Рабочая программа "Уроки Добра"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Русинова Светлана Алексеевна

Программа "Уроки Добра"социально-личностного развития старших дошкольников способствующая усвоению норм и правил поведения.

Практическая значимость: заключается в составлении перспективно-тематического плана -- по организации работы по воспитанию этических ном поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_dobra.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Дружба»

с осуществлением физического и психического развития,

коррекции и оздоровления всех воспитанников»

Утверждаю:

Заведующая МДОУ – д/с«Дружба»____________                        О.Н. Седлецкая

                                                 

Программа «Уроки Добра»

(дополнительное образование для детей 6-7 лет

с нарушением зрения)

в области  социально-личностного развития дошкольников.

                                                                                     Разработчик: Русинова С.А.

воспитатель МДОУ – д/с «Дружба»      

                                                                                                                                                             

г. Качканар


     

                                                 Содержание

Пояснительная записка

1.  Целевой раздел

2. Содержательный раздел

3. Организационный раздел

3.1 Организация развивающей предметно-пространственной

среды

3.2 Методическое обеспечение образовательной программы

«Уроки Добра»

 Приложение


Пояснительная записка

         Коррекционная работа  детей с ограниченными возможностями здоровья,  должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Исследователи указывают, что дети с нарушениями зрения характеризуются своеобразием развития и протекания психических и физических процессов, которое определяется характером дефекта и возникающими на его фоне вторичными отклонениями, а также позитивными возможностями компенсаторного развития (Л.С.Выгодский, Р.М.Боскис, Т.А.Власова, В.П.Ермаков, А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева, М.С.Певзнер и др.).

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых является важной задачей.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены :

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации ( ФГОС ДО).

Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов со здоровыми детьми, составлена  программа, по которой ребенок подготавливается к такому общению.  Воспитание этических норм поведения у ребёнка – нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали оказывают влияние семья, детский сад, общество. Обучение нравственности основа любой системы воспитания и образования. Нравственный и творческий потенциал, необходимый для гармоничного и миролюбивого общения, закладывается в детстве. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на формировании волевых качеств, умении анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей, на осознании необходимости выполнять правила этикета, следует развивать в  детях способность к самореализации, умение служить людям.

Программа « Уроки добра » направлена на создание условий развития ребенка, позволяет раскрыть возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определённых педагогических условий

-гуманного отношения взрослых к ребёнку;

-чёткой постановки задач нравственного воспитания;

-организации активной практической и интеллектуальной деятельности ребёнка, формирующей доброжелательные отношения.

Основная идея программы- систематизация уже приобретённых знаний для формирования культурно личностных отношений между детьми.


Структура образовательной программы построена по трем разделам:

1) Целевой раздел. Целевой раздел включает в себя цели, задачи и планируемые результаты освоения программы; принципы и подходы к организации образовательной деятельности с детьми; характеристики особенностей современного ребенка дошкольного возраста.

2) Содержательный раздел  представлен содержанием образования по пяти направлениям развития ребенка (образовательным областям), обозначенным в ФГОС ДО:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Содержательный раздел включает описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации содержания с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

 При разработке концепции и содержания образовательной программы использованы фундаментальные достижения отечественной науки в области педагогики и психологии:

- деятельностный подход (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.);

- научно-прикладные закономерности развития познавательных мотивов у детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков и др.);

-исследования нравственно-этических отношений дошкольников А.А.Лопатиной, Н.В. Дуровой, Н.Н.Курочкиной.

 


          Успешное развитие личности возможно только в социальной, культурной, природно-климатической среде определенной территории, что становится возможным при единстве целей, ценностей, межличностных отношений, видов деятельности, сфер общения отдельного человека, семьи.

Цель:  Создание условий для развития у детей с нарушением зрения культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками.

Задачи:

1.Способствовать развитию умения отстаивать своё мнение и считаться

с мнением других.

2.Взаимодействовать в группах ( ставить совместные спектакли, рисовать).

3.Способствовать развитию знаний о современном этикете.

4. Воспитание культуры поведения в отношениях с разными людьми.  

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Реализация целей образовательной программы осуществляется через:

- введение материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому;

- формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города;

- создание  условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг;

- осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края.

 Выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок,  сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование);

- создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям возможность проявить свое творчество.

- разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми:

 Целевые ориентиры образовательной программы:

- ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно расположен к людям, способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми; способен понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в социальной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими;

- ребенок знает некоторые способы налаживания общения с детьми и использует их при решении проблемно-игровых и реальных ситуаций взаимодействия;

- ребенок проявляет уважение к родителям (близким людям), проявляет воспитанность и уважение по отношению к старшим и не обижает маленьких и слабых, посильно помогает им;

- ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства, литературного народного, музыкального творчества;

- ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость при участии в социально значимых делах, событиях (переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города и др.);

Представленный содержательный материал образовательной программы может выбираться и реализовываться взрослыми в соответствии с возрастными особенностями ребенка, готовностью и проявлением его интереса к той или иной тематике.

Условия, необходимые для реализации программы:

- опора на жизненный опыт ребёнка

-создание благоприятной психологической атмосферы;

- создание художественной среды помещение, уют, вывешивание работ на выставке;

-  индивидуальная и подгрупповая организация занятий;

- интерес детей к занятиям (сказка, путешествие, использование разных средств),

- использование активных методов обучения и воспитания

-активное вовлечение родителей.


Содержательный раздел представлен -содержанием образования по пяти направлениям развития ребенка (образовательным областям), обозначенным в ФГОС ДО:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Реализация содержания программы направлена на формирование и развитие у ребенка разных интересов, отвечающих его потребностям, предоставляет возможность свободного выбора форм деятельности, способствует накоплению опыта социального взаимодействия  взрослых и сверстников. Поэтому образовательный процесс осуществляется в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и ребенка и самостоятельную деятельность детей.

Сотворчество детей и взрослых может быть организовано через участие в различных творческих мероприятиях, выставках поделок, игрушек, альбомов и т.д. Кроме того, у детей появляется возможность воплощения своих идей по преобразованию, украшению, улучшению ближайшего окружения (придумывание вариантов дизайна мест ближайшего окружения; проектирование новых зданий, сооружений, памятников; создание сказок, рассказов и т.д.).

Решение образовательных задач предусматривает:

- учет интересов, склонностей, способностей детей к двигательной деятельности;

- формирование подгрупп детей на основе состояния их здоровья и темпов физического развития, их функционального состояния в соответствии с медицинскими показаниями;

- варьирование нагрузки и содержания занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка (используют физические упражнения в различных вариантах и сочетаниях, различные исходные положения - сидя, стоя, лежа и т.п.);

- создание условий для проявления детьми здоровьесберегающей компетентности, инициирование самостоятельности и активности детей в здоровьесберегающем поведении;

- обсуждение правил и способов безопасного поведения в быту, природе, на улице, в городе, в общении с незнакомыми людьми;

- расширение репертуара традиционных игр, развивающих не только ловкость, быстроту реакции, но и систему взаимодействия играющих, понимание ситуации, смекалку;

- стимулирование ребенка к самовыражению и импровизации;

- использование выразительно - отобразительных средств, с помощью которых можно передать характер движений, отношение к самому себе и к миру ;

- обеспечение связи характера движений, конкретной жизненной ситуации и состояния своего здоровья ребенка;

- обсуждение правил безопасной организации двигательной активности;        

- интеграцию организационных форм двигательной деятельности детей: метод диалога, дидактические и подвижные игры, игровые задания, народные игры, среда двигательной активности.

Использование различных видов игр:

• интерактивные (включают обмен действиями между участниками, установление невербальных контактов, направлены на психотехнические изменения состояния группы и каждого ее участника, получение обратной связи);

• ритмические (связаны с ритмичным проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и передачей ритма);

• коммуникативные (включают обмен высказываниями, установление вербальных контактов);

• ситуативно-ролевые (направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях),

• творческие (подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной, задуманной темы);

• игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации);

• игры-дискуссии (совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации);

• обучающие ситуации, направленные на формирование у детей умения говорить о себе в ситуациях знакомства; выражать свои желания, интересы, предпочтения; делать свой выбор, вербализовывать свое мнение, ориентируясь на собственные потребности и желания других детей;

• включение ребенка в реальные трудовые связи в условиях детского сада, семьи;

• использование проектной деятельности, проблемных ситуаций и поисковых вопросов, стимулирующих у ребенка проявление любознательности, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию), выдвижение гипотез и предположений, связанных с значением символов (знаков) в городской (сельской) среде.

• поддержку интереса детей к звучащему слову, словотворчеству, интереса к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого;

•организацию упражнений  слов, шуток-чистоговорок, скороговорок;

• организацию упражнений в произношении слов и предложений в разном темпе, с разной силой голоса, интонацией;

•- знакомство детей с окружающей графикой – вывесками, названиями книг, подписями под картинками, надписями на этикетках, вещах, значках и др.;

• организацию инсценировки изображения на картинах, рисунках с использованием мимики, жестов, позы, голоса в соответствии с выбранной ролью.


Примерное тематическое планирование

Формы работы с детьми

(темы)

Совместная деятельность

воспитателя и детей

Самостоятельная

деятельность детей

Взаимодействие с семьёй

Продукт

Сентябрь

Беседа «Всё начинается со слова «здравствуй»

Обсуждение проблемных ситуаций А.Барто «Шла вчера я по садовой».

Игры «Вежливый котик», «До свидания»

Подобрать список слов приветствия и расставания.

Выставка работ

Беседа как нам познакомиться

Обсуждение проблемных ситуаций. Д/и «Лучшее знакомство» Г.Остер «Будем знакомы»

Игра «Лучшее знакомство»

Придумать игру, закрепляющую правила знакомства

Картотека игр

Занятие на тему «Кто я такой»

Беседа « Профессии»

С/и « Повар»

Подготовить фотовыставку  «Как я провёл лето»

Плакаты с выставки

Беседа

«Благодарность»

Обсуждение проблемных ситуаций

Е.Фролов « Кто вырастил яблочко»

Творческое задание

« Спасибо природе».

Рисование « Благодарное сердце»

Плакаты с выставки

Беседа « Если кто-то поссорился»

Д/и «Школа вежливости»

Творческое задание «Приветливые люди»

Беседа «Говорим больше вежливых слов»

Беседа «Спасибо природе»

Обсуждение А.  Неелова «Майский жук»

Творческое задание «Скажем спасибо природе»

Посадить с ребёнком комнатное растение

Комнатные растения

Беседа «Будь вежливым»

Обсуждение мексиканской сказки «Вежливый кролик»

Рисование «Вежливые слова»

Выставка работ

Беседа «Гордость»

Д/и « Кто чем гордится»

Творческое задание «Что мы умеем»

Собрать пословицы о вежливости

Картотека пословиц

Октябрь

Беседа

« Доброта»

Обсуждение А. Неелова «Даром ни одно дело не пропадает»

Творческое задание «Доброе дело» Игра «Добрый дождик»

Рисование

« Дерево доброты»

Рисунки

Беседа « О доброте и жадности»

Обсуждение Е. Благинина « Подарок»

Творческое задание « Подарок»

Подарки родителям

Беседа « Добросердечие»

Обсуждение А.Каралийчев

« Осенняя сказка»

Игра « Цветок доброты»

Картотека игр

Беседа «Что значит быть добрым и заботливым»

Обсуждение Г.Браиловский

«Ушки Непослушки»

П.Образцов « Лечу куклу»

С/и « Больница» Рисование

« Облака»

Консультация «Учите детей заботиться о старших»

Панно

« Облака»

Беседа

« Заботливость»

Обсуждение А.Неелова «Волчья ягода»

Игра  «Заботливый

хозяин»

Беседа «Щедрость»

Обсуждение К.Станишев

« Сердобольный подсолнух»

Игра «Щедрые звёздочки» Рисование

« Новый подсолнух»

Творческое задание « Что можно подарить»

Выставка работ

Беседа

« Заботливость»

Обсуждение А.Седугин « Как Артёмка котёнка спасал»

Творческое задание « Подобрать пословицы о доброте

Картотека пословиц

Праздник мягких игрушек

Рассказы детей « Моя любимая игрушка»

П/и «Чей кружок соберётся быстрее»

Рассказы о любимой игрушке

Беседа о нежности

Обсуждение Г.Виеру «Мама почему»

Д/и« Скажи наоборот» Творческое задание «Корзинка добрых дел»

Картотека игр

Ноябрь

Беседа « Друг»

Обсуждение В.Сухомлинский « Девочка и ромашка»

Д/и «С кем дружат цветы» Творческое задание «Сказочные друзья»

Домашнее задание «Читаем любимые сказки»

Раскраски герои сказок

Беседа «Дружелюбие»

Д/и « Колечко дружелюбия»

Творческое задание « История друзей»

Истории о друзьях

Беседа «О чуткости и равнодушии»

Обсуждение В.Осеева « Плохо», Н.Дурова «Заботливая подруга»

Рисование

« Портрет друга»

Консультация «Семья и воспитание»

Выставка работ

Беседа «Единство»

Творческое задание «Муравьи»

Д/и «Чудо единства»

Выставка работ

Беседа «Дружба»

Обсуждение Я. Ким «Дружба» М. Пляцковский « Урок дружбы»

Игра «Ситуации»

Домашнее задание «Собрать пословицы о дружбе»

Картотека пословиц

Беседа «Вместе тесно, а врозь скучно»

Обсуждение проблемных ситуаций

Игра

« Пословицы»

Нарисуй рисунок к ней

Выставка работ

Беседа « О товариществе»

Обсуждение А. Седугин « Речные камушки» Обсуждение пословиц

Рисование «Мой друг»

Картотека пословиц Выставка работ

Беседа «Дружелюбие»

Обсуждение сказки «Снегурушка и лиса»

Д/и « Колечко дружелюбия» Рисование «Добрые чувства»

Домашнее задание «Дарим добрые чувства»

Выставка работ

Беседа

« Верность»

Д/и « Наши верные друзья» «Рукавички»

Творческое задание « Верные друзья»

Диалог между детьми

Беседа о настоящей дружбе

Обсуждение Л. Толстой «Два товарища», пословиц

Творческое задание « Рассказ о друге»

Беседа с родителями «Выбор друзей»

Картотека пословиц рассказ о друге

Декабрь

Беседа « О дружбе и взаимопомощи»

Обсуждение А. Седугин «Дом с трубой и дом без трубы» Решение проблемных ситуаций

Рисование парами « Наш дом»

Выставка работ

Беседа « Мои верные друзья игрушки и книги»

Д/и « Моя игрушка расскажет обо мне»

С/и « Барби»

Беседа «Друзья игрушки»

Выставка любимых игрушек

Беседа «Взаимопомощь»

Обсуждение сказки «Лесной мишка и проказница мышка»

Игра « Палочка выручалочка»

Творческое задание «Мышка и медведь»

Изготовление цветков помощи

Беседа «Мои друзья мальчики и девочки»

Разучивание С. Михалков «Песенка друзей»

Игры «Как хорошо с тобой дружить»

Заполнить анкету

Анкета

Запись «Песенки друзей»

Беседа « Помощь взрослым»

Обсуждение О.Буцень «Так или не так» Обсуждение ситуации «Новенькая»

Творческое задание «Рубашка помощи»

Выставка работ

Беседа «Об отношении к младшим»

Обсуждение Э. Шим «Брат и маленькая сестра»

Игра «Помогаем в беде»

Картотека пословиц

Беседа «Служение людям»

Обсуждение Т.Вершинина «Журавль»

Игра «Солнечные подарки». Изготовление новогодних подарков

Совместная работа «Подарок»

Подарки

Январь

Беседа « О любви к животным»

Обсуждение К.В.Лукашевич

« Птичка-мать»

Домашнее задание

« Сделать кормушку»

Кормушки

Беседа «Птицы наши друзья»

Обсуждение А. Каралийчев «Крылатый пленник»

Творческое задание» Две птицы»

« Мальчик и воробышек»

Домашнее задание «Выучить стихи о птицах»

Конкурс чтецов

Беседа «Заботливое отношение к природе»

Обсуждение Л.Н. Толстой « Котёнок»

С/и « Зоопарк»

Творческое задание «Рецепты для любимцев»

Домашнее задание «Нарисовать любимое животное»

Выставка работ

Беседа «Бережное отношение к природе»

Обсуждение В.Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»

Домашнее задание «Собрать пословицы о природе»

Картотека пословиц

Беседа «Ответственность»

Обсуждение Э. Успенский « Это я виноват» Решение проблемных ситуаций

Обыгрывание ситуаций «Хороший поступок»

Картотека пословиц

Беседа «Отношение к животным»

Обсуждение сказки « Как собака друга искала»

Театрализация сказки. Творческое задание « мои любимые животные»

Выставка работ

Беседа «Заботимся о животных»

Обсуждение М. Пришвин «Ребята и утята»

Творческое задание «Поможем деревьям» « Любимый хозяин»

Домашнее задание рисунки «Мохнатое семейство»

Выставка работ

Февраль

Беседа «Честность»

Обсуждение В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»

Инсценировка ситуаций

Домашнее задание собрать пословицы о дружбе

Картотека пословиц

Беседа «Честность»

Обсуждение Э. Успенский «Это я виноват» Решение проблемных ситуаций

Инсценировка ситуаций «Хороший поступок»

Картотека пословиц

Беседа

« Правдивость»

Обсуждение сказки «Честный мальчик»

Д/и «Сердечко честности»Рисование « Солнышко правдивости»

Домашнее задание собрать пословицы о правдивости

Картотека пословиц

Выставка работ

Беседа

«Правдивость»

Обсуждение В.Сухомлинский «Как мальчики мёд съели»

Картотека пословиц

Беседа «Честность»

Обсуждение Л,Н.Толстой «Косточка»

Инсценировка ситуаций

Беседа «Скромность»

Д/и «Скромные звери» Творческое задание «Скромный человек»

Домашнее задание собрать пословицы о скромности

Картотека пословиц

Беседа «Служение людям»

Обсуждение

В. Осеева « Три товарища»

Д/и   «Солнечные подарки» Творческое задание « Счастье предметов»

Выставка работ «Сад добрых дел»

Беседа «Уважение»

Обсуждение А.Лопатина « Добрая собака» Решение проблемных ситуаций

Рисование

« Достойные поступки»

Домашнее задание собрать пословицы об уважении

Картотека пословиц

Выставка работ

Беседа «Отзывчивость»

Творческое задание «Подарки для жителей земли»

«Д/и « Чем мы прекрасны» «Отзывчивый колобок»

Выставка работ

Беседа «Упорство»

Обсуждение А. Пантелеев «Две лягушки» Решение проблемных ситуаций

Д/и «Упорный мяч» «Упорные герои» Творческое задание «Птица с двумя крыльями»

Выставка работ

Беседа «Храбрость»

Обсуждение М. Скребцова «Храбрая лягушка»

Рисование портрета папы

Д/и «Колечко храбрости»

Домашнее задание рисование портрета дедушки

Выставка работ картотека игр

Беседа «Наши защитники»

Решение проблемных ситуаций. Обсуждение Н.Толстой «Памятник»

Д/и « Думаем о родине» Творческое задание «Подарок другу»

Праздник для мальчиков

Март

Беседа «Любовь»

Обсуждение К. Кыдрева»Капелька росы»

Д/и «Фея любви»

Творческое задание «Звёзды любви»

Выставка работ

Беседа «Любовь к маме»

Разучивание Е. Благининой «Мама спит..»

Игра «Подарки для мамы» Творческое задание « Сочиняем песенку» «Письмо маме»

Фотовыставка «Моя мама лучшая на свете»

Фотографии мам

Проект «Моя мама лучшая на свете»

Беседа «Заботливость»

Решение проблемных ситуаций

Д/и «Заботливый хозяин» Творческое задание

« Заботливый мир»  «Заботимся о родителях»

Беседа «Счастье»

Обсуждение Д.Биссет «Як»

Д/и «Кто нам дарит счастье» Творческое задание «Счастье и радость»

Домашнее задание рисунки «  Исполнение мечты»

Выставка работ

Беседа «Сострадание»

Обсуждение А.Неелова «Цена деньгам»

Д/и «Добрый лесник» Творческое задание «Фея сострадания» Рисование «Волшебные часы»

Беседа « Мои бабушка и дедушка»

Выставка работ

Беседа «Милосердие»

Обсуждение А.Неелова «Птичка»

Д/и «Солнышко милосердия» Творческое задание «Законы милосердия»

Выставка работ

Беседа «Помощь старшим»

Обсуждение А.Макунец «Три сестры» Обсуждение пословиц

Инсценировка ситуаций

Собрать пословицы о помощи

Картотека пословиц

Беседа «Помощь взрослым»

Обсуждение О.Буцень « Так или не так» Р.Тимершин «Где лежало спасибо»

Инсценировка ситуаций

Творческое задание «Как я помогаю старшим»

Беседа «О нежности и заботливости»

Обсуждение А.Шибаев «Дед и внук» Г.Виеру «Мама почему»

Д/и «Скажи наоборот»

Творческое задание «Мамины руки»

Выставка работ

Беседа « О том, как важно думать о других»

Обсуждение В.Осеева «Печенье»

Сочинение рассказа «Что дальше»

Рассказы детей

Апрель

Беседа «Трудолюбие»

Обсуждение сказки «Ласточка и воробей»

Д/и «Трудимся с  любовью» Творческое задание «Маленькое дело» Рисование « Строим дом»

Домашнее задание  собрать пословицы о труде

Выставка работ

Картотека пословиц

Беседа «Умение сотрудничать»

Обсуждение М. Скребцова «Лесные певцы»

Д/и « Строим дом» « Полезное дело»Рисование «Наш сад»

Выставка работ

Беседа «О совместном труде»

Обсуждение пословиц, В.Сухомлинский «Блестящие ботинки»

Инсценировка ситуаций

Домашнее задание «Собрать книги о труде»

Картотека пословиц

Выставка книг

Беседа « О заботливых и трудолюбивых детях»

Разучивание стихов по теме

Коллективный труд «Лечим книги»

Беседа « О трудолюбии»

Обсуждение Я. Тайц «Кубик на кубик»

Инсценировка ситуаций

С/и «Помощники»

Картотека игр

Беседа « О лени»

Обсуждение Д.Лукич «Четыре девочки» Решение проблемных ситуаций

Совместный труд в группе

Домашнее задание Собрать пословицы о труде

Картотека пословиц

Беседа «О лени и трудолюбии»

Обсуждение Б.Шергин «Длинная нитка-ленивая швея»

Д/и «Доскажи пословицу» «Вежливые слова»

Конкурс вежливых слов

Выставка

«Вежливые слова"

Беседа «Мой дом наведу в порядок в нём»

Обсуждение К.Чуковский «Федорино горе»

Игры «Угощение для любителей чистоты» «Уберём наш дом»

Беседа «Приучаем к порядку»

Картотека игр

Беседа «Гости в дом – радость в нём»

Упражнение «Приглашаем в гости»

С/и «Встреча гостей» «Угощение гостей»

Информация «Правила этикета»

Картотека игр

Май

Беседа «Добросердечие»

Обсуждение Э.Шим

«Снег и кисличка»

Д/и «Цветок доброты» «Жертвенное сердце» «Спасаем друзей» Творческое задание «Доброе сердце»

Картотека игр

Беседа « Красота друзей»

Обсуждение М.Скребцова «Цветок кактуса»

Д/и «Самое красивое» Творческое задание «Украшаем кактус»

Коллективная работа

Беседа «Кротость»

Д/и « Кто самый кроткий»Рисование «Подарки лесных обитателей»

Выставка работ

Беседа «Мудрость»

Обсуждение сказки «Мальчик и злая медведица»

Д/и «Мудрый совет» Рисование « Частица мудрости»

Домашнее задание «Всё о мудрости»

Выставка работ

Беседа «Нежность»

Обсуждение Е.Лазуренко «Фея сноведений»

Д/и «Нежное слово» «Круг нежности» Творческое задание «Нежность весеннего дня»

Выставка работ

Беседа « О справедливости»

Обсуждение Э. Успенский  « Вова и Валюшка» А.Барто «Лишний»

Инсценировка ситуаций

Картотека пословиц

Беседа « О чуткости»

Обсуждение А.Седугин «Как Артёмка котёнка спас» Э.Шим «Кому идти за дровами»

Творческое задание «Хорошие поступки»

Беседа «Сила не право»

Решение проблемных ситуаций. Обсуждение К.Ушинский «Сила не право»

Инсценировка ситуаций

Беседа «Тайны семейного счастья»

Упражнение «Наши добрые дела»

Игра «Люблю своих детей» Рисование «Моя семья»

Беседа «Закладываем основы будущей самостоятельности»

Выставка работ

Занятие «Мама, папа, спортивная семья»

Разучивание песенки В.Шаинского о семье, упражнение «Расскажи о папе и маме»

Игры «Добрые слова» «Что мы делаем когда…»

Песенки,

рассказы

Беседа «У меня сестрёнка есть, у меня братишка есть»

Слушание песни» У меня сестрёнка есть, у меня братишка есть»

Д/и «Доброе слово» Рассказы о брате, сестре

Домашнее задание принести фотографии о брате, сестре

Фотовыставка «У меня сестрёнка есть, у меня братишка есть»

Беседа «Культура поведения»

Обсуждение М.Майн «Пока они спорили» Д.Дурова «Две подружки»

Собрать пословицы,

о культуре поведения

Картотека пословиц,

поговорок

Тематика занятий разбита по месяцам и дням. В течение месяца расширяют знания по определенной теме, состоящей из подтем.

Основные разделы программы:

  • Вежливость
  • Доброта
  • Дружба
  • Помощь
  • Отношение к природе
  • Хорошие качества человека
  • Любовь
  • Трудолюбие
  • Чувства

Программа реализуется посредством рассказов, игр, бесед, коллективных и индивидуальных творческих заданий, направленных на глубокое проживание  детьми той или иной темы. Программа рассчитана на детей старшей группы, Однако,  в силу своей деятельностной направленности может использоваться и с малышами.

Методы диагностики и исследования нравственной сферы.

Диагностика развития нравственной сферы ребёнка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Когнитивный компонент включает в себя уровень осознания детьми нравственных норм. Эмоциональный компонент-изучение нравственных чувств, эмоциональное отношение к моральным нормам. Поведенческий компонент включает наблюдение за поведением в ситуации морального выбора. Для исследования нравственной сферы детей используются методы диагностики А.Ю.Капской, Т.Л.Мирончик: метод « Беседа», методики «Сюжетная картинка», «Цветовой тест отношений», «Подели игрушки».

Процесс формирования нравственных качеств очень длительный требует усилий как педагогов, так и родителей. Воспитание этических норм в семье необходимо осуществлять в трех направлениях.

1.Информационное насыщение.

 2.Эмоциональная включенность (в процессе реализации информационного насыщения необходимо вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка, возбудить, «расшевелить» его чувства).

3.Овладение поведенческими нормами (полученные ребенком знания и представления необходимо закрепить в его собственном поведении).


Критерии отбора методик:

  • соответствие возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников;
  • диагностическая ценность в определении особенностей развития детей с нарушениями зрения;
  • возможности адаптации методики к условиям работы в группе детей с нарушениями зрения.

Адаптация диагностических методик произведена по следующим направлениям: адаптация стимульного материала; процедуры её проведения.

Обследование проводится индивидуально. Результаты заносятся в карты индивидуального развития ребёнка, что позволит определить зону ближайшего развития ребёнка, объединить детей в подгруппы со схожими проблемами, оптимизировать коррекционный процесс, даёт возможность увидеть возможности и направление коррекционной работы.

После диагностического этапа и систематических коррекционных занятий  проводится заключительное тестирование теми же контрольными методами, что и предварительные.

   


            Организация предметно-развивающей среды является важным элементом для осуществления педагогического процесса, носящего развивающий характер.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

   1.Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей.

  2.Многофункциональность использования элементов среды и возможность её преобразования в целом. 

   3. Доступность, разнообразие пособий.

  4.Наличие интерактивных пособий, сделанных детьми, педагогами и родителями.

  5.Использование интерактивных форм и методов работы с детьми, позволяющих «оживить» среду, сделать её интерактивной.


Практическая значимость программы «Уроки Добра» заключается в составлении перспективно-тематического плана и примерного содержания занятий по организации работы в старшей группе с целью воспитания этических норм поведения.

Методическое обеспечение образовательной программы Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А.,  Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 198с.

Загуменная Л.А.Социально-личностное развитие дошкольников. Волгоград. Учитель,2013.-231с.

                               

                                         


Дополнительная литература

1-Детские частушки, шутки, прибаутки. / Сост. Бахметьева Т.И., Сополова Г.Т.- Ярославль, 1997.

2.Русский детский фольклор. Сборник М.: Просвещение

3.АгаповаИ.А.Общество хороших манер. Волгоград. Учитель,2009-348с.

4.Давыдова О.И.Беседы об ответственности и правах ребёнка.Т.Ц.Сфера 2008-112с.

5.Капская А.Ю.Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников.СПБ.Речь,2006.-96с.

6.Лопатина А.А.Начала мудрости.50 уроков о добрых качествах.Москва.Амрита-Русь.2005.

7.ПетроваВ.И.Этические беседы с детьми 4-7лет. Пособие для педагогов и методистов. Москва. Мозаика-Синтез.2007-80с.


Приложение  «Педагогические диагностики»

Диагностика когниктивного компонента нравственного сознания

Цель: изучение представления детей о нравственных качеств

Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы.

  • Кого можно назвать хорошим (плохим) почему.
  • Кого можно назвать честным (лживым) почему.
  • Кого можно назвать добрым (злым) почему.
  • Кого можно назвать справедливым  (не справедливым) почему.
  • Кого можно назвать щедрым (жадным) почему.
  • Кого можно назвать смелым (трусливым) почему.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально.

Обработка данных

Нужно проанализировать какие качества могут объяснять дети. На основе этих объяснений определить, на что в суждениях ссылается ребёнок:

-на обобщённое представление о качестве ( жадные - которые жалеют..)

-на конкретных людей как носителей определённого качества в конкретной ситуации ( Смелый Женя потому что..)

-на литературных и сказочных персонажей (Добрый Дед Мороз…)

-на самого себя (Меня можно назвать добрым, почему).

-на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта (Я не жадный, почему).

-на конкретное действие (Жадный тот кто не даёт игрушку)

- на оценку качества (скромным можно назвать хорошего человека)

-на недифференцированное представление о качестве (Справедливый кто делает по справедливости)

Необходимо проанализировать ошибки в представлениях детей о нравственных качествах.

Результаты соотносят с содержанием представлений о нравственно-волевых качеств, характерных для определённого возраста.

3-4 года. Складываются элементарные представления о том, что такое «Хорошо», а что «плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребёнка, его конкретных поступков развиваются представления о доброте, дружбе, правдивости.

4-5 лет. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.

5-6 лет. Развиваются обобщённые представления о правдивости, о справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии , отзывчивости, заботливости на конкретных примерах.

6-7 лет. Продолжают развиваться обобщённые представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как лживость, хитрость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Затем нужно выяснить, насколько представления о нравственно- волевых качествах соответствует возрасту, можно сделать вывод о том, как меняются представления с возрастом.

Методика «Цветовой тест отношений »

Цель. Изучение эмоционального отношения ребёнка к нравственным нормам.

Подготовка к исследованию. Исследование проводится индивидуально. Для проведения нужен лист белой бумаги (210×290 мм.)  и 8 карточек разных цветов ( синяя, зелёная, красная, жёлтая, фиолетовая, коричневая, чёрная, серая).

Проведение исследования.

Перед ребёнком на белом листе бумаги выкладывается 8 карточек разных цветов в произвольном порядке.

Инструкция. Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нём живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам будешь решать, кто, где будет жить. Называется весь список понятий. Желательно чередовать отрицательные и положительные качества. При этом цвета могут повторяться, то есть ребёнок может выбрать один и тот же цвет для разных понятий. В протоколе фиксируется цвет, который выбран для каждого понятия, и комментарии ребёнка.

Обработка данных

Эмоционально-психологическое значение каждого цвета:

Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.

Зелёный: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряжённый.

Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, несколько раздражительный.

Жёлтый: очень активный, открытый, общительный, весёлый.

Фиолетовый: беспокойный,  эмоционально напряжённый, имеющий потребность в душевном контакте.

Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.

Чёрный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

Дети дошкольного возраста обычно соотносят цвета  и нравственные качества следующим образом:

Добрый - Жёлтый и красный

Злой - Чёрный

Честный - Жёлтый, фиолетовый и красны.

Лживый – Чёрный.

Щедрый – Красный и фиолетовый.

Жадный – Красный и чёрный.

Трудолюбивый – Фиолетовый и жёлтый.

Ленивый - Коричневый, серый, синий.


Методика « Сюжетные картинки»

Цель: Изучение эмоционального отношения ребёнка к нравственным нормам.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребёнку предъявляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков героев.

Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой плохие. Раскладывай и объясняй, почему ты положил так картинки. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребёнка, а также его объяснения.

Обработка данных.

0 баллов - ребёнок не может оценить поступки детей.

1 балл - ребёнок оценивает поведение детей, но оценку не мотивирует, нравственную норму не формулирует.

2 балла – ребёнок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, мотивирует свою оценку.

Методика «Подели игрушки»

Цель. Исследование поведения  ребёнка в ситуации морального выбора.

Проведение исследования. Детям предлагается поделить одежду для кукол (девочкам) и военную технику (мальчикам), между собой и ещё двумя партнёрами по игре, с которыми они незнакомы или которых они не видят. Для трёх участников эксперимента предлагают пять предметов.

Обработка данных.

Если  ребёнок делит игрушки в свою пользу ( себе три, другим по одной0, считается , что моральный выбор он делает неправильно, если себе оставляет одну игрушку , а остальные делит между другими участниками , считается, что моральный выбор сделан им правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции эмоциональной сферы "Уроки добра"

Рабочая программа педагога-психолога по коррекции эмоциональной сферы и формировании эмпатийного поведения детей 5-6 лет....

Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»

Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного  процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления   ...

Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».

Муниципальное дошкольное образовательное...

Рабочая программа социально-личностной направленности «Уроки добра» для детей подготовительной группы

Одним из важных направлений работы при подготовке ребенка к школе является развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и по...

Рабочая программа "Сказки - добрые друзья"

Программа включает пояснительную записку и планирование работы по возрастным группам....

Рабочая программа кружка "Добро пожаловать в экологию"

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Именно на нас, педагогов дошкольного образования, ...

Рабочая программа кружка "Добрый мир" в подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка "Добрый мир" в подготовительной к шкоел группы...