Использование элементов сюжетно – ролевой игры на занятиях по конструктивной деятельности и социально – бытовой ориентировке с детьми с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике

Банникова Екатерина Владимировна

Рекомендации по использованию элементов сюжетно-ролевых игр для коррекции ВПФ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка…
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет 
в работе, когда вырастет»
А.С. Макаренко

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, уметь взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме. Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, с помощью которой взрослый имеет возможность сформировать необходимые умения у ребенка.  

В связи с этим, моя задача как дефектолога и воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры,так как игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. А основным видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в организации сюжетно – ролевых игр, они не всегда могут правильно выбрать и использовать средства для достижения цели, активно включится в коллективную деятельность взаимодействия и правильно донести информацию в доступной, эмоциональной форме в процессе общения.

Только играя, дети учатся следовать правилам, постигают социальные отношения, познают окружающий мир и у них развивается речь. Поэтому для предупреждения и преодоления трудностей в овладения навыками коммуникации и взаимодействия в сюжетно-ролевой игре,является эффективным использование элементов сюжетно-ролевой игры на занятиях по конструированию и социально-бытовой ориентировки в рамках детского сада и за его пределами.

Педагог должен помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы вдошкольном детстве ребенок мог использовать эти знания в игре, а в будущем мог легко адаптироваться к реальной действительности.

Игровая деятельность дошкольников с ОВЗ имеет определённую специфику. Педагогические наблюдения показывают, что задержка психического развития ребенка накладывает определённые особенности на  его ориентировку в бытовой и социальной жизни. Испытывая сложности в точном определении положения предметов, использовании пространственных предлогов в общении с другими детьми,  сложности называния предметов, их формы и цвета, ребенок рискует остаться непонятым сверстниками, и, как следствие, остаться в одиночестве. Тренировать эти, так необходимые, навыки возможно в игре, не требующей особых условий. Нужен лишь лист цветной бумаги, сложенный коробочкой и крупа манка. Дефектолог рассказывает, что можно нарисовать пальцем, все, что захочется  ребенку. Затем направляет его – «нарисуй в верхнем правом углу; левом нижнем»; «нарисуй квадрат, круг, овал» и т.д. Приобретенные навыки ребенок переносит в сюжетную игру.

G:\флешка\детский сад\IMG_20181023_165536_1.jpgG:\флешка\детский сад\IMG_20181023_165515_1.jpg

Нарушение гармоничного развития ребенка препятствует полноценному познанию окружающего мира и отношений в нём. В связи с этим у детей возникают трудности с неумением организовать сюжет игры. Так некоторые дети бродят от одного игрового поля к другому, выполняя действия с игровыми предметами несоответствующие их функциональному назначению действия. Следует отметить трудность организации сюжетно-ролевых игр связанную с неумением распределять роли между участниками. Зачастую это связано с незнанием практических действий, обусловленных их ролью в игре.

Поэтому я выбрала игру в качестве основного средства развития навыков и умений у детей с задержкой психического развития по ориентировке в социальном и бытовом пространстве. Мною были отобраны и систематизированы сюжетно-ролевые игры, и игровые задания по основным темам коррекционного раздела «Социально – бытовая ориентировка»

- «Личная гигиена»

- «Одежда и обувь» 

-«Питание»

- «Дом, Семья»

-«Наш детский сад»

- «Культура поведения»

- «Транспорт»

- «В магазин за продуктами».

Основные задачи, решаемые мною в процессе игровой деятельности с младшими дошкольниками это:

- информирование о назначении предметов, окружающих нас в быту и всоциальном пространстве, приемах и правилах обращения с ними. Выработка практических умений и навыков пользования некоторыми предметами окружающегосоциально – бытового пространства; (элементы сюжетно-ролевой игры «Мама готовит обед»; «Ждем гостей» - о правилах приема гостей, угощение, беседа; «Идем к врачу» - проигрывание ситуации «стоим в очереди – зашли к врачу – осмотр врача» и др.)

- информирование о социальном окружении и социальных связяхразвитиеумения отражать в игровой деятельности явления социальной и бытовой жизни. Побуждение к установлению контактов с окружающими, адаптирование навыков культуры поведения и общения через игровую деятельность. Выработка приемов, направленных на разностороннее взаимодействие в социально – бытовом пространстве. (элементы сюжетно-ролевых игр «Позвоню маме» - рассказать, чем я занимаюсь в детском саду, поделиться впечатлениями; «Обжог палец» - элементарные действия по самопомощи; «Давай дружить» - навык знакомства с новыми знакомыми и др.)

Содержанием детских игр являются реальные явления и события, происходящие в жизни, деятельности и в отношениях людей. Чтобы отражать их в игре, ребёнку необходимо иметь определённые знания об этом. Дети с ОВЗ не в состоянии овладеть этими знаниями без активной помощи взрослых, поэтому в процессе обучения проводится целенаправленная работа по обогащению жизненного опыта детей, формируются практические умения, необходимые для использования в разных жизненных ситуациях.

Поэтому большое внимание уделяется созданию специфических условий, обеспечивающих обучениеребенка игровым действиям, по отображению социальной действительности. Ценность игры для детей с задержкой психического развития, по моему мнению, состоит в том, что в ней создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

На начальном этапе обучения игровым действиям основная моя задача направлена на информирование воспитанников о назначении предметов, окружающих нас в быту и в социальном пространстве, о социальных связях и способах конструктивного взаимодействия. Я осуществляю обучение детей игровым и ролевым действиям, развиваю представления об окружающем мире для дальнейшегосюжетного отображения его в игре. Например, в результате специально организованных дидактических игр, типа «Путешествие в страну вещей»«Дом, в котором ты живешь» и т. п. мною формировались осознанные представления о предметах быта, способах их применения. Посредством игр «Где ты живешь?»«На чем я путешествую?»«Что кому необходимо»«Так бывает или нет» и т. п. дети познавали социально – бытовое пространство, учились ориентироваться в нем, выполняя определенные игровые действия.

Для дальнейшего разнообразия игровых действий и развития игрового сюжета целесообразно проводить наблюдения, экскурсии и целевые прогулки, на которых необходимо обращать внимания на трудовые действия работников детского сада: младшего воспитателя, повара, медицинской сестры, шофера, дворника;

рассматривать оборудование, предметы, инструменты, которыми они пользуются для выполнения своих профессиональных обязанностей и обсуждать результаты их труда. Необходимо дать возможность самим взять на себя ту или иную роль, например «уборку на участке».G:\флешка\детский сад\IMG_20180530_101749.jpg

Во время наблюдения я обращаю внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомлю детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставят кастрюли на плиту, а «варят» суп, компот, рассказывая о том, какие продукты они используют при приготовлении этих блюд и именно, поэтому все так вкусно.

Организуя сюжетно-ролевую игру с детьми младшего возраста необходимо объяснять и демонстрировать возможности использования игрушек и предметов в различных играх. Для этого необходимо детально рассмотреть используемые игрушки, строительный материал, реальные предметы. Определить строение, назначение и расположение предметов в пространстве. Следующий этап работы - овладение практическими действиями с игрушками и предметами. Это осуществляется в совместных действиях педагога и ребёнка, при условии многократных повторений и чётких описаний с постоянной сменой сюжета.

Далее воспитанникам предлагаются игры – инсценировки. Это помогает детям уточнить представления о различных бытовых ситуациях и о возможных действиях в них («Кукла Наташа заболела»«Приготовим Наташе обед»«Устроим кукле комнату»). Важно чтобы дети  научились выполнять несколько взаимосвязанных действий, тем самым тренируя умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем его мире. С этой целью я широко использую вопросы, подсказывающие новые действия, ребенок охотно принимает направляющую помощь, обогащая сюжет игры. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинаю играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «кормлю куклу»«укладываю спать». Дети внимательно наблюдают за моими действиями. Продолжая играть, передаю куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий.

Я принимаю активное участие в играх, поскольку дети с ОВЗ испытывают трудность в выборе игры и самостоятельном продумывании игрового сюжета. Скудный запас знаний об окружающем мире не дает в полной мере осуществить сюжетный замысел, действия с предметами однообразны и цикличны. По этому, необходимо обучать детей играть.

G:\флешка\детский сад\IMG_20181016_164952_1.jpgG:\флешка\детский сад\IMG_20180910_105105_1.jpg

В процессе организации сюжетно-ролевых игр очень важно следить за тем, какие отношения складываются между воспитанниками, предупреждать возникновение конфликтов из-за игрушек или желаемой роли. Очень важно в процессе игровой деятельности формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить друг другу. При этом следует использовать характерную для маленьких детей способность к подражанию. Нужно многократно показывать им, как поступать в определённых ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия.

В результате систематически предъявляемых требований и повторного выполнения заданий вырабатываются положительные умения, позволяющие адаптироваться в обществе.

Если дети активно играют в сюжетно – ролевые игры на занятиях и в свободной деятельности, у них расширяется социальный опыт, приобретаются знания о различных сферах жизни и быта людей, накапливается практический опыт, который используется в дальнейшем в жизни ребёнка, развиваются навыки культуры общения и развивается спонтанная диалогическая речь, дети учатся подчинятся нормам поведения. А самое главное, у них формируется целенаправленная деятельность и воспитывается привычка анализировать условия, находить верные решения в различных жизненных ситуациях.

Мною отмечено, что развитие умения ориентироваться в социально - бытовом пространстве служит средством более полного общения и самопроявления ребенка с ОВЗ на основе его возможностей, потребностей и склонностей.

Часто родители детей, испытывающих трудности обучения, стараются сделать все за них, но мы-то с Вами знаем, что успех социальной реабилитации зависит от того, насколько активен сам ребенок.