Главные вкладки

    Инновационный подход учителя-дефектолога к образовательному процессу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения по развитию речи в соответствии с ФГОС
    консультация по коррекционной педагогике

    Георгиевская Людмила Борисовна

     

    Инновационный подход учителя-дефектолога

    к образовательному процессу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения  по развитию речи

    в соответствии с ФГОС.

     

    Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у детей с сохранным зрением. Однако динамика ее развития, овладение ее чувственной стороной, ее смысловой наполненностью у дошкольников с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее.

    Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а так же  обедненностью предметно-практического опыта детей. Употребление значительного количества слов носит формальный характер, бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребенку предметом, его признаком, или, наоборот, становится слишком общим, отвлеченным от конкретных признаков и свойств предметов и явлений окружающей жизни. Если слабовидящий ребенок называет предмет, это еще не значит, что у него имеются четкие и правильные представления об этом предмете. Это обьясняется трудностями в установлении предметной отнесенности слов и образа, понимании конкретного значения слов, правильном использовании их в речевой практике.

    Слабовидящие дети  значительно отстают в развитии при описании природы, животных, внешности и деятельности человека. Отставание в овладении описанием обусловлено ограниченным запасом представлений об окружающих предметах в связи с различными зрительными диагнозами и низкой остротой зрения. Процесс  речевого развития позволяет ускорить формирование предметных явлений, дает возможность их совершенствовать.

    Возникает необходимость поиска эффективных средств воспитания и обучения слабовидящих дошкольников с нарушением речи. Для этого как нельзя лучше подходят информационно - коммуникативные технологии средств обучения. Использование компьютера в работе учителя-дефектолога необходимо, так как информационно-коммуникативные технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность детей с нарушением зрения.

    Применение информационно-коммуникативных технологий в условиях детского сада компенсирующего вида (для детей  нарушением зрения) имеет свои особенности. Так, например, материал подбирается разной степени сложности, конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его диагнозу, возможностям и задачам обучения. С помощью простых действий во время занятия на компьютере имеется возможность изменить меру трудности, характер задания, учитывая индивидуальные возможности и особенности  ребенка.  

    Используя в своей работе с дошкольниками с нарушением зрения информационно-коммуникативные технологии, у учителя-дефектолога появляется возможность формировать у детей процесс осмысливания увиденного и услышанного путем многократного повтора. Дети лучше запоминают и воспринимают информацию о предметах и явлениях, тем самым у них активней происходит формирование всех психических процессов, и в первую очередь речь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prezentatsiya_rech.ppt1.25 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 45 Инновационный подход учителя-дефектолога к образовательному процессу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения по развитию речи в соответствии с ФГОС . Подготовила учитель-дефектолог Георгиевская Л.Б.

    Слайд 2

    Замедленность формирования речи у дошкольников с нарушением зрения Недостаточность активности взаимодействия детей Бедный предметно-практический опыт детей

    Слайд 3

    У ребенка с нарушением зрения нет четких и правильных представлений о предмете. Это объясняется трудностями: Трудности в понимании конкретного значения слов Трудности в установлении предметной отнесенности слов и образа Трудности в правильном использовании слов в речевой практике

    Слайд 4

    В связи с различными зрительными диагнозами и низкой остротой зрения, слабовидящие дети значительно отстают в развитии при описании природы, животных, внешности человека. Это обусловлено ограниченным запасом представлений об окружающих предметах.

    Слайд 5

    Для повышения познавательной активности детей с нарушением зрения и восприятия информации на новом уровне, на занятиях учителя-дефектолога (тифлопедагога) необходимо использовать информационно-коммуникативные технологии

    Слайд 6

    Особенности применения информационно-коммуникативных технологий в условия детского сада компенсирующего вида (для детей с нарушением зрения): Материал подбирается разной степени сложности. Индивидуальный подход к подбору материала для каждого ребенка, учитывая его зрительный диагноз. Соответствие материала возможностям и задачам обучения. В процессе занятия с ребенком на компьютере можно изменить: меру трудности; - характер задания; - его цветовое оформление.

    Слайд 7

    Используя ИКТ на занятиях, учитель-дефектолог имеет возможность формировать у детей процесс осмысливания увиденного и услышанного путем многократного повтора

    Слайд 8

    Благодарю за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи при коррекционной работе с детьми с нарушение зрения

    Успешность речевого развития детей зависит от содержания работы ДОУ как целостного  образовательного учреждения, от интеграции в единое целое работы специалистов разного профиля....

    «Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»

    Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"...

    Собрание - практикум"Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения и речи" для родителей подготовительной группы

    цель собрания - объеденить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей; обучить их конкретным приемам коррекционной и логопедической работы...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.

    Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....

    Инновационная технология. Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

    Инновационная технология.  Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зренияЦель:  формирование творческой личности.   Нетрадиционные техники ...

    Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

    Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

    Рекомендации учителя-дефектолога. Использование прищепок в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Расширение и активизация словаря. Практический материал.

    Использование прищепок в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения способствует развитию мелкой моторики рук, творческого воображения,расширению и активизации словаря, совершенствов...