Игра как ведущая деятельность в развитии эмоциональной сферы и эмоциональной отзывчивости дошкольников
статья по развитию речи

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной отзывчивости  у детей в современном мире.В статье рассматривается взаимосвязь совместной игровой деятельности и развитием эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста. Ведь дошкольный возраст – это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Формирование эмоциональной отзывчивости происходит лучше всего в условиях совместной игровой деятельности, т.к. в процессе игры дошкольники с наибольшей полнотой обнаруживают и самостоятельно строят отношения друг с другом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как ведущая деятельность в развитии эмоциональной сферы и эмоциональной отзывчивости дошкольников

Проблема развития эмоциональной отзывчивости   детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность в последние десятилетия вызывает значительную тревогу у нас, взрослых, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Кроме того, не секрет, что  многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают свое отношение к своим поступкам и поступкам своих детей.

Так же нельзя не отметить, что в последние годы отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. С возрастом эти проблемы усугубляются, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.

В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается отсутствие чувства, наблюдавшемся у его современников, которое не потеряло актуальности и в наше время. «Обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, что приводит к нарушениям поведения.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, не всегда умеют распознавать эмоции и выражение чувств другого человека, особенно, когда речь идет об эмоциональной отзывчивости на эмоции и чувства другого – взрослого или сверстника.

Дошкольный возраст – это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Формирование эмоциональной отзывчивости происходит лучше всего в условиях совместной игровой деятельности, т.к. в процессе игры дошкольники с наибольшей полнотой обнаруживают и самостоятельно строят отношения друг с другом.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Кроме того, можно выделить следующие функции игры:

- коммуникативная, которая объединяет группы играющих, устанавливает эмоциональные контакты, доброжелательное отношение, формирует нравственные чувства и позиции;

- регулирующая, заключается в том, что условия и правила различных видов игр ставят перед  дошкольниками определенные требования, которые регулируют его поведение, общение, поступки действия, ориентируют на формирование волевых качеств, нравственного опыта;

- релаксационная, которая снимает эмоционально напряжение, остро-невротические реакции, нейтрализует эмоциональные переживания и страхи, снимает чувство тревожности;

- развлекательная, которая создает благоприятную атмосферу в группе играющих, превращает игру в увлекательное, интересное, познавательное мероприятие. 

Существуют различные виды игр: творческие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительно-конструктивные) и игры с готовыми правилами (подвижные и дидактические).

В совместной игре дети учатся языку общения, согласовывать свои действия с действиями другого, взаимопониманию и взаимопомощи.

Игра в дошкольном возрасте – это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.

При организации и проведении игр важно учитывать:

1) Специфику моторного профиля каждой эмоции, для чего в контекст игры должно включаться содержание, побуждающее детей демонстрировать различные эмоциональные состояния – радость, грусть, страх, удивление и т.д.;

2) Последовательность в усложнении игр и способов их организации: игры, предполагающие повторение действий по образцу; игры, предполагающие завершение действий, начатых взрослым; игры, побуждающие к самостоятельным импровизациям с реальными, воображаемыми предметами и без предметов;

3) Последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, для чего целесообразно начинать организацию таких игр с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю (жесты, мимика), постепенно вводя игровой материал, побуждающий детей принимать различные позы и использовать голосовые импровизации.

Влияние игры на развитие эмоциональной сферы личности дошкольника и его эмоциональной отзывчивости будет зависеть от особенностей конкретного вида игры. Рассмотрим эти особенности:

Сюжетно-ролевая игра – это совместная деятельность детей, которую они вместе строят. Сюжет игры и общее воображаемое пространство объединяет детей, создает общее для всех поле интере5сов, которое они вместе удерживают. Общение по поводу игры предполагает способность слушать партнера, учитывать его действия, подстраиваться к нему. Нужно уметь не только отстаивать свое мнение, но договариваться, уступать сверстнику. Сюжетная игра является практикой усвоения моральных норм поведения и взаимоотношений людей. Содержанием любой игры являются человеческие отношения, смыслы и задачи человеческой деятельности. Проигрывая их, дошкольники присваивают моральные нормы и реализуют их в конкретных отношениях со сверстниками.

Отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры, делает возможным прочувствовать последствия своих поступков, выяснить новые смыслы и значение своей деятельности, а, возможно, и обеспечить формирование новых социальных мотивов своей деятельности. В процессе ролевых перевоплощений и при выполнении различных игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций и адекватного оформления экспрессивных действий.

В игре-драматизации происходит сближение детей с персонажами произведения, что позволяет создать условия для развития понимания внешних признаков эмоциональных состояний и умения выражать их вербальными и невербальными способами. В процессе игр-драматизаций дети учатся передавать эмоции и понимать мимику и пантомимику всех участников, у них совершенствуется умение создавать художественные образы с помощью средств выразительности.

Игра-драматизация создает благоприятную обстановку для развития выразительных экспрессивных проявлений детей, для их творческой самореализации.

Строительные игры более других приближены к созидательной продуктивной деятельности человека. Эти игры способствуют развитию мышления и пространственного воображения, формированию таких качеств личности как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважение к труду других детей, взаимопомощь и умение радоваться или огорчаться за другого, что способствует развитию эмпатии, эмоциональной отзывчивости. Дети могут испытывать разнообразные эмоции в ходе своей деятельности: радость и удовлетворение от полученного результата или, наоборот, огорчение в случае неудачи.

Подвижные игры позволяют не только удовлетворять потребность в активном движении, но и способствуют формированию эмоциональной сферы ребенка: подвижная игра – это сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость, умение сопереживать сверстнику. Подвижные игры помогают в формировании дружеских взаимоотношений между детьми и являются основой для развития эмоциональной отзывчивости у них.

Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей и имеют определенную структуру: дидактическая задача, игровые действия, правила игры, результат. Их можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры.

Дидактическая игра связана с различными переживаниями: интересом, волнением, чувством ответственности, торжеством победы, радостью успеха, отчаянием, огорчением и т.д. Существуют дидактические игры, задачей которых является именно эмоциональное развитие детей, развитие умения чувствовать различные эмоциональные состояния и называть их.

Следует так же отметить значительную роль психогимнастики в развитии эмоциональной сферы. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психические напряжения, дает возможность самовыражаться. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя.

________________________________________________________

Игры дошкольников насыщены различными эмоциями и переживаниями, как положительными, так и отрицательными: радость, удивление, гнев, стыд, страх и т.д.. Осуществляя руководство игровой деятельностью, мы можем способствовать развитию различных вербальных и невербальных средств общения, обогащать знания и опыт детей о различных эмоциях, способствовать формированию положительных черт характера, влиять на формирование стилей общения, через игровую роль наделять ребенка определенными, необходимыми ему качествами. Приобретенный в игре опыт дети часто переносят в реальные отношения, поэтому исполняемая ребенком роль может изменить личностные качества самого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в город Настроения

Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев.Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства доброжелательности в общении с людьми....

Советы психологов по развитию эмоциональной сферы ребенка для родителей дошкольников

Советы психологов по развитиюэмоциональной сферы ребенка Американские исследователи доказали, эмоциональный интеллект и связанные с ним качества способствуют не только нравственному развитию дете...

Методическая разработка НА ТЕМУ: «Роль продуктивной творческой деятельности в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников (на примере программы "Мастерская чудес")»

Разработка программы по дополнительному образованию для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через творческую продуктивную деятельность....

Роль продуктивной творческой деятельности в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников (на примере программы "Мастерская чудес

В настоящее время одной из важных проблем в развитии и становлении личности дошкольника является психоэмоциональная сфера....

Роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольника

В статье рассматриваются внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей-дошкольников, становление исходно благополучной психики и важнейшие условия, определяющие это благополучие....

Влияние изобразительной деятельности на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Изодеятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционального, эстетического развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков,...

Статья "Песочная терапия как инновационная технология развития эмоциональной сферы и творческих способностей дошкольников"

Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и творческой сферах. Посредством песочной композиции ребенок ...