические игры, помогающие развивать представления о правилах и нормах поведения в обществе, эмоциональном состоянии человека («Эмоции и чувства», «Хорошо- плохо» и др.)

Интерес у детей вызывает самостоятельное  придумывание дидактических игр. После прочтения стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо - а что такое плохо», Илья  предложил самостоятельно сделать одноименную игру, расширив список поступков героев. Целью игры является выбор конкретного поступка и его оценка с помощью условных знаков, с последующим анализом ситуации.

- Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Семья» и др. -  которые  обогащают социально- игровой опыт, учат действовать в воображаемых ситуациях, применять свой социальный опыт в игре, формируют доброжелательные взаимоотношения.

В нашем детском саду функционирует библиотека, которая представляет собой отдельное помещение, оснащенное стеллажами и тематическими выставками. Книжный фонд достаточно разнообразен. В библиотеке можно поближе познакомиться с биографией  авторов и разнообразием их произведений.

Еще одной из форм работы является посещение филиала № 2 детской городской библиотеки. Сотрудники библиотеки проводят интересные мероприятия. Тематика занятий достаточно разнообразна. По нашей просьбе было проведено мероприятие, посвященных обсуждению поступков героев произведений В.Осеевой.

В  развитии нравственных качеств большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, но и семье.  Успешное взаимодействие с родителями помогает воспитывать в детях доброжелательность, чуткость, доброту, честность и отзывчивость.

Поэтому важной  частью моей работы является взаимодействие с семьями воспитанников.

Родители нашей группы всегда готовы к тесному сотрудничеству с педагогами  и с удовольствием делятся секретами семейного воспитания, участвуют в мероприятиях детского сада.

Наиболее эффективным способом является интерактивные формы проведения родительских собраний.

 Так, в начале учебного года на родительском собрании была проведена игра «Волшебный микрофон», где каждый из родителей озвучивал интересующие его вопросы по развитию нравственных качеств.

Также был проведен опрос родителей на тему: «Каков ваш ребенок?», который позволил узнать индивидуальные особенности детей.

Организовали для родителей круглый стол «Делимся секретами семейного воспитания».

Родители подготовили небольшие выступления и презентации, где рассказали о том, как привить ребенку интерес  к книгам, поделились основами духовно-нравственного воспитания ребенка в семье.

Интерактивные  формы сотрудничества с семьями воспитанников  стали доброй традицией нашей группы.

Так, для родителей была организована игра «Рассуждалки», где были предложены видеозаписи с рассуждениями детей о таких нравственных качествах, как: доброта, дружба, честность, обида. Папам и мамам предлагалось понять, о чем рассуждает ребенок.

Итоговым мероприятием стала  игра «Свеча откровений». Каждый из родителей взяв свечу в руки мог рассказать об успехах и достижениях своего ребенка.

Родители с удовольствием откликнулись на призыв к тесному сотрудничеству, отметили, что стали лучше понимать своих детей и свои функции по воспитанию  нравственных качеств у дошкольников.

По истечению планомерной работы в течение двух лет результаты диагностики показали, что дети усвоили  нравственную норму, стали понимать ее значение. Правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку.  Имеют представления о нормах и правилах взаимодействия и общения.  Им стало легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстниками.

У них появилось стремление к высказываниям и обсуждениям поступков не только чужих, но и своих. Для многих нравственная норма стала выступать как регулятор взаимоотношений. Поведение детей стало правильным даже в отсутствии взрослого.

В процессе работы удалось выстроить систему работы, направленную на формирование нравственных качеств детей, обогатить среду группы пособиями по нравственному воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание нравственных качеств детей по средствам русских народных сказок".

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, , но и для...

Статья на тему "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

Развитие нравственных качеств у ребёнка и приобщение к нравственному образованию его родителей....

Проект на тему: "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке".

,,Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого  можно открыть эти истоки,...

План по самообразованию по теме: "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Данную тему я выбрала для повышения собственного уровня знаний в воспитании детей дошкольного возраста  и для развития у воспитанников нравственных качеств путем использования русских народных ск...

План работы по самообразованию 2020–2021 г. на тему «Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу и фольклор»

Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы и фольклора....

План профессионального развития воспитателя по теме«Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок »

Цель работы по теме самообразования - изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- изучить и проанализировать методическую лит...