Особенности эмоционально-волевой сферы Шкала эмоциональных проявлений (на основе типологии акцентуаций А. Е. Личко)
методическая разработка по коррекционной педагогике
Явственным эмоциональным показателем уровня психической активности выступает настроение. Синонимом хорошего настроения является радость, синонимом плохого - грусть и печаль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_emotsion_sfery.docx | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности эмоционально-волевой сферы
Шкала эмоциональных проявлений
(на основе типологии акцентуаций А. Е. Личко)
Гипертимность | Преобладание приподнятого настроения, потребность в активной деятельности: возможны недисциплинированность, легкомыслие. | |
Циклоидность | Периодические изменения эмоционального фона: периоды сниженного настроения сменяются фазами подъема. | |
Лабильность | Богатство и яркость эмоциональных переживаний, повышенная подвижность эмоциональных проявлений, чувствительность к знакам внимания. | |
Неврастения | Капризность, пугливость, повышенная утомляемость, мнительность и тревожность, раздражительность. | |
Сензитивность | Робость и застенчивость, избежание шумных компаний, впечатлительность. | |
Психастения | Моторная неловкость, нерешительность, выраженные колебания при принятии решения. | |
Истероидность | Повышенная потребность во внимании, эгоцентризм, яркость и выразительность эмоций, претензии на роль лидера. | |
Неустойчивость | Непоседливость и непослушание, тяга к ничегонеделанию, легкая подчиняемость, безволие в достижении цели. | |
Конформность | Зависимость от мнения окружающих. | |
Явственным эмоциональным показателем уровня психической активности выступает настроение. Синонимом хорошего настроения является радость, синонимом плохого - грусть и печаль.
Таблица 2
Признаки хорошего настроения
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ | ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ | |
Отношение кокружающему
| Склонность переоценивать положительные стороны действительности и недооценивать отрицательные | |
Отношение к людям | Оптимизм в оценке людей и их отношения к себе | |
Отношение к себе | Снисходительность к своим недостаткам и уверенность в их легком преодолении | |
Самооценка | Повышенная, с признаками ее завышения | |
Деятельность характеризуется как процесс осуществления активного и преобразующего отношения к окружающему миру и другим людям. В рамках деятельностного подхода ей придается приоритетное значение, поскольку в рамках ведущей для данного возрастного этапа деятельности (игра, обучение, общение) происходят наиболее важные изменения в психических возможностях и психологических особенностях личности ребенка. Поэтому анализу того, как ребенок играет, учится, общается, выполняет поручения взрослых, придается такое большое значение. Определяющими критериями оценки деятельности ребенка являются следующие.
1.Контактность ребенка (желание сотрудничать со взрослым): поверхностность и легкость контакта обусловливают общую неполноценность взаимодействия взрослого и ребенка. Затруднения в установлении контакта испытывают дети с симптомами повышенного уровня тревожности, сложностями адаптации к новой обстановке и незнакомым людям, реакциями страха и другими невротическими реакциями. Уход от контакта наблюдается при аутичности ребенка и связывается с отсутствием у них потребности в общении, отгороженности, преимущественной направленности на предметный мир.
2.Эмоциональное реагирование на поощрение и наказание. Поощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную положительными эмоциями реакцию детей уже с самого раннего возраста (1 - 1,5 года).
У невротизированных детей при поощряющем стимулировании наряду с проявлениями радости отмечается резкое повышение результативности выполняемой деятельности, что происходит благодаря уменьшению эмоционального напряжения.
Равнодушное отношение отмечается у детей, не заинтересованных в оценке взрослого, а также у детей, не понимающих смысла и значения одобрения.
3.Эмоциональное реагирование на замечания и требования. Обращается внимание на реакцию ребенка на замечание; исправление им своего поведения в соответствии с замечанием; необходимость более строгих мер для коррекции поведения.
Ярко выраженные негативные, агрессивные реакции на предъявленные требования свидетельствуют о том, что ребенок, понимая смысл замечания, не желает ему подчиниться.
4.Реагирование на трудности и неуспех в деятельности. Адекватным поведением является способность ребенка самостоятельно (либо с помощью взрослого) обнаружить ошибочные действия и среагировать на них соответствующим образом.
К неадекватным типам реагирования на неудачи можно отнести следующие:
А. Постоянное обращение за оценкой правильности действия ко взрослому, особенно в случае ошибки.
Б. Потеря интереса к выполнению поручений или задания при первом затруднении.
В. Пассивный уход от выполнения задания, молчаливый отказ от дальнейшего участия.
Г. Активный уход от выполнения деятельности, часто в форме агрессивных действий, направленных против взрослого или сверстников.
Д. Эмоциональный уход от выполнения задания. В подобных случаях ребенок реагирует на неудачи либо неоправданным громким дурашливым смехом (обесценивание ситуации), либо плачем.
Е. Расторможенность, проявляющаяся в появлении большого числа быстрых, неадекватных манипуляций с предметами, делающих невозможным достижение правильного результата.
Ж. Дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов выполнения, препятствующем правильной ориентировке и осмыслению задания, а соответственно и нахождению правильного решения или действия при сохранении стремления довести «работу» до конца.
Особого внимания заслуживают способности ребенка к интеллектуальной деятельности, которые приобретают особое значение в нашей интеллектуально-ориентированной культуре. Ниже приводятся основные (качественные) характеристики недостаточности интеллектуальной деятельности, которые могут проявляться не только в учебной деятельности, но и в игре, а также при выполнении различного рода поручений взрослых.
Предметом пристального внимания в этом случае выступают особенности эмоционального реагирования ребенка, яркость и спектр непосредственных эмоциональных проявлений и наряду с этим - возможности ребенка к их контролю. Анализ отношения ребенка к выполняемой деятельности, его реакции на оценки взрослого (как положительные, так и отрицательные), наконец, его отношение к собственному поведению и результативным проявлениям - все это позволяет оценить действенность мотивации, порождаемой актуальными требованиями социальной действительности. Если ребенок в наблюдаемый период руководствуется преимущественно внеситуативными настроениями и побуждениями - это указывает на преобладание интроверсивных или даже аутистических тенденций, слабость самоконтроля и критичности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания по развитию эмоциональных проявлений у детей старшего дошкольного возраста
С помощью заданий у детей формируются адекватные представления об эмоципональных проявлениях человека, выполнение заданий способствует формированию адекватного поведения и коммуникативных навыко...
Развитие речи детей с ОНР с использованием эмоциональных проявлений и с применением "вокальной" мимики.
Изучая особенности развития дошкольников с нарушениями речи отмечается, что нарушение коммуникативной функции у детей с ОНР выражается: в несформированности способов комму...
Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих эмоционально-волевые и личностные проблемы в развитии на основе психопрофилактической программы по обучению диафрагмальному дыханию "Волна"
В данной программе представлен тематический план и комплекс занятий по подготовке и обучению детей диафрагмальному дыханию на тренажере"Волна" с включением методов сказко-, игро-, песочной т...
Игра как ведущая деятельность в развитии эмоциональной сферы и эмоциональной отзывчивости дошкольников
В статье раскрывается проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире.В статье рассматривается взаимосвязь совместной игровой деятельности и развитием эмоциональной отзыв...
План самообразования «Развитие эмоциональной сферы и творческих проявлений ребёнка в возрасте 5-7 лет в музыкально-ритмической деятельности».
Цель: содействовать творческому и эмоциональному развитию личности дошкольника средствами музыкальных двигательных игр-диалогов и сюжетных танцев.Повышение своего профессионального мастерства и компет...
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на основе использования релаксационных технологий и методов арт-терапии
В данной методической разработке представлены различные варианты технологий с импользованием методов арт-терапии для ...
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...