Инновационный подход учителя-дефектолога к образовательному процессу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения по развитию речи в соответствии с ФГОС
консультация по коррекционной педагогике

Георгиевская Людмила Борисовна

 

Инновационный подход учителя-дефектолога

к образовательному процессу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения  по развитию речи

в соответствии с ФГОС.

 

Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у детей с сохранным зрением. Однако динамика ее развития, овладение ее чувственной стороной, ее смысловой наполненностью у дошкольников с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее.

Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а так же  обедненностью предметно-практического опыта детей. Употребление значительного количества слов носит формальный характер, бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребенку предметом, его признаком, или, наоборот, становится слишком общим, отвлеченным от конкретных признаков и свойств предметов и явлений окружающей жизни. Если слабовидящий ребенок называет предмет, это еще не значит, что у него имеются четкие и правильные представления об этом предмете. Это обьясняется трудностями в установлении предметной отнесенности слов и образа, понимании конкретного значения слов, правильном использовании их в речевой практике.

Слабовидящие дети  значительно отстают в развитии при описании природы, животных, внешности и деятельности человека. Отставание в овладении описанием обусловлено ограниченным запасом представлений об окружающих предметах в связи с различными зрительными диагнозами и низкой остротой зрения. Процесс  речевого развития позволяет ускорить формирование предметных явлений, дает возможность их совершенствовать.

Возникает необходимость поиска эффективных средств воспитания и обучения слабовидящих дошкольников с нарушением речи. Для этого как нельзя лучше подходят информационно - коммуникативные технологии средств обучения. Использование компьютера в работе учителя-дефектолога необходимо, так как информационно-коммуникативные технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность детей с нарушением зрения.

Применение информационно-коммуникативных технологий в условиях детского сада компенсирующего вида (для детей  нарушением зрения) имеет свои особенности. Так, например, материал подбирается разной степени сложности, конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его диагнозу, возможностям и задачам обучения. С помощью простых действий во время занятия на компьютере имеется возможность изменить меру трудности, характер задания, учитывая индивидуальные возможности и особенности  ребенка.  

Используя в своей работе с дошкольниками с нарушением зрения информационно-коммуникативные технологии, у учителя-дефектолога появляется возможность формировать у детей процесс осмысливания увиденного и услышанного путем многократного повтора. Дети лучше запоминают и воспринимают информацию о предметах и явлениях, тем самым у них активней происходит формирование всех психических процессов, и в первую очередь речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_rech.ppt1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 45 Инновационный подход учителя-дефектолога к образовательному процессу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения по развитию речи в соответствии с ФГОС . Подготовила учитель-дефектолог Георгиевская Л.Б.

Слайд 2

Замедленность формирования речи у дошкольников с нарушением зрения Недостаточность активности взаимодействия детей Бедный предметно-практический опыт детей

Слайд 3

У ребенка с нарушением зрения нет четких и правильных представлений о предмете. Это объясняется трудностями: Трудности в понимании конкретного значения слов Трудности в установлении предметной отнесенности слов и образа Трудности в правильном использовании слов в речевой практике

Слайд 4

В связи с различными зрительными диагнозами и низкой остротой зрения, слабовидящие дети значительно отстают в развитии при описании природы, животных, внешности человека. Это обусловлено ограниченным запасом представлений об окружающих предметах.

Слайд 5

Для повышения познавательной активности детей с нарушением зрения и восприятия информации на новом уровне, на занятиях учителя-дефектолога (тифлопедагога) необходимо использовать информационно-коммуникативные технологии

Слайд 6

Особенности применения информационно-коммуникативных технологий в условия детского сада компенсирующего вида (для детей с нарушением зрения): Материал подбирается разной степени сложности. Индивидуальный подход к подбору материала для каждого ребенка, учитывая его зрительный диагноз. Соответствие материала возможностям и задачам обучения. В процессе занятия с ребенком на компьютере можно изменить: меру трудности; - характер задания; - его цветовое оформление.

Слайд 7

Используя ИКТ на занятиях, учитель-дефектолог имеет возможность формировать у детей процесс осмысливания увиденного и услышанного путем многократного повтора

Слайд 8

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи при коррекционной работе с детьми с нарушение зрения

Успешность речевого развития детей зависит от содержания работы ДОУ как целостного  образовательного учреждения, от интеграции в единое целое работы специалистов разного профиля....

Собрание - практикум"Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения и речи" для родителей подготовительной группы

цель собрания - объеденить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей; обучить их конкретным приемам коррекционной и логопедической работы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.

Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....

Инновационная технология. Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Инновационная технология.  Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зренияЦель:  формирование творческой личности.   Нетрадиционные техники ...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Рекомендации учителя-дефектолога. Использование прищепок в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Расширение и активизация словаря. Практический материал.

Использование прищепок в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения способствует развитию мелкой моторики рук, творческого воображения,расширению и активизации словаря, совершенствов...

Инновационная технология. Пальчиковые игры с предметами в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Практический материал.

Пальчиковые игры с предметами используются в коррекционной работе с детьми  с нарушением зрения. Пальчиковые игры в стихотворной форме с предметами (карандаши, крупа, орехи, каштаны, фасоль, горо...