Инновационный подход учителя-дефектолога к образовательному процессу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения по развитию речи в соответствии с ФГОС
консультация по коррекционной педагогике
Инновационный подход учителя-дефектолога
к образовательному процессу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения по развитию речи
в соответствии с ФГОС.
Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у детей с сохранным зрением. Однако динамика ее развития, овладение ее чувственной стороной, ее смысловой наполненностью у дошкольников с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее.
Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а так же обедненностью предметно-практического опыта детей. Употребление значительного количества слов носит формальный характер, бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребенку предметом, его признаком, или, наоборот, становится слишком общим, отвлеченным от конкретных признаков и свойств предметов и явлений окружающей жизни. Если слабовидящий ребенок называет предмет, это еще не значит, что у него имеются четкие и правильные представления об этом предмете. Это обьясняется трудностями в установлении предметной отнесенности слов и образа, понимании конкретного значения слов, правильном использовании их в речевой практике.
Слабовидящие дети значительно отстают в развитии при описании природы, животных, внешности и деятельности человека. Отставание в овладении описанием обусловлено ограниченным запасом представлений об окружающих предметах в связи с различными зрительными диагнозами и низкой остротой зрения. Процесс речевого развития позволяет ускорить формирование предметных явлений, дает возможность их совершенствовать.
Возникает необходимость поиска эффективных средств воспитания и обучения слабовидящих дошкольников с нарушением речи. Для этого как нельзя лучше подходят информационно - коммуникативные технологии средств обучения. Использование компьютера в работе учителя-дефектолога необходимо, так как информационно-коммуникативные технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность детей с нарушением зрения.
Применение информационно-коммуникативных технологий в условиях детского сада компенсирующего вида (для детей нарушением зрения) имеет свои особенности. Так, например, материал подбирается разной степени сложности, конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его диагнозу, возможностям и задачам обучения. С помощью простых действий во время занятия на компьютере имеется возможность изменить меру трудности, характер задания, учитывая индивидуальные возможности и особенности ребенка.
Используя в своей работе с дошкольниками с нарушением зрения информационно-коммуникативные технологии, у учителя-дефектолога появляется возможность формировать у детей процесс осмысливания увиденного и услышанного путем многократного повтора. Дети лучше запоминают и воспринимают информацию о предметах и явлениях, тем самым у них активней происходит формирование всех психических процессов, и в первую очередь речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_rech.ppt | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Замедленность формирования речи у дошкольников с нарушением зрения Недостаточность активности взаимодействия детей Бедный предметно-практический опыт детей
У ребенка с нарушением зрения нет четких и правильных представлений о предмете. Это объясняется трудностями: Трудности в понимании конкретного значения слов Трудности в установлении предметной отнесенности слов и образа Трудности в правильном использовании слов в речевой практике
В связи с различными зрительными диагнозами и низкой остротой зрения, слабовидящие дети значительно отстают в развитии при описании природы, животных, внешности человека. Это обусловлено ограниченным запасом представлений об окружающих предметах.
Для повышения познавательной активности детей с нарушением зрения и восприятия информации на новом уровне, на занятиях учителя-дефектолога (тифлопедагога) необходимо использовать информационно-коммуникативные технологии
Особенности применения информационно-коммуникативных технологий в условия детского сада компенсирующего вида (для детей с нарушением зрения): Материал подбирается разной степени сложности. Индивидуальный подход к подбору материала для каждого ребенка, учитывая его зрительный диагноз. Соответствие материала возможностям и задачам обучения. В процессе занятия с ребенком на компьютере можно изменить: меру трудности; - характер задания; - его цветовое оформление.
Используя ИКТ на занятиях, учитель-дефектолог имеет возможность формировать у детей процесс осмысливания увиденного и услышанного путем многократного повтора
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи при коррекционной работе с детьми с нарушение зрения
Успешность речевого развития детей зависит от содержания работы ДОУ как целостного образовательного учреждения, от интеграции в единое целое работы специалистов разного профиля....
Инновационная технология. Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Инновационная технология. Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зренияЦель: формирование творческой личности. Нетрадиционные техники ...
Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...
Рекомендации учителя-дефектолога. Использование прищепок в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Расширение и активизация словаря. Практический материал.
Использование прищепок в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения способствует развитию мелкой моторики рук, творческого воображения,расширению и активизации словаря, совершенствов...
Инновационная технология. Пальчиковые игры с предметами в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Практический материал.
Пальчиковые игры с предметами используются в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Пальчиковые игры в стихотворной форме с предметами (карандаши, крупа, орехи, каштаны, фасоль, горо...
Презентация "Современные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в условиях комбинированных групп ДОУ"
Система образования усложняется, возрастают требования к развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, а также к усовершенствованию коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер напра...
Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"
Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"...