Главные вкладки

    статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего возраста"
    статья (средняя группа) на тему

    Маттинен Ирина Николаевна

    статья о формировании духовно-нравственных качеств у детей среднего возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tolerantnost_doklad.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего возраста.

    Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать  у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только  с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

                Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и её носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Однако, на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально- психологической напряжённости в обществе.

                «Толерантность  - это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира» - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО. В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

    этика и стратегия ненасилия;

     идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

    Необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т.д.

    Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Этническая принадлежность семьи, её социально- экономический статус – важный фактор в развитии ребёнка, влияющий на интеллект, стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге на индивидуальность человека в целом. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом. Различия – естественный атрибут демократического  общества, а их уважение – необходимое условие его создания.

                Своё отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчёркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем  замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасения и т.д. В их основе лежат следующие факторы:

    детская непосредственность;

    ограниченный жизненный опыт;

    детская бестактность;

    отсутствие представлений о  людях других национальностей и их культуре, общение сними и т.д.

    Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного  возраста,  поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.   Поэтому с этой целью мы разработали систему занятий, направленных на воспитание толерантности у старших дошкольников.

    Задачи, которые решались в ходе проведения представленных нами занятий, ориентированы на:

    Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.

    Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.

    Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.

    Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.

    Система занятий рассчитана на 2 года обучения – для детей старшей и подготовительной к школе групп детского сада.

    Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учёт личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта.

    На занятиях использовали разнообразные методические приёмы:

    1.  Игры и игровые упражнения, направленные на:

    -  развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

    -  развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

    -  развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

    -  гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

    -  развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

    -  развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

    -  регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

    -  проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

    2.  Обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

    3. Этюды и упражнения направленные на:

    -  на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

    -  воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

    4.  Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

    5.  Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

    6.  Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

    7. Вспомогательный приём– слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

                Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

                Таким образом, предложенная нами система занятий позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

    «Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

    Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

    Дорогие родители одной из главных задач, которая заложена в «Программе обучения и воспитания в детском саду», является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. В настоящее время  проблем...

    «Использование основ культуры казаков в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

    14 октября в моей группе состоялся фольклорный праздник "Казачья покровская ярмарка "...

    "Моя семья" Проект проведен в рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

    Семья для человека важнее всего.  Именно в семье человек может испытать все чувства, подтверждающие смысл нашего существования — любовь к детям, к родителям, прекрасные чувства любви к женщине ил...

    Проект «Символ русской семьи – матрешка». Работа над проектом проводилась в рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

    Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к Родине....