Использование сенсорной комнаты в коррекционной и развивающей работе с детьми.
статья по коррекционной педагогике

Резлер Наталия Валерьевна

В материале представлены формы, методы и особенности коррекционной и развивающей работы с дошкольниками в пространстве сенсорной  комнаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сенсорной комнаты в коррекционной и развивающей работе с детьми.

Во многих современных образовательных учреждениях сегодня есть сенсорные комнаты. Как правило, в них проводят занятия психологи. Думаю, что использовать в коррекционной  и развивающей работе пространство сенсорной комнаты можно и нужно и другим педагогам, специалистам.

Оборудование сенсорной комнаты многофункционально, с ним могут работать педагоги и специалисты самого разного профиля: психолог, воспитатели, инструктор ЛФК, педагоги-дефектологи и учителя-логопеды. Поэтому здесь могут проводиться занятия, в ходе которых каждый специалист  решает  свои  профессиональные  задачи.

Формы  работы  с детьми

В сенсорной  комнате педагогами и специалистами в игровой форме могут проводиться занятия, которые  направлены  на решение следующих задач:

1) коррекцию психических процессов; 
2) создание положительного эмоционального фона и помощь в преодолении нарушений в эмоционально-волевой сфере;
3) возбуждение интереса  к исследовательской деятельности;
4) стимуляцию ослабленных сенсорных  функций (зрение, осязание, слух); 
5) активацию различных  функций  центральной  нервной  системы за счет создания обогащенной  мультисенсорной  среды; 
6) развитие общей  и  мелкой моторики  и коррекция  двигательных нарушений; 
7) коррекцию  игровой  деятельности;                                                                                           8) стимуляцию  всех  сенсорных  процессов;
9) педагогическую коррекцию различных нарушений  развития у детей.

Наиболее  эффективны занятия в сенсорной  комнате для детей с тяжёлыми  речевыми патологиями. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей, порождают эмоционально-волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности, выраженную моторную неловкость. У детей этой группы крайне низкая работоспособность, которая связана с ограничением сенсорного потока. Коррекционная работа с такими детьми обычными методами и приёмами не всегда даёт желаемые результаты. Поэтому, в качестве дополнительной стимуляции, учителями-логопедами, воспитателями групп компенсирующей направленности, которые имеются в детском саду, используется  среда, одновременно обеспечивающая  развитие  сенсорной  сферы  детей и их речевой активности.  

Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого подхода специалиста. Занятия могут проводиться подгруппами по 2-4 человека или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом детей и размерами помещения. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся в малой подгруппе или индивидуально, если необходимо достичь релаксационного эффекта.

Время занятий определяется специалистом с учётом индивидуальных особенностей и проблем ребёнка. Так, при работе с  гипервозбудимыми  детьми длительность занятий должна быть сокращена, необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула  к  другому.

После посещения  сенсорной комнаты ребёнок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность  за  минимальное время.

Основные  методы  коррекции в сенсорной  комнате

Для работы в сенсорной комнате специалистами ДОУ используются различные коррекционные и развивающие методы: специальные упражнения для развития различных каналов восприятия, этюды, импровизация, сказкотерапия. аутотренинг и релаксация, которые успешно апробировались нами при различных нарушениях в развитии эмоциональной сферы, затруднениях в обучении, психосоматических расстройствах, трудностях  адаптации.

Эффективным  является  использование методик свето-, цвето-, звукотерапии для воздействия на  состояние ребёнка через соответствующие органы чувств.

Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, цветотерапия – лучшее средство  для снятия нервного и мышечного напряжения.

Цветотерапия  используется для влияния на настроение и общее состояние ребёнка. Известны особенности воздействия на организм некоторых цветов:

  • красный – активизирует, стимулирует;
  • оранжевый – восстанавливает, согревает, стимулирует;
  • жёлтый – укрепляет, тонизирует;
  • зелёный – компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;
  • синий – успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.
  • фиолетовый – вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны, или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм. Поскольку звуков множество, то и  методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений.

Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия.

С целью использования данного метода, в ДОУ собрана необходимая фонотека классических и специальных релаксационных музыкальных произведений, а также музыки для детей.

Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии детям предлагаем прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья.

При активной музыкотерапии малыши сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). В музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, преодолевается повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.

Особенности  организации  работы с детьми в сенсорной  комнате

Коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены.

Для  детей полезно на занятиях, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь атрибута  будет частью сказки.

Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять задания.

Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие тактильной чувствительности, так как данный вид чувствительности, являясь одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.

Для  закрепления полученных навыков, как в сенсорной комнате, так и через некоторое время в группе, воспитатель может провести занятие на развитие того или иного вида восприятия. Например, с целью развития тактильно-двигательного восприятия вне сенсорной комнаты традиционно используются различные варианты игры “Волшебный мешочек”. Ребенку предлагается определить предмет, его текстуру, форму, материал, из которого он изготовлен, вес, температуру. Целью этого задания является также обучение ребенка перцептивным действиям, т.е. ощупыванию предмета, целенаправленному передвижению ладони и пальцев по его поверхности.

Таким образом, комната сенсорного развития является одним из важнейших дополнительных средств коррекционной и развивающей работы с детьми.

Волшебство “ожившей сказки”, создающей радостное настроение, в сочетании с огромным набором благоприятных воздействий на организм ребёнка и развитие его восприятия, делают  сенсорную  комнату  незаменимой в дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по использованию песочной терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми

Игра с песком, или песочная терапия становиться всё более и более популярной в психологической, психотерапевтической, и даже театральной деятельности. И эта популярность не случайна. Песочная терапия ...

ПРОЕКТ «Телесно-ориентированные подходы к психо-коррекционной и развивающей работе с детьми»

Цель проекта:формирование положительной самооценки и эмоциональной устойчивости у детей  Задачи:1.  Совершенствование психических процессов.2.  Познание своего характера, укреплени...

Рекомендации для коррекционной и развивающей работы с детьми

Уважаемые родители, ознакомьтесь с рекомендациямидля коррекционной и развивающей работы с детьми.Задание 1.Тонкая моторика и зрительно-моторная координацияПри низком и среднем уровне выполнения задани...

Рекомендации для коррекционной и развивающей работы с детьми, подготовительная группа

Уважаемые родители, ознакомьтесь с рекомендациямидля коррекционной и развивающей работы с детьми. №1234567уровень        Задание 1.Тонкая моторика и произв...

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационного оборудования для коррекционной и развивающей работы с дошкольниками»

Цель  – знакомство педагогов с инновационным оборудованием для работы с детьми с ОВЗ.Задачи:Познакомить педагогов с методами работы с прозрачными мольбертами.Развивать умение педагогов рабо...

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В СТАТЬЕ ОПИСАНЫ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХУПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИКОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛ...