Статья на тему "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста"
статья на тему

Плейко Елена Владимировна

Развитие нравственных качеств у ребёнка и приобщение к нравственному образованию его родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №29

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Развитие нравственных качеств

у детей дошкольного возраста».

Составила и провела:

Воспитатель

Плейко Елена Владимировна

2018

Санкт-Петербург

С малых лет в нас воспитываются разные положительные качества. В настоящее время программа дошкольных учреждений направлена, в частности, на образование в сфере точных наук и техник. Безусловно, это важно, но культуре и формированию личности, также должно уделяться достаточно времени. Нравственное воспитание в дошкольных учреждениях дается, в основном, в свободное от образовательной деятельности время и посредством прочтения литературы, соответствующей возрасту. По идее, вся деятельность в детских садах должна преподноситься в игровой форме, а образовательный процесс должен быть наглядным и понятным для восприятия. Однако бывают случаи халатности преподавателей: невнимательность по отношению к детям (к их поведению, поступкам, общению), организованному детскому досугу предпочитают свободную форму (то есть неконтролируемый досуг, дети занимаются, чем хотят), прогулке предпочитается времяпрепровождение в помещении. Также с детьми работают педагоги-организаторы и педагоги физического воспитания, но их деятельность направлена скорее на развитие определенных навыков (спортивных – у физ. инструкторов, музыкальных – у муз. преподавателей).
     В терминологии
нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение[1]. Исследования и практика доктора педагогических наук Шалвы Амонашвили были нацелены на гуманное воспитание детей, на их внутренний мир. Он верил, что такой подход поможет понять детей и воспитать в них личность.
    Также исследовал проблему нравственного воспитания В. А. Сухомлинский. В своей работе «Как воспитать настоящего человека» совесть предстает как наиболее актуальная проблема, решающая задачи нравственного воспитания. Он считает, что от искусства и мастерства воспитания совести зависит добросовестное отношение детей и молодежи к самому себе, другим и обществу, в котором они проживают. Воспитание совести – одна из тончайших сфер процесса формирования духовного мира человека, ибо мы здесь имеем дело с внутренним миром личности, с чувствами, мотивами поведения
[2]. Опираясь на это положение, Сухомлинский создал систему дидактических правил, в которых главным наставлением является: «Нравственной личностью ты станешь лишь тогда, когда в твоей душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг».
      Целевая аудитория – дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Перед педагогом и родителями стоит задача быть гуманными и внимательными по отношению к ребенку. Показывать любовь и понимание. Нравственное воспитание невозможно без участия обеих сторон, фигурирующих в жизни ребенка (педагог и родители). Необходимо избежать проблемы колебания между двумя авторитетами. Они должны работать вместе, чтобы ребенок полноценно развивался.
      Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая влияет на ценностные ориентации человека. Начинать формировать у ребенка нравственные качества необходимо как можно раньше.
     Пути формирования нравственных  качеств дошкольников имеют свою специфику при организации специальной работы по нравственному просвещению воспитывающихся, формированию у них нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности, при формировании дружеских взаимоотношений.
      К концу старшего дошкольного возраста у детей проявляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период взрослые стараются пробудить в них критическое отношение к тому, что не дозволено, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям:  «Как ты считаешь, правильно ли ты поступил?»,  «Отказался помочь маме - это хорошо?»,  «Как ты думаешь поступить в этом случае?»,  «Почему?»,   «Как бы ты поступил на месте этого мальчика?», «Что сказал бы твой товарищ о твоем поступке?» и т.д. Этим самым мы нормируем нравственное сознание и мотивы поведения, которыми ребенок должен руководствоваться в соответствующих ситуациях.
      В  период старшего дошкольного возраста, когда понятие «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения  как в присутствии взрослых, так и  в их отсутствие. Это приобретает особое значение в связи с тем, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность в поведения и общении с взрослыми и сверстниками и на уроках и в повседневной жизни. Какими установками при этом будет руководствоваться ребенок, зависит от уровня его нравственной воспитанности.
      В этот период у детей нормируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность, общительность, т.е., те качества, которые помогают моральной ориентации в обществе людей. Вот почему особое внимание уделяется развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе,  считаться с мнением сверстников, а при необходимости отстаивать свое право в корректной форме без ссор и конфликтов.
       Взрослые содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений. Нужно намеренно использовать любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, заботиться друг о друге:  «Помоги своему товарищу». Принес из дома новую игрушку -  «покажи ее и дай доиграть с ней всем ребятам»  и т.д. Так понятия,  «мое» расширяются до понимания «мы», «наше».
       Нельзя забывать о воспитании у детей самостоятельности, привычки к трудовым усилиям, бережливости, аккуратности, умения замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, на улице, в общественных местах, и соответственно вести себя, как будущий созидатель и гражданин
[3].

Развитие нравственных качеств у ребенка и приобщение к нравственному образованию его родителей.

Задачи:

  1. Воспитание доброты, помощи ближнему, состраданию, любви к животным.
  2. Создание условий для реализации творческого потенциала.
  3. Формирование соревновательного духа, ответственности, обучение командной игре.
  4. Формировать культурные ценности.

Задачи

Формы

Содержание

Методы

Средства

Воспитание доброты, помощи ближнему, состраданию, любви к животным.

Информационно-просветительская направленность.

Стимулирование СК активности.

(Экскурсия, небольшая помощь в уходе
за животными)

Экскурсия
в приют для бездомных животных.

Формирование общественного сознания.

Сотрудники приюта, животные,  педагог, корм
и средства для ухода
за животными.

Создание условий для реализации творческого потенциала.

Художественно-зрелищная направленность.

Инсценировка сказки детьми.

Вовлечение
в СКД.

Аудитория, актеры, сценическая площадка, костюмы, аудиотехника.

Формирование соревновательного духа, ответственности, обучение командной игре.

Игровая направленность.

Организация спортивных соревнований.

Вовлечение
в СКД.

Стимулирование социально-культурной активности.

Спортивная площадка, инвентарь, судьи, тренеры, призы.

Формирование культурных ценностей.

Художественно-зрелищная направленность.

Совместный поход
с родителями
в театр.

Вовлечение
в СКД.

Театральная площадка, актеры, аудитория, технические
и наглядные средства.


Список литературы.

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, БГУ, 1990 г.
  2. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М., 2000.
  3. Драенко О.П. Формирование нравственных качеств личности дошкольника. – Омск, 2014.
  4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие.- М.: Педагогика, 1990.
  5. Электронный источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нравственность
  6. Электронный источник: http://www.razumniki.ru/shalva_amonashvili.html

[1] Электронный источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нравственность

[2] Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие.- М.: Педагогика, 1990.

[3] Драенко О.П. Формирование нравственных качеств личности дошкольника. – Омск, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...

(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет

Аннотация Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды,  а методами игры, загадки.  Посло...

статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего возраста"

статья о формировании духовно-нравственных качеств у детей среднего возраста...

Статья на тему "Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Задача - рассказать о важности знакомства с русской сказкой детей дошкольного возраста....

Статья «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.»

Основа нравственности человека закладывается в самом раннем возрасте и здесь очень важно не упустить момент её формирования. Поэтому необходимо, чтобы взрослые обращали внимание на поведение ребёнка в...

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов детского сада

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов д...

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста...