Необыкновенный мир сенсорики
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

Белякова Елена Владимировна

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования      представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное  воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_doshkolnik.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по сенсорному развитию.

Тема проекта:   «Необыкновенный мир сенсорики».

Участники: воспитатель, дети первой младшей группы.

В рамках проекта было запланировано изготовление пособий для игр, различные игры с детьми, обучающие упражнения.

Актуальность проекта:

 Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования      представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное  воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.  Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.   Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др.   

 

Цель проекта: развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.

Задачи проекта:  

1.Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

2. Формирование элементарных математических представлений: цвет (красный, синий, желтый, зеленый; форма (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник); величина (большой, маленький);

3. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

4.  Пополнение развивающей среды группы;

5. Познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны», с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Этапы реализации проекта:  

1. Обогащение развивающей среды. Консультации, памятки  для родителей.

2.  Подбор и изготовление дидактических игр. Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.  Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию. Проведение индивидуальной работы с детьми.  

3. Оформление наглядного и дидактического материала.  Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию.  Предполагаемый результат

  • Дети различают и называют некоторые цвета спектра
  • Различают и называют некоторые геометрические фигуры
  • Используют сенсорные эталоны
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

План реализации проекта:  

  • Мероприятия с детьми;
  • Мероприятия с родителями;
  • Обогащение предметной среды.

НОД: занятие по сенсорному развитию детей : «Мишка и зайка в гостях у ребяток»

Наглядная информация: папки передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»

Изготовление развивающих пособий:  «Покорми животное», «Игры с пробками», «Сезонные признаки».

 

  •  «Художественноэстетическое развитие. Лепка»: «Горошек для петушка»
  • «Художественноэстетическое развитие. Рисование»: «Узоры для матрешки»
  • «Ознакомление с художественной литературой»: Потешка «Петушок, петушок…»

 Дидактические игры:  «Математический планшет», «Разноцветные шарики»,  «Найди домик», «Прищепки», «Найди пару», «Цветные пробки»,  «Сезонные признаки»,  «Сенсорные коробочки»,  «Подбери по цвету»,  «Разложи по форме»,  «Разложи по величине»,  «Покорми животное», «Шнуровка», «Собери  дерево».

Консультации для родителей:  

«Дидактические игры как средство сенсорного развития детей первой младшей группы»

«Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет»

Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.  

Создание картотеки «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей первой младшей группы»

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей  первой   младшей группы.

  •  Игры для развития зрительного восприятия:

 Найди пару

 Материал: разноцветные рыбки.

Цель: упражнять в умении находить пару похожих рыбок, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

  •  Игры с пробками

 Материал: пробки разного цвета и размера.

Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

  • Игры для развития осязательного восприятия

Материал: сухой бассейн с разноцветными мячами.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, развивать мелкую моторику.

1 вариант: сюрприз – игрушки

Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Какой формы? Какой цвет? »

  • Покорми поросенка

Материал: большой поросенок, крупа или макароны.

Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении точно попадать в цель, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

  • Тонет, не тонет

Материал: ёмкость с водой, разные предметы, пластмассовые, деревянные, металлические.

Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду предметы из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает».

Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.

  • Тактильная  коробка  

Материал: коробка сделана из пластмассовых ковриков. Коробка наполнена  разными крышками. Также на ней находятся небольшие предметы: ленточки, молнии, шнурки, навесной замок.  

Цель: все  предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют  руками. Это  

помогает детям, используя прикосновения,  познавать  окружающий мир.

  •  Поиграем с прищепками

Материал: разноцветные прищепки, картинки.

Цель: Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем лучики, ежику иголки, рыбке хвост и плавники.

  •   Сезонные признаки

Материал: дерево из цветной клейкой бумаги на доске, сезонные признаки в разных прозрачных коробочках.

Цель: формировать навыки подбирать тактильные коробочки с определенными признаками по сезону, развивать воображение, мышление, познавательный интерес, способствовать развитию мелкой моторики рук.

  • Математический планшет

Материал: деревянная доска с вбитыми канцелярскими кнопками, канцелярские резенки.

Цель: Развивать когнитивные способности ребенка: пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память. Способствует развитию мелкой моторики рук. Развивает фантазию и творческий потенциал ребенка. Способствует развитию речи во время работы со сказками, стихами, загадками. Помогает ребенку запомнить геометрические фигуры.

  • Покорми животное

Материал: картинки с разными животными, картинки с едой для животных.

Цель: развивать речь, обогощать знания детей о животных и чем питаются.

 Конспект занятия по сенсорному воспитанию

в первой младшей группе

Тема «Мишка и зайка в гостях у ребяток»

Программное содержание:

1.Развивающая задача:

Развивать способность группировать предметы по цвету, форме и величине.

Развивать наглядно-образное мышление.

2.Образовательная задача:

Закреплять умение различать предметы по величине: большие, маленькие, по цвету (красные, зеленые), по форме.

Способствовать развитию зрительного и тактильно - мышечного восприятия.

3.Воспитательная задача.

Учить детей внимательно слушать воспитателя.

Воспитывать культуру поведения (учить детей здороваться и прощаться). Материал и оборудование.

Игрушки: большой медведь и маленький заяц, большие шары красного цвета и маленькие шарики зеленого цвета, два ведра красного и зеленого цвета, цветы на каждого ребенка для развития дыхания, строитель, шапочки для игры.

Ход занятия: Посмотрите, ребятки, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель:

А теперь дети встаньте в кружок

Ручками похлопаем

Ножками потопаем

Головкой покиваем

И играть начинаем

Стук в двери.

А еще в гости к нам приехали мишка и зайчик. Мы с ребятами очень рады вас видеть. Посмотрите, ребятки, Миша большой, а зайка маленький. Давайте Мишку посадим на большой стул, а зайку на маленький стульчик.

Какой Мишка к нам пришел? ( большой) А зайка какой? (маленький). Мишка принес ведерко, Мишка большой и ведерко большое, у Мишки красный бант и ведерко красного цвета.

Зайка маленький и ведерко маленькое . Посмотрите какой у зайка нарядный зеленый бант и ведерко такового же цвета.

А что же у них в ведерках? Сколько много шариков!

Воспитатель обходит и показывает (У Миши большое ведерко с красными шариками). А у зайчика ведерко маленькое с зелеными шариками.

Воспитатель берет в руки красный и зеленый шарик и показывает детям. Это красный большой шарик, а зеленый маленький. Шарики круглые и их можно катать.

Ребятки, мы сейчас поиграем с Мишей и с зайчиком. Подойдите ко мне. Прокатим к Мише в красные ворота большие красные шарики, а зеленый шарики в маленькие ворота к Зайке.

Воспитатель прокатывает. А сейчас поиграем, возьмите красный шарик для Мишы, а зеленый для зайки.

Индивидуальная работа с детьми. Василиса, какой ты шарик взяла? (зеленый). Кому покатишь шарик? (зеленый).

Ребятки, а сейчас давайте поможем Мишке и Зайке собрать шарики, что-то они у нас загрустили.

Мишке понесем, какие шарики? (большие, красные) Зайке понесем какие шарики? (маленькие, зеленые)

Миша принес в подарок Вам цветочки. Денис, Миша подарил тебе красный цветок.

Ветерок подул на цветочки, и они закачались.

Показ воспитателя.

Сделали вдох и подуем сильно, сильно, чтобы цветочки закачались. Алина сделай трубочкой губы. Молодцы. А зайка хочет вместе с вами поиграть в игру «Лиса и зайцы».

А сейчас пора прощаться с нашими гостями.

До свидания Миша, до свидания зайка.

Ребятки, вам понравилось играть с нашими гостями.

Кто приходил к нам в гости? Как мы играли? Играли с большими шариками и маленькими, с зелеными и красными.

 «Художественно-эстетическое развитие. Рисование»

 «Рисование с помощью штампов украсить матрешку узорами»                                                            

Цель:  сенсорное развитие детей первой младшей группы.

Задачи:

1. Воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию.

2. Научить детей рисовать красками с помощью штампов, используя губки на деревянных палочках.

3. Учить ориентироваться на большом листе бумаги.

4.  Закреплять знания цветов (красный, желтый, синий).

5. Развивать мелкую моторику рук. Материалы  и оборудование: краски гуашь, большой лист бумаги, губки на деревянных палочках разных размеров, вода в банках, салфетки.

Техника : рисование с помощью штампов.

Ход занятия:

 Воспитатель готовит краски и разливает их по палитрам. Перед началом работы показывает матрешку рассказывает из чего изготовлена, как мастера украшали различными узорами.

Воспитатель показывает, как следует взять губку штамп, окунуть ее в краску, приложить к бумаге и придавить, затем осторожно поднять – на бумаге останется яркий оттиск.

Дети по очереди делают отпечатки на  листе бумаги. Воспитатель помогает расположить отпечатки равномерно на листе.

Проводится полуподвижная игра «Игрушки»:

Скачет мячик, как живой (прыжки на двух ногах)

Красный, желтый, голубой. Кубик к кубику кладем, (кулачок к кулачку) Строим, строим  новый дом. Сели мы в машины, ( присесть на корточки, имитировать действия водителя)

Зашуршали шины.

 «Художественно-эстетическое развитие. Лепка “Горошек для петушка”»

Задачи:

 развивать мелкую моторику;

 закреплять знание зеленого цвета;

 продолжать учить отщипывать от целого куска пластилина небольшие

кусочки, раскатывать пластилин между ладоней круговыми движениями;

 воспитывать отзывчивость, желание помочь игровому персонажу.

Материал: Игрушка «Петушок», плоскостной домик, пластилин зеленого цвета, дощечки, тарелочки для слепленных поделок по количеству детей, салфетки для вытирания рук после лепки.

Ход занятия.

Воспитатель заводит детей в группу, подводит их к домику:

- Посмотрите, ребята, стоит в поле домок-теремок, кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет? А я знаю кто там живет. Там живет Петя-петушок, золотой гребешок. Давайте позовем его. Какую мы потешку про петушка знаем? Давайте ее расскажем, чтобы петушок выглянул в окошко.

Воспитатель с детьми:

Петушок-петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шолкова бородушка,

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошка!

(Воспитатель выставляет голову петушка в окошко, петушок кукарекает)

Воспитатель:

- Вот он петушок! Здравствуй петушок, поздоровайтесь с петушком.

(Воспитатель прячет петушка в домике)

- Ой! Спрятался петушок в домике. Давайте его еще раз позовем! (снова читают потешку, петушок снова выглядывает)

- Вот он, петушок! (снова прячет петушка в домике).

- Опять спрятался петушок, давайте снова его позовем! (снова читают потешку, но петушок не выглядывает)

- Не выглядывает петушок больше в окошко, не хочет с нами играть. Как вы думаете, почему? А я, кажется знаю почему: мы ему горошек обещали дать ( говорили дам тебе горошка), а не дали. А петушок очень любит горошек. Нужно его горошком угостить, а то он обидится и не придет больше к нам в группу. Где же нам горошек взять? У меня нет горошка, а у вас есть горошек? (Нет)

-А давайте петушку горошек слепим из пластилина! Садитесь за столы.

Показ лепки:

В.: Посмотрите, какого цвета у меня пластилин?

Д.: Зеленый.

В.: Правильно, зеленого, потому что горошек зеленый. Я разомну пластилин руками, чтобы он был мягкий, чтобы из него легко было лепить. (говорит и разминает)

Вот у меня большой кусок пластилина, я отщипну от него маленький кусочек (отщипывает и показывает) это какой кусочек? (большой), а это какой? (маленький) Я большой кусочек положу на дощечку, а маленький буду раскатывать между ладошек. Вот так. Покажите, как вы будете раскатывать пластилин?

Посмотрите, какая получилась горошинка? (зеленая, круглая, маленькая - если дети затрудняются ответить сами, то проговаривают за воспитателем). Я положу горошинку на тарелочку. (Еще раз показывает – лепит вторую горошинку)

Я мало горошка слепила. Петушку его не хватит. А все вместе мы много горошка слепим и угостим петушка.

Лепка

Во время лепки воспитатель помогает отщипывать кусочки не слишком мелкие и не слишком крупные, скатывать их между ладоней, побуждает слепить еще словами:

Петушок большой, ему столько горошка не хватит, у тебя еще много пластилина осталось, слепи еще горошинки.

У петушка есть еще курочка с цыплятками, они тоже горошек любят, слепи еще горошек, чтобы им тоже хватило.

После лепки воспитатель напоминает, чтобы дети вытерли руки салфетками.

Пойдемте петушка угощать. Берите свои тарелочки с горошком, несите их к домику, будем петушка звать. Ставьте тарелочки вот сюда (перед окошком домика). Давайте позовем петушка! (чтение потешки)

В.: (после потешки) выходи к нам, петушок, мы не шутим, мы тебе много горошка принесли. (Берет петушка, подносит его к тарелочкам)

В.: Посмотри, что тебе детки слепили,что мы слепили для петушка? (горошек)

А из чего мы лепили горошек? (из пластилина)

Какой получился горошек? (маленький, круглый, зеленый)

Попробуй, петушок наш горошек.

Воспитатель за петушка: Ко-ко-ко, какой вкусный у вас горошек получился.

Итоги проекта  «Необыкновенный мир сенсорики»

1. Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет, создание картотеки дидактических игр.

2. Сформированные сенсорные представления у детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.

4. дидактические игры, сделанные своими руками

5. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.

6. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с семейными ценностями "Необыкновенное путешествие" подг.группа

Хочу поделиться разработанными конспектами занятий, математического досуга, рекомендациями для родителей, может кому-нибудь пригодится....

Открытое коррекционное занятие "Необыкновенное приключение в осеннем лесу"

Коррекционное занятие проводится с целью получения у детей эмоционального отклика и развития у них выразительности пластики, воображения и сообразительности.Основной задачей Занятия является совершенс...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление  с окружающим миромТема: «Нео...

Тема: Эти необыкновенные и необыкновенные камни.

Цель: знакомить детей с различными видами камней, их свойствами.Задачи:- формировать интерес к неживой природе;- учить различать виды камней по внешним признакам (морские, речные, самоцветы);- к культ...

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный

Нетрадиционные техники рисования и их  роль в развитии детей дошкольного возрастаПодготовила: Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с Большая Глушица д\с "Красная Шапочка&qu...

Проект по сенсорике "Веселая сенсорика"

Актуальность проекта. В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста.Сенсорная культура ре...

НОД по сенсорике "Путешествие в страну Сенсорика"

Здесь представлена нод по сенсорике...