Главные вкладки

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ»
    методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

    Кувалдина Ирина Евгеньевна
    Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функциональ¬ного характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечеб¬но-восстановительной поддержки привели к тому, что за относительно небольшой промежуток времени сеть дошкольных коррекционно-образовательных учреждений для детей с амблиопией и косоглазием разрослась по всей стране.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_effektivnyh_metodov_i_priyomov.docx22.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

    "Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых"

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ

     НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛОЙ

     

    ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ»

    Воспитатель ДО ГБОУ ШОР № 1

    Кувалдина И. Е.

    2019 г. Москва

    Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за относительно небольшой промежуток времени сеть дошкольных коррекционно-образовательных учреждений для детей с амблиопией и косоглазием разрослась по всей стране.

    Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе, особенно в экономической жизни, совершенствование содержания и повышение значимости математического образования.

    Отличительные особенности в развитии элементарных математических представлении указывают на необходимость тщательного и эффективного подбора методов и приёмов учения, которые давали бы ребёнку возможность чувствовать себя успешным, и одновременно развивали и корректировали его.

    Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны и выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающийся процесс.

    В современных исследованиях психологов и педагогов (В. В. Давыдов, В. В. Данилова, А.Я Савченко, Л. А. Таратонова, Н. И. Непомнящая, Г. А. Корнеева и др.) все больше подчеркивается необходимость обучать детей обобщенным приемам и способам деятельности. Исследования ведущих психологов и тифлопедагогов (Л. И. Плаксиной, Л. В. Рудаковой) показывают наличие определённых трудностей в развитии математических представлений у детей с нарушением зрения.

    Одной из актуальных проблем методики формирования элементарных математических представлений является проблема преемственности в работе детского сада и школы, а в связи с этим – дальнейшая разработка эффективных методов и приемов обучения. Нередко математические знания дети усваивают формально, без должного их понимания. Одна из причин такого уровня знаний – недостаточная разработка отдельных методических вопросов. Так, современное обучение математике в детском саду во многом ориентируется на вербальные (словесные) методы, которые дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, и недостаточно ориентируется на методы, способствующие развитию у детей познавательных интересов и способностей, логического мышления.

    В настоящее время не только для нашей страны, но и для всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению.

    Ребёнку с нарушением зрительных функций трудно определить форму, цвет, осложнено восприятие величины, пространственного расположения предметов.

    Дети затрудняются в описании своих практических действий, в умозаключениях.

    Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте вызывают трудности общения с окружающим, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития “ребёнок-подросток-взрослый”. То есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

    Главной задачей дошкольных учреждений данного типа является подготовка детей с нарушением зрения к обучению в школе путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий.

    Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

    Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).

    У детей 6-7 лет целесообразно продолжать развивать математические способности. За год до поступления в школу, с ребенком следует отработать приобретенные за прошлые годы знания, а также познать новое, а именно: ознакомить с понятиями:

    -«горизонтальная линия», «вертикальная линия», «наклонные линия»;

     -выучить состав чисел в пределах 10;

    -научиться отличать геометрические фигуры от геометрических тел;

    -выучить названия геометрических тел;

     -научить детей решать простые задачи на сложение и вычитание, а также задачи на развитие логического мышления;

    -ознакомить с понятиями: вес, измерение объема;

     -научить самостоятельно составлять задачи на сложение и вычитание на наглядном материале;

    -ознакомиться с числами до 10;

    -дать первоначальные представления о времени.  

               Целесообразнее всего, за год до поступления в школу, сочетать развитие математических способностей с развитием четкой, грамотной речи, памяти, логического мышления, словарного запаса, умения передавать информацию, объяснять. Для этого следует учить наизусть математические термины, что послужит хорошей основой для дальнейшего усвоения практических навыков, работы мозга, развития высших психических функций.

    Опишем подробнее содержание занятий с детьми 6-7 лет, направленных на развитие математических способностей. Виды линий изучает с детьми тифлопедагог, на занятиях по математике линии закрепляются.

    Виды линий: 

    а) горизонтальные линии – прямые линии, которые рисуют слева направо;

    в) вертикальные линии – прямые линии, которые рисуют сверху вниз;  

    г) наклонные линии – прямые линии, которые рисуют под наклоном от правого верхнего угла (плоскости) к левому нижнему углу или от левого верхнего угла  (плоскости)  к правому нижнему углу.  

    Очень важно, чтобы помимо заучивания терминов “горизонтальны линии”, “вертикальные линии”, “наклонные линии”, ребенок научился рисовать эти линии, заштриховывать горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями разные предметы. Таким образом, он научится демонстрировать свои знания не только устно, но и с помощью рисунка, наглядно.

    Геометрические тела и геометрические фигуры.

     Ребенку следует выучить: основное отличие геометрических тел от геометрических фигур заключается в том, что геометрические фигуры плоские, а геометрические тела объемные. На занятиях дети находят геометрические фигуры и заучивают их названия: шар, куб, пирамида, призма, цилиндр.  

    Далее, смотрим: на какие геометрические фигуры похожи геометрические тела. Шар похож на круг, куб – на квадрат, пирамида – на треугольник, призма – на многоугольник, цилиндр – на овал.  Затем, развиваем абстрактное мышление, а именно: изучаем, какие предметы похожи на геометрические тела. Шар похож на мячик, глобус. Куб – на игрушечные кубики, коробку. Пирамида – на шалаш, крышу. Цилиндр – на стакан, пенек. Призма – на крышу дома, простой карандаш.  

    Развитие комбинаторных навыков.

             Комбинаторика – способы перестановки предметов. Показываем ребенку математическую коробку с расставленными в ряд предметами: затем, объясняем: “Эти предметы мы может выстроить в ряд разными способами. «Давай с тобой (подумаем), как еще мы можем расставить в ряд эти предметы». Далее находим способы перестановки предметов.  

    Состав чисел.

     Главная цель занятий – научить ребенка способам, с помощью которых может получиться конкретное число. В качестве примера, рассмотрим подробнее, как мы можем получить число 5. Для этого, нам понадобятся три тарелочки. Разложим 5 яблок (на тарелке, которая ближе к ребёнку) 2 тарелки (которые за первой тарелкой).    

    Инструкция: «Представь, тебе дали пять яблок и две тарелки. Давай попробуем разложить пять яблок по двум тарелкам. Это можно сделать разными способами. Например, положи в левую тарелку одно яблоко. Как ты думаешь, сколько яблок надо положить в правой тарелке? Правильно, четыре! Положи в правую тарелку четыре яблока. Как ты думаешь, как еще можно разложить пять яблок по двум тарелкам?”. Далее, раскладываем с ребенком: два яблока в левой тарелке, три – в правой;  три яблока в левой тарелке, два – в правой; четыре яблока в левой тарелке, одно – в правой. Таким же методом учим с ребенком состав других чисел.    

           Решение и составление задач.

    Прежде чем, научить ребенка решать и составлять задачи, следует выучить структуру задачи:  

    1) условие – это то, что нам в задаче известно;  

    2) вопрос – это то, что надо узнать в задаче;  

    3) решение – действия, с помощью которых мы можем узнать то, что неизвестно в задаче, найти ответ на вопрос;  

    4) ответ – это то, что мы узнали с помощью решения задачи.

     Когда ребенок выучит структуру задачи, следует давать ему задания: “Послушай задачу, расскажи, что относится к условию задачи, а  – к вопросу”, “Расскажи условие задачи. Попробуй составить к этой задаче вопрос”. Целесообразно детям выучить правило: “ Если в вопросе присутствуют слова всего, стало, то в решении задачи мы применяем действие сложения, а если присутствует слово осталось, то в решении задачи мы применяем действие вычитания”. Далее, дети учатся составлять задачи самостоятельно на математических корабликах или с помощью канцтоваров, игрушек. Например: ставим перед ребенком математическую коробку, на которой расставлены птички. Три птички расставлены на полоске посередине, четыре птички летают в верхней части коробки. Ребенок составляет задачу: “На дереве сидели три птички, прилетели еще четыре птички. Сколько птичек стало сидеть на дереве?”. Или: “На дереве сидели семь птичек, четыре птички улетели. Сколько птичек осталось сидеть на дереве?”. Таким образом, когда ребенок понимает, как надо решать и составлять задачи, у него развивается речь, креативность, логическое мышление, умение самостоятельно мыслить, принимать решение, передавать информацию.    

    Измерение объема жидкости. 

             В начале занятия показываем детям картинки, на которых нарисованы предметы: чайник, чашка, бутылка, ложка, вилка. Задаем детям вопросы: “Как можно назвать эти предметы одним словом? В какие из них можно налить жидкость?”. Предполагаемые ответы детей: “Это посуда. Жидкость можно налить в чайник, чашку, бутылку, ложку”. Далее, знакомим детей с термином “объем жидкости”. Объем жидкости – это количество жидкости. Затем, объясняем и показываем на предметах, как увеличивается объем жидкости: “Смотри, чем больше воды становится в банке, тем больше увеличивается объем жидкости”. Далее, рассматриваем с детьми чайник, банку, чашку. Задаем вопрос: “Как ты думаешь, какой из сосудов вмещает меньший объем жидкости? Какой больший?”. Предполагаемые ответы детей: “Меньший объем жидкости вмещает чашка, больший – чайник”. Далее, вместе с детьми делаем вывод: чем больше сосуд, тем больше объема жидкости вмещает. Затем проводим опыты: 1) наливаем в воду стакан, измеряем уровень воды в стакане. Из стакана переливаем воду в банку. Измеряем уровень воды в банке. Делаем вывод: чем шире сосуд, тем ниже в нем уровень воды; 2) наливаем воду в два одинаковых по размеру стакана, измеряем уровень воды в каждом стакане. Переливаем воду из двух стаканов в один. Измеряем уровень воды в этом стакане. Делаем вывод: уровень воды в третьем стакане равен сумме уровней воды в первом и втором стаканах.  

    С помощью условной мерки (ложки большая и маленькая) измеряем сыпучие вещества перекладывая их из баночек.

    Вес.

     Сравнение веса Вес – измерение тяжести предметов. Когда дети выучат термин “вес”, показываем им весы, объясняя:  “Это весы. С их помощью можно сравнить, что тяжелее, а что легче. Чем ниже опускается чаша весов, тем тяжелее предмет”.  

    Первоначальные представления о времени.

    Детям даётся представление о частях суток, о временах года, месяцах, дней недели. 

    Знакомим детей с часами, с циферблатом и объясняем: “Смотри, на циферблате две стрелки. Маленькая стрелка показывает, сколько часов, а большая стрелка показывает сколько минут. Маленькая стрелка называется часовая, а большая – минутная.

    Таким образом, математика очень важна для развития ребенка могут высоко поднять умственный уровень подрастающего поколения и послужить таким хорошим подспорьем для интеллектуального развития в последствии, уже в зрелом возрасте.  

    Недаром великий ученый Михаил Ломоносов говорил: “Математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит”.

    Математика сама является воплощением природного порядка, и нет ничего удивительного в том, что она упорядочивает ум ребенка. А без этой пресловутой логики в голове человек не способен делать верные логические выводы, сопоставлять понятия разного рода, он теряет способность к здравому анализу и рассуждению.

    Математика тренирует, такие умственные качества, которые формируют каркас и скелет всего мышления. Это, в первую очередь, логические способности. Это все то, что организует все мысли в связанную систему понятий и представлений и связей между ними. И, именно благодаря уникальным инновационным методикам, своевременному развитию, у ребенка есть возможность по настоящему “подружиться” с царицей наук.        

    Литература.

    Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет. -  М., 2004.

    Ерофеева Т.И.  и др.  Математика для дошкольников. – М., 1994.

    Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974.

    Математическая подготовка детей в дошкольном учреждении / Под ред. В.В. Даниловой. – М., 1988.

    Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – М., 1997.

    Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., 1984.

    Новикова В.П. Математика в детском саду. Мл., ср. дошк. возраст. – М., 2000.

    Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. – из опыта работы / Под ред. М.И. Земцовой. – М., 1978.

    Плаксина Л.и. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. – М., 1999.

    Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования) / под ред. Л.А. Венгера. – М.,1980.

    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  IV вида (для детей с нарушением зрения)  программы детского сада коррекционная работа в детском саду. / Под ред.  Л.И. Плаксиной. - М., 2003.

    Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1980.

    Солнцева Л.И. введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. – М., 1999.

    Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. – М., 1980.

    Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Под ред. А.А. Столяра. – М., 1988.

    Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование эффективных методов и приёмов на занятиях по ФЭМП у детей с нарушением зрения

    Работа по этой теме помогает организовать процесс коррекции обучения и воспитания более эффективно, а главное интересно и разнообразно. Так, играя на занятии, дошкольники овладевают действительно слож...

    Особенности восприятия и освоения пространства дошкольниками с тяжёлыми нарушениями зрения

    В данной статье подробно освещаются проблемы и особенности в восприятии пространства у детей с глубокой зрительной депривацией. Прослеживается поступательное развитие  движений у младенцев, детей...

    «Использование эффективных методов и приемов обучения дошкольников рисованию»

    Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом разви...

    Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

    Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности....

    Использование средств логопедической ритмики для снятия умственного напряжения у дошкольников с речевой патологией.

    Цель данного пособия – дать некоторые рекомендации по использованию средств логопедической ритмики на занятиях с дошкольниками с речевой патологией.     Пособие предназначено для у...

    Семинар-практикум на тему: «Содержание работы по развитию образной речи на занятиях, использование эффективных методов и приемов развития образной речи».

    Одна из актуальных проблем развития речи дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребен...