Карты психолого-педагогического и речевого сопровождения ребенка со сложным дефектом
методическая разработка по коррекционной педагогике

Данный материал помогает провести комплексное речевое обследование детей группы (с учетом анамнеза, медицинских особенностей, АУР) в начале и конце года, согласно АООП для детей со сложным дефектом 1 и 2 этапа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта психолого-педагогического и речевого сопровождения

ребенка со сложным дефектом (1 этап)

на ___________________________г.

ОБЩИЕ  СВЕДЕНИЯ  О РЕБЕНКЕ:

Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________

Дата рождения, возраст_____________________________________________________________

Дата  поступления  в д/с,  откуда прибыл______________________________________________

Дата  выбытия  из  д/с,  куда выбыл___________________________________________________

Домашний  адрес__________________________________________________________________

Телефон__________________________________________________________________________

Данные  о семье:

Ф.И.О. мамы_____________________________________________________________________

место работы_____________________________________________________________________

рабочий  телефон__________________________________________________________________

образование______________________________________________________________________

Ф.И.О. папы ___________________________________________________________________

место работы_____________________________________________________________________

рабочий  телефон__________________________________________________________________

образование______________________________________________________________________

Другие  члены  семьи ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Медицинское  заключение о состоянии здоровья  ребенка ____________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Учитель – логопед________________________________________________________________

Учитель – дефектолог_____________________________________________________________

Воспитатели____________________________________________________________________                  

Патология беременности и родов

Возраст матери при рождении ребёнка ______________________________________________

Внутриутробное развитие __________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Рождение ребёнка ________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Наличие травм ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Развитие ребёнка

Начал держать голову ____________________  сидеть _________________________________

Ходить _________________________________ стоять __________________________________

Перенесённые заболевания ________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Речевой анамнез

Гуление __________________________ лепет _________________________________________

Первые слова ____________________________________________________________________

Фраза __________________________________________________________________________

Наращивание словаря ____________________________________________________________

Стимуляция речевого развития _____________________________________________________

________________________________________________________________________________

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

Сентябрь

Май

Контакт

Эмоционально – волевая сфера

Состояние слуха

Состояние зрения

Особенности двигательной сферы

Развитие моторики кистей и пальцев рук

Запас общих представлений

Понимание обращенной речи

Характеристика собственной речи

(степень разборчивости  речи, особенности речи)

Лексический строй  речи

Грамматический строй речи

Связная речь

Слоговая структура слов

Фонематическое восприятие

Звукопроизношение

Дыхание

Голос

Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции

Просодическая организация звукового потока (просодика)

Строение и подвижность органов артикуляции

Неврологический синдром в артикуляционной моторике

Лицевая мускулатура

Губы

Зубы

Прикус

Твердое небо

Мягкое небо

Движения нижней челюсти

Язык (строение языка, тонус язычной мускулатуры)

Артикуляционная моторика языка

Глоточный и небные рефлексы

Наличие патологических рефлексов орального автоматизма

Наличие гиперсаливации, гиперкинезов и синкенезий

Жевание

Глотание

 Особенности познавательного развития:

сентябрь

май

1.1. Внимание:

-устойчивость;

-концентрация;

-переключение;

-объем;

-ошибки

 1.2.Память:      

-слуховая;

-зрительная.

Примечания:

1.3.  Восприятие:

0 -3 месяца:

-всматривается в игрушку, крупный узор;

-замечает игрушку в разных положениях:

  • лежа на спине
  • лежа на животе
  • лежа на боку
  • на руках у взрослого

-следит за перемещением крупных объектов;

-вслушивается в звуки погремушки;

       3 -6 месяцев:

-длительно следит за перемещением игрушки;

-рассматривает игрушку, находящуюся:

  • перед ним
  • у него в руках

-пытается найти внезапно спрятанную игрушку (заглядывает, сдергивает платочек);

-поворачивает голову в сторону источника звука.

           6 -9 месяцев:

-рассматривает свое отражение в зеркале;
-берет игрушку из рук взрослого, длительно рассматривает её;

-находит игрушку

  • частично спрятанную
  • полностью спрятанную

-смотрит на падающую игрушку;

-открывает (снимает крышечки);

-эмоционально реагирует на различные  звучания;

              9 -12 месяцев:

-снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием:

  • подражая действиям взрослого
  • самостоятельно

-открывает и закрывает крышечки

                  по подражанию

                  самостоятельно

-различает предметы по форме

  • шарик
  • кубик

-узнает и различает  неречевые звучания;

-на словесную просьбу

  • машет рукой
  • хлопает в ладоши  

Примечания:

Предметная деятельность

   0 -3 мес.:

-прикасается к игрушкам;

-захватывает, притягивает, удерживает игрушки.

    3 -6 мес.:

-берет игрушки:

  • из рук взрослого (5 мес.)
  • из разных положений (лежа на спине, животе, на руках у взрослого);

- перекладывает игрушки из одной руки в другую, тянет в рот, рассматривает.

    6 – 9 мес.:

-по показу, по просьбе взрослого выполняет игровые действия:

  • стучит погремушкой
  • катает мяч
  • вынимает из коробки и вкладывает в неё предметы

    9 -12 мес.:

-вкладывает один полый предмет в другой;

-открывает и закрывает коробки;

-накладывает кубик на кубик;

-прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах.  

Примечания:

     

Заключение логопеда________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение дефектолога_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение ПМПК __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

~  ~



Предварительный просмотр:

Карта психолого-педагогического и речевого сопровождения

ребенка со сложным дефектом (2 этап)

на ___________________________г.

ОБЩИЕ  СВЕДЕНИЯ  О РЕБЕНКЕ:

Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________

Дата рождения, возраст_____________________________________________________________

Дата  поступления  в д/с,  откуда прибыл______________________________________________

Дата  выбытия  из  д/с,  куда выбыл___________________________________________________

Домашний  адрес__________________________________________________________________

Телефон__________________________________________________________________________

Данные  о семье:

Ф.И.О. мамы_____________________________________________________________________

место работы_____________________________________________________________________

рабочий  телефон__________________________________________________________________

образование______________________________________________________________________

Ф.И.О. папы ___________________________________________________________________

место работы_____________________________________________________________________

рабочий  телефон__________________________________________________________________

образование______________________________________________________________________

Другие  члены  семьи ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Медицинское  заключение о состоянии здоровья  ребенка ____________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Учитель – логопед________________________________________________________________

Учитель – дефектолог_____________________________________________________________

Воспитатели____________________________________________________________________                  

Патология беременности и родов

Возраст матери при рождении ребёнка ______________________________________________

Внутриутробное развитие __________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Рождение ребёнка ________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Наличие травм ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Развитие ребёнка

Начал держать голову ____________________  сидеть _________________________________

Ходить _________________________________ стоять __________________________________

Перенесённые заболевания ________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Речевой анамнез

Гуление __________________________ лепет _________________________________________

Первые слова ____________________________________________________________________

Фраза __________________________________________________________________________

Наращивание словаря ____________________________________________________________

Стимуляция речевого развития _____________________________________________________

________________________________________________________________________________

Обследование артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата:

Губы: толстые, мясистые, короткие, малоподвижные, достаточно подвижные:

«трубочка» _______________ «улыбка» ______________ попеременно _________________

Зубы: редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные. с большими промежутками, отсутствуют резцы (верхние, нижние) __________________________________________

Прикус: открытый передний - боковой: двусторонний - односторонний, глубокий, мелкий, нормальный, прогенея, прогнатия ______________________________________________

Подъязычная связка: норма, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области ___________________________________________________________________

Твердое небо: узкое, высокое («готическое»), плоское, низкое, куполообразное, глубокое, субмукозная расщелина _________________________________________________________

Мягкое небо: подвижное, малоподвижное, нарез ___________________________________

Язык: обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка__________________________________________________________________

Кончик языка: истонченный, широкий, раздвоенный ________________________________

Позиция в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении ________________________________

Тонус: норма, повышен, понижен _______________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

Вперед ____________________ назад ______________________ вверх _________________

Вниз ______________________ вправо _____________________ влево _________________

Подвижность: достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, отклонения в сторону (вправо, влево), кинестетическая апраксия ________________________________

Переключаемость: достаточная, недостаточная __________________________________

Саливация: норма, повышенная __________________________________________________

Дыхание: грудное, диафрагмальное, диафрагмально – грудное, верхнее – ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох _________________________

Общее звучание речи: отчетливая, смазанная, невнятная, разборчивая, разборчивость снижена, выразительная ________________________________________________________

Голос:

По силе – нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий

_______________________________________________________________________________

По высоте -  нормальный (грудной), высокий, низкий,фальцет, немодулированный, монотонный ___________________________________________________________________

По темпу – нормальный, ускоренный, замедленный, запинки, проявления заикания

_______________________________________________________________________________

По ритму -  нормальный, растянутый, скандированный _______________________________

По тембру – с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, «металлический», писклявый

_____________________________________________________________________________

Патологическая активность лицевой и мимической мускулатуры: не наблюдается, синкенезии при артикуляции звуков _______________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Понимание речи

  1. Понимание речи на уровне диалога

  1. Выполнение инструкций

Найди мяч

Брось мяч на пол

Дай куклу

Возьми у меня куклу и положи ее в шкаф

Подойди к столу, возьми машину и принеси ее мне

  1. Понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки

Кукла

Мишка

Мяч

Чашка

Тарелка

Ложка

Шапка

Ботинки

Стол

Стул

Шкаф

Собака

Кошка

Корова

Дерево

Цветок

Яблоко

Морковь

Огурец

Машина

Автобус

Голова

Ноги

Руки

Щеки

Глаза

Нос

Уши

Кушает

Пьет

Сидит

Одевает

Плачет

Умывается

Моет

Большой

Маленький

Чистый

Грязный

Красный

Желтый

Зеленый

Синий

Что ближе 

(мяч или кукла)?

Что дальше 

(мяч или кукла)?

Что выше 

(мяч или мишка)?

Что ниже 

(мяч или мишка)?

  1. Понимание предложений

Мальчик копает

Девочка кормит кур

  1. Понимание грамматических категорий

Цветок –цветы

Птица – птицы

Дерево – деревья

Подушечка

Пуговичка

Стульчик

Фонематическое восприятие.

1. Узнавание неречевых звуков

2. Различение звуков в составе слов

Мишка – мышка

Зайка – майка

Козы – косы

Активная речь.

Как тебя зовут

Показать тебе игрушки

Какая игрушка тебе понравилась

Что можно делать с этими игрушками:

Мяч

Кукла

Машина

кубики

Звукоподражания

Как тикают часы?

Как лает собака?

Как кричит курица?

Как мяучит кошка?

Как мычит корова?

Как кричит коза?

Существительные, глаголы, прилагательные, наречия

Кукла

Мишка

Мяч

Чашка

Тарелка

Ложка

Шапка

Ботинки

Стол

Стул

Шкаф

Собака

Кошка

Корова

Дерево

Цветок

Яблоко

Морковь

Огурец

Машина

Автобус

Голова

Ноги

Руки

Щеки

Глаза

Нос

Уши

Кушает

Пьет

Сидит

Одевает

Плачет

Умывается

Моет

Большой

Маленький

Чистый

Грязный

Красный

Желтый

Зеленый

Синий

Что ближе 

(мяч или кукла)?

Что дальше 

(мяч или кукла)?

Что выше 

(мяч или мишка)?

Что ниже 

(мяч или мишка)?

3. Составление предложений

Мальчик бежит

Мальчик поливает цветы

Дедушка лежит на диване

4. Грамматическое оформление речи

Грибы

Игрушки

Глаза

Стулья

(Купили)  Машину

Куклу

Мишку

Шапка -шапочка

Цветок - цветочек

Слоговая структура

Мяч

Стул

Мыши

Кошка

Бабушка

Пирамида

Велосипед

Звукопроизношение

А

У

О

И

Ы

Э

Б - Б*

В- В*

Г –Г*

Д- Д*

Х-Х*

К-К*

М-М*

Н-Н*

Л-Л*

С-С*

З-З*

П-П*

Т-Т*

Ф-Ф*

Ш

Щ

Ж

Ц

Ч

Р

Р*

                                           

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ ПСИХО – ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

1. Особенности познавательной  сферы:

диагностика

 сентябрь

январь

май

  Внимание:

-устойчивость;

-концентрация;

-переключение;

-объем;

-ошибки.

  Мышление:

-наглядно-образное;

-наглядно-действенное.

  Память:

      (запоминание, объем,  

      кратковременная, долговременная)

-слуховая;

-зрительная.

  Восприятие:

-зрительное;

-временное;

-пространственное;

-слуховое.

   

Особенности  двигательной  сферы:

   Передвигается:

      (самостоятельно, в коляске, с костылями,

      ползает).

   Моторика (общая)

        - нарушена, сохранная.

                                                           

                                                          Развитие мелкой моторики пальцев рук:

      Моторика кистей и пальцев рук:

       -ведущая рука (правая, левая);

    Уровень развития функций  кистей и           пальцев рук:

      -отсутствие хватания;

      -хватание есть, но манипулировать не    может;

       -тип захвата;

      -моторика ограничена;

      -сохранна.

  . Согласованность действий рук:

       -отсутствует;

       -недостаточная;

       -нормальная.

Берёт в руку тонкую верёвочку, захватывая её с двух сторон двумя пальцами (большим и указательным)

Умеет захватывать крупную бусинку щепотью

Умеет сцеплять пальцы рук

Умеет сжимать в кулачок и разжимать пальцы рук

Умеет выполнять руками «фонарики»

   Праксис позы: «Коза»

                            «Кольцо»

Культурно-гигиенические навыки:

   Самостоятельно ест;

   Пользуется приборами (чашкой, ложкой);

   Пользуется салфеткой;

   Пользуется носовым платком.

                Уровень развития игровой  деятельности:

  Проявляет интерес к игрушкам;

  Берет понравившуюся игрушку.

  Производит несколько последовательных    игровых действий (кормит куклу, строит гараж);

  Использовать предметы-заменители;

  Умеет   играть  рядом со сверстниками  одинаковыми  игрушками.

  Умеет  выполнять  два  последовательных сюжетных действия с игрушками (баюкать и кормить куклу,  возить и нагружать машину) по просьбе взрослого и по подражанию.

        Предметная  деятельность:

  Складывание  башенки из 3х разных кубиков.

   Складывание  башенки из 4х одинаковых кубиков.

  Складывание двухместной матрешки;

  Складывание  трехместной  матрешки

  Складывание  пирамидки из 3х колец;  

  Соотношение предметов круглой  и квадратной  формы с  прорезью (вкладыши): зрительно, примеривает или использует силовые пробы

  Размещение  кирпичиков  по  горизонтали:

        -заборчик

        -дорожка широкая      

        -дорожка  узкая

При рассматривании книги самостоятельно

переворачивает страницы

                 Сенсорное воспитание:

  Цвет: Сравнение предметов по цвету:

                       красный

                       синий

                       зелёный

                        желтый

  Выделение  цвета  по слову:

                      красный

                      синий

                      желтый

                      зеленый

 Называет цвета:

                    Зеленый

                    Синий

 

Форма.

Соотнесение геометрических фигур:

          Круг

          Квадрат

         Прямоугольник

Умение  выделять геометрическую фигуру  по слову:  

         круг

         квадрат

Умение соотносить объемные формы с плоскостным изображением.

  Умение выделять объемную форму по слову:

            Кубик

            Шарик

            Кирпичик

 Делать обобщения (шарики, кубики)

 Подбирать одинаковые по форме фигуры

 Величина.        

Выделение  предмета  по величине:

              большой,

              маленький.

 Умение  выделять величину  по слову:

              большой

              маленький

 Узнавание  предметов по форме на ощупь.

             

 Музыкальное  воспитание:

Положительная эмоциональная реакция при слушании музыкального произведения.

Узнавание прозвучавшего музыкального инструмента (один из двух или трех).

Умение  подпевать:

                 Звукоподражание

                 Подпевание слов

                 Подпевание фраз

                 Пропевание несложных песенок

Умение  двигаться в соответствии с

Музыкой.

Умение выполнять танцевальные движения (хлопки,  притопы, «фонарики»).

Изобразительная  деятельность:

  Рисование:

Уметь  правильно  держать карандаш, кисть.

Проводить линии (прямые  горизонтальные  и  вертикальные, округлые, короткие, длинные)

Называет то, что рисует

  Лепка:

Раскатывать комочки глины в ладонях круговыми,  прямыми движениями,

Сворачивание  столбиков в виде кольца;

Сплющивание  комка между  ладонями.

                                                   

Заключение логопеда________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение дефектолога_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение ПМПК __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта психолого-педагогического сопровождения дошкольника и его семьи

   Компоненты комплексного обследования. Составление программы индивидуальной работы с ребёнком и родителями. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи....

Карта психолого-педагогического изучения ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида

Карта психолого-педагогического изучения ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида. Образец заполнения...

Пример карты психолого-педагогического сопровождения развития ребенка

Пример карты психолого-педагогического сопровождения развития ребенка...

Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.

Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....

Карта психолого-педагогического изучения ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида. Образец заполнения

КАРТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ И РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА....

«Психолого-педагогические условия для успешного сопровождения индивидуальной траектории речевого развития детей дошкольного возраста»

Актуальность В современном этапе образования на первое место вышла проблема создания индивидуальной траектории развития старшего дошкольника. В практике, процесс обучения и воспитания в осно...

Организация развивающего коррекционно-образовательного сопровождения детей со сложным дефектом развития в условиях реализации инклюзивной практики

Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации и реализации инклюзивной модели образования воспитанников со сложным дефектом развития в условиях группы компенсирующей направленности ДОО, ...