Акватерапия в работе для детей с ОВЗ дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvaterapiya.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Акватерапия  в работе для детей с ОВЗ дошкольного возраста.

             Вода – это источник жизни. Об исцеляющей силе воды известно с древних времен. Соответственно, и акватерапия используется человечеством в течение столетий и даже тысячелетий. Это один из методов физиотерапии и применяют     в  коррекционной  работе  с  детьми,  имеющими различные    неврологические    отклонения,    интеллектуальную недостаточность, поражения    общей   двигательной    активности,   речевые   нарушения,   нарушения  органов слуха и зрения.

             Игры с водой способствуют снятию психоэмоционального и физического напряжения, стабилизируют эмоциональный фон детей, развивают коммуникативные навыки , развивают речь.  Вызывают  у детей   радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают новые ощущения, снимают  психологический дискомфорт. Такие игры способствуют развитию всех познавательных функций: восприятие, память, мышление и т.д.

             Все  умения,  навыки  и  знания  усваиваются детьми  гораздо быстрее и проще.  Совершенствуется предметно-игровая  деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры  и  коммуникативных навыков ребёнка.  

            На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используем следующие варианты игр:

  • игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);
  • игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и   мелкий тазы и т. п.);
  • игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;
  • игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).

Но прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой:– нельзя намеренно выливать воду на пол;– нельзя брызгаться водой;– после игры вытереть руки насухо.

   

Игры с водой на развитие  дыхания.

             Приготовить ёмкость с небольшим количеством воды, бумажные кораблики. Предложить детям опустить кораблики в воду и подуть на них. Ветер по воде «гуляет», он кораблик подгоняет. Он плывёт к вам, ребятишки: и девчонки и мальчишки. Вы подуйте на него, чтоб поплыл он далеко. Эффективность       всей   коррекционной      работы,    проводимой  с детьми возрастёт, если родители сами будут владеть конкретными  играми и развивающими технологиями.

 

Для осушения рук детям предлагаем поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.

Метод акватерапии можно проводить как утреннее, так и в вечернее время, использовать как часть непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

 Детям старшего возраста для игр с водой необходима емкость и непромокаемый фартук.

Игры с водой:

«Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика дисграфии) Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.

«Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте)  Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква?

 «Выложи букву»  выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.

«Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных)
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.

«Расширяем словарный запас» Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).

 «Жемчужины» Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки. Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.

 «Рыбацкие сети» (математика, счет) Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.
Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем.

«Рыбацкие сети» (счет и формирование цветовосприятия, величина)Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки или ситечко), непромокаемые фартуки. Ход игры: поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?

«Пальчиковые игры» Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки. Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.

«Ракушки» (существительное с числительным) Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек.

«Губка» (развиваем тактильные ощущения) Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартукиХод игры: достань и выжми губку

«Непроливайки» Переливание воды из емкости в емкость даст ребенку жизненный навык, чтобы впоследствии он смог налить себе воды, не разлив ее по столу и не облив ею себя. Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки. Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.

«Кораблик» (развиваем речевое дыхание) Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки. Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.

«Моем посуду» Оборудование: ёмкость с водой, игрушечная посуда, губка, непромокаемые фартуки. Ход игры: наши куклы уже поели, а сейчас мы помоем за ними посуду.

«Дед Мазай и зайцы» Оборудование: ёмкость с водой, картина «Дед Мазай и зайцы», пенопластовые островки, мелкие игрушки зверей из киндер-сюрпризов, непромокаемые фартуки. Ход игры: помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья? Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед Мазай собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Сейчас ты будешь в роли Деда Мазая. Ребенку нужно с помощью игрушечного кораблика пройти все островки и «спасти» тех, кто терпит бедствие.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Акваигры для формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза, обучения грамоте

«Цветные жемчужины»

Цель: Закрепить понятия «гласный - согласный», «твердый - мягкий», и их цветовые обозначения. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Взрослый называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает «жемчужину» нужного цвета. Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же жемчужин нужного цвета.

«Собери жемчуг»

Цель: Формирование фонематического анализа. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет слово, и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных жемчужин.

«Рыбка»

Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «Рыбка». Логопед называет звук местоположение которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и поднимает соответствующую карточку (голова, середина или хвост рыбки).

«Достань игрушку»

Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки. Взрослый называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.

Цифры плавают в пруду

Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) знание числового ряда, развивать внимание и память.

Материал. Пластиковые цифры, ёмкость с водой.

Ход игры. Бросаем в воду пластиковые цифры. После этого предлагаем ребёнку поиграть с цифрами-рыбками, плавающими в "пруду". "Назови цифры, которые плавают в воде. А теперь бери по одной по порядку и "приклеивай" их к стене". После того как малыш выложит цифры по порядку, просим его отвернуться от стены и меняем цифры местами. "Посмотри на цифры, ничего не изменилось? Исправь ошибку, поставь цифры по порядку". При необходимости можно еще раз смочить цифру в воде, восстанавливая ее свойства (намоченная в воде фигурка легко приклеивается к кафелю).

Угадай букву, плавающую "на животе"

Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) знание оптического образа букв, развивать внимание, память.

Материал. Пластиковые буквы, ёмкость с водой.

Ход игры. "Посмотри на буквы, которые плавают в нашем озере. Одни буквы плавают правильно, на спине, а другие неправильно, потому что перевернулись на живот. Назови только те буквы, которые плавают в воде перевернутыми, а теперь те, которые плавают правильно". Затем вы просите ребенка выловить и приклеить к стене те буквы, которые располагаются воде правильно, а после этого расположить на стене перевернутые буквы, придав им правильное положение.

Сосчитай игрушки

Цель: закрепить знание числового ряда и состава числа, развивать внимание, память и мышление.

Материал. Пластиковые цифры, два тазика с водой, игрушки или природный материал (камешки, ракушки, орехи).

Ход игры. Ставим перед ребенком два тазика с водой, в один опускаем различные игрушки или природный материал. Во второй бросаем пластиковую цифру. "Назови цифру, которая отправилась плавать". Ребенок называет цифру. "А теперь достань из тазика, где лежат разные предметы, такое количество игрушек (ракушек, камешков), какое обозначает эта цифра. Доставай по одной игрушке, считай и бросай их в тазик, где плавает цифра". Малыш достает из первого тазика по одному предмету, бросает их в другой тазик и считает. "Пересчитай все игрушки в тазике, где плавает цифра. Скажи, сколько всего игрушек ты бросил в таз, где плавает цифра? Почему?".

Игра повторяется с другими цифрами столько раз, сколько цифр знает ребенок, и пока поддерживается его игровой интерес.

Тяжелый и легкий

Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) представление о величине (тяжёлый - лёгкий, большой - маленький), закрепить умение сравнивать предметы по весу, закрепить знание правой и левой руки, развивать внимание и память.

Материал. Два камня, разных по величине, ёмкость с водой.

Ход игры. Предложите ребенку взять в правую руку большой камень, а в левую - маленький. "В какой руке у тебя тяжелый камень? А в какой руке легкий камень? Давай посмотрим, какой камень опустится на дно быстрее. Тяжёлый или лёгкий?".

Узнай по звуку

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, мышление, память, пополнять лексический запас.

Материал. Ширма, 2 ёмкости с водой, магнитофонные записи со звуками моря и ручья.

Ход игры. "Все живые существа и люди и птицы и животные умеют "разговаривать" и даже вода тоже умеет "говорить". Хочешь, послушать, какие разные песенки может петь вода? Слушай. Вот так вода льётся (и вы показываете ребенку, как льется вода, переливая её, из одной ёмкости в другую). Вот так она капает (демонстрируете). А так журчит ручеёк (включаете запись). А это шумит море (включаете запись). А теперь ты попробуешь угадать, какую песенку поёт водичка".

За ширмой вы производите разные действия с водой, те, которые показывали малышу. Ребенок должен по звуку определить, что происходит с водой.

Кораблики

Цель: развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Материал. Тазик, бумага.

Ход игры: Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего, ребенок повторит ваши действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по физкультурно-оздоровительной работе для детей с ОНР дошкольного возраста

Программапо физкультурно-оздоровительной работедля детей с ОНР дошкольного возраста...

Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"

Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...