Карты психолого-педагогического и речевого сопровождения ребенка со сложным дефектом
методическая разработка по коррекционной педагогике
Данный материал помогает провести комплексное речевое обследование детей группы (с учетом анамнеза, медицинских особенностей, АУР) в начале и конце года, согласно АООП для детей со сложным дефектом 1 и 2 этапа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Карта психолого-педагогического и речевого сопровождения
ребенка со сложным дефектом (1 этап)
на ___________________________г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ:
Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________
Дата рождения, возраст_____________________________________________________________
Дата поступления в д/с, откуда прибыл______________________________________________
Дата выбытия из д/с, куда выбыл___________________________________________________
Домашний адрес__________________________________________________________________
Телефон__________________________________________________________________________
Данные о семье:
Ф.И.О. мамы_____________________________________________________________________
место работы_____________________________________________________________________
рабочий телефон__________________________________________________________________
образование______________________________________________________________________
Ф.И.О. папы ___________________________________________________________________
место работы_____________________________________________________________________
рабочий телефон__________________________________________________________________
образование______________________________________________________________________
Другие члены семьи ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка ____________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Учитель – логопед________________________________________________________________
Учитель – дефектолог_____________________________________________________________
Воспитатели____________________________________________________________________
Патология беременности и родов
Возраст матери при рождении ребёнка ______________________________________________
Внутриутробное развитие __________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Рождение ребёнка ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Наличие травм ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Развитие ребёнка
Начал держать голову ____________________ сидеть _________________________________
Ходить _________________________________ стоять __________________________________
Перенесённые заболевания ________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Речевой анамнез
Гуление __________________________ лепет _________________________________________
Первые слова ____________________________________________________________________
Фраза __________________________________________________________________________
Наращивание словаря ____________________________________________________________
Стимуляция речевого развития _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:
Сентябрь | Май | |
Контакт | ||
Эмоционально – волевая сфера | ||
Состояние слуха | ||
Состояние зрения | ||
Особенности двигательной сферы | ||
Развитие моторики кистей и пальцев рук | ||
Запас общих представлений | ||
Понимание обращенной речи | ||
Характеристика собственной речи (степень разборчивости речи, особенности речи) | ||
Лексический строй речи | ||
Грамматический строй речи | ||
Связная речь | ||
Слоговая структура слов | ||
Фонематическое восприятие | ||
Звукопроизношение | ||
Дыхание | ||
Голос | ||
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции | ||
Просодическая организация звукового потока (просодика) |
Строение и подвижность органов артикуляции
Неврологический синдром в артикуляционной моторике | ||
Лицевая мускулатура | ||
Губы | ||
Зубы | ||
Прикус | ||
Твердое небо | ||
Мягкое небо | ||
Движения нижней челюсти | ||
Язык (строение языка, тонус язычной мускулатуры) | ||
Артикуляционная моторика языка | ||
Глоточный и небные рефлексы |
Наличие патологических рефлексов орального автоматизма
Наличие гиперсаливации, гиперкинезов и синкенезий | ||
Жевание | ||
Глотание |
Особенности познавательного развития:
сентябрь | май | |
1.1. Внимание: -устойчивость; -концентрация; -переключение; -объем; -ошибки 1.2.Память: -слуховая; -зрительная. Примечания: 1.3. Восприятие: 0 -3 месяца: -всматривается в игрушку, крупный узор; -замечает игрушку в разных положениях:
-следит за перемещением крупных объектов; -вслушивается в звуки погремушки; 3 -6 месяцев: -длительно следит за перемещением игрушки; -рассматривает игрушку, находящуюся:
-пытается найти внезапно спрятанную игрушку (заглядывает, сдергивает платочек); -поворачивает голову в сторону источника звука. 6 -9 месяцев: -рассматривает свое отражение в зеркале; -находит игрушку
-смотрит на падающую игрушку; -открывает (снимает крышечки); -эмоционально реагирует на различные звучания; 9 -12 месяцев: -снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием:
-открывает и закрывает крышечки по подражанию самостоятельно -различает предметы по форме
-узнает и различает неречевые звучания; -на словесную просьбу
Примечания: |
Предметная деятельность
0 -3 мес.: -прикасается к игрушкам; -захватывает, притягивает, удерживает игрушки. 3 -6 мес.: -берет игрушки:
- перекладывает игрушки из одной руки в другую, тянет в рот, рассматривает. 6 – 9 мес.: -по показу, по просьбе взрослого выполняет игровые действия:
9 -12 мес.: -вкладывает один полый предмет в другой; -открывает и закрывает коробки; -накладывает кубик на кубик; -прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах. Примечания:
|
Заключение логопеда________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение дефектолога_____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение ПМПК __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
~ ~
Предварительный просмотр:
Карта психолого-педагогического и речевого сопровождения
ребенка со сложным дефектом (2 этап)
на ___________________________г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ:
Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________
Дата рождения, возраст_____________________________________________________________
Дата поступления в д/с, откуда прибыл______________________________________________
Дата выбытия из д/с, куда выбыл___________________________________________________
Домашний адрес__________________________________________________________________
Телефон__________________________________________________________________________
Данные о семье:
Ф.И.О. мамы_____________________________________________________________________
место работы_____________________________________________________________________
рабочий телефон__________________________________________________________________
образование______________________________________________________________________
Ф.И.О. папы ___________________________________________________________________
место работы_____________________________________________________________________
рабочий телефон__________________________________________________________________
образование______________________________________________________________________
Другие члены семьи ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка ____________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Учитель – логопед________________________________________________________________
Учитель – дефектолог_____________________________________________________________
Воспитатели____________________________________________________________________
Патология беременности и родов
Возраст матери при рождении ребёнка ______________________________________________
Внутриутробное развитие __________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Рождение ребёнка ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Наличие травм ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Развитие ребёнка
Начал держать голову ____________________ сидеть _________________________________
Ходить _________________________________ стоять __________________________________
Перенесённые заболевания ________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Речевой анамнез
Гуление __________________________ лепет _________________________________________
Первые слова ____________________________________________________________________
Фраза __________________________________________________________________________
Наращивание словаря ____________________________________________________________
Стимуляция речевого развития _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
Обследование артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата:
Губы: толстые, мясистые, короткие, малоподвижные, достаточно подвижные:
«трубочка» _______________ «улыбка» ______________ попеременно _________________
Зубы: редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные. с большими промежутками, отсутствуют резцы (верхние, нижние) __________________________________________
Прикус: открытый передний - боковой: двусторонний - односторонний, глубокий, мелкий, нормальный, прогенея, прогнатия ______________________________________________
Подъязычная связка: норма, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области ___________________________________________________________________
Твердое небо: узкое, высокое («готическое»), плоское, низкое, куполообразное, глубокое, субмукозная расщелина _________________________________________________________
Мягкое небо: подвижное, малоподвижное, нарез ___________________________________
Язык: обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка__________________________________________________________________
Кончик языка: истонченный, широкий, раздвоенный ________________________________
Позиция в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении ________________________________
Тонус: норма, повышен, понижен _______________________________________________
Движения артикуляционного аппарата:
Вперед ____________________ назад ______________________ вверх _________________
Вниз ______________________ вправо _____________________ влево _________________
Подвижность: достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, отклонения в сторону (вправо, влево), кинестетическая апраксия ________________________________
Переключаемость: достаточная, недостаточная __________________________________
Саливация: норма, повышенная __________________________________________________
Дыхание: грудное, диафрагмальное, диафрагмально – грудное, верхнее – ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох _________________________
Общее звучание речи: отчетливая, смазанная, невнятная, разборчивая, разборчивость снижена, выразительная ________________________________________________________
Голос:
По силе – нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий
_______________________________________________________________________________
По высоте - нормальный (грудной), высокий, низкий,фальцет, немодулированный, монотонный ___________________________________________________________________
По темпу – нормальный, ускоренный, замедленный, запинки, проявления заикания
_______________________________________________________________________________
По ритму - нормальный, растянутый, скандированный _______________________________
По тембру – с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, «металлический», писклявый
_____________________________________________________________________________
Патологическая активность лицевой и мимической мускулатуры: не наблюдается, синкенезии при артикуляции звуков _______________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Понимание речи
- Понимание речи на уровне диалога
- Выполнение инструкций
Найди мяч | |||
Брось мяч на пол | |||
Дай куклу | |||
Возьми у меня куклу и положи ее в шкаф | |||
Подойди к столу, возьми машину и принеси ее мне |
- Понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки
Кукла | |||
Мишка | |||
Мяч | |||
Чашка | |||
Тарелка | |||
Ложка | |||
Шапка | |||
Ботинки | |||
Стол | |||
Стул | |||
Шкаф | |||
Собака | |||
Кошка | |||
Корова | |||
Дерево | |||
Цветок | |||
Яблоко | |||
Морковь | |||
Огурец | |||
Машина | |||
Автобус | |||
Голова | |||
Ноги | |||
Руки | |||
Щеки | |||
Глаза | |||
Нос | |||
Уши | |||
Кушает | |||
Пьет | |||
Сидит | |||
Одевает | |||
Плачет | |||
Умывается | |||
Моет | |||
Большой | |||
Маленький | |||
Чистый | |||
Грязный | |||
Красный | |||
Желтый | |||
Зеленый | |||
Синий | |||
Что ближе (мяч или кукла)? | |||
Что дальше (мяч или кукла)? | |||
Что выше (мяч или мишка)? | |||
Что ниже (мяч или мишка)? |
- Понимание предложений
Мальчик копает | |||
Девочка кормит кур |
- Понимание грамматических категорий
Цветок –цветы | |||
Птица – птицы | |||
Дерево – деревья | |||
Подушечка | |||
Пуговичка | |||
Стульчик |
Фонематическое восприятие.
1. Узнавание неречевых звуков
2. Различение звуков в составе слов
Мишка – мышка | |||
Зайка – майка | |||
Козы – косы |
Активная речь.
Как тебя зовут | |||
Показать тебе игрушки | |||
Какая игрушка тебе понравилась | |||
Что можно делать с этими игрушками: | |||
Мяч | |||
Кукла | |||
Машина | |||
кубики |
Звукоподражания
Как тикают часы? | |||
Как лает собака? | |||
Как кричит курица? | |||
Как мяучит кошка? | |||
Как мычит корова? | |||
Как кричит коза? |
Существительные, глаголы, прилагательные, наречия
Кукла | |||
Мишка | |||
Мяч | |||
Чашка | |||
Тарелка | |||
Ложка | |||
Шапка | |||
Ботинки | |||
Стол | |||
Стул | |||
Шкаф | |||
Собака | |||
Кошка | |||
Корова | |||
Дерево | |||
Цветок | |||
Яблоко | |||
Морковь | |||
Огурец | |||
Машина | |||
Автобус | |||
Голова | |||
Ноги | |||
Руки | |||
Щеки | |||
Глаза | |||
Нос | |||
Уши | |||
Кушает | |||
Пьет | |||
Сидит | |||
Одевает | |||
Плачет | |||
Умывается | |||
Моет | |||
Большой | |||
Маленький | |||
Чистый | |||
Грязный | |||
Красный | |||
Желтый | |||
Зеленый | |||
Синий | |||
Что ближе (мяч или кукла)? | |||
Что дальше (мяч или кукла)? | |||
Что выше (мяч или мишка)? | |||
Что ниже (мяч или мишка)? |
3. Составление предложений
Мальчик бежит | |||
Мальчик поливает цветы | |||
Дедушка лежит на диване |
4. Грамматическое оформление речи
Грибы | |||
Игрушки | |||
Глаза | |||
Стулья | |||
(Купили) Машину | |||
Куклу | |||
Мишку | |||
Шапка -шапочка | |||
Цветок - цветочек |
Слоговая структура
Мяч | |||
Стул | |||
Мыши | |||
Кошка | |||
Бабушка | |||
Пирамида | |||
Велосипед |
Звукопроизношение
А | ||||||
У | ||||||
О | ||||||
И | ||||||
Ы | ||||||
Э | ||||||
Б - Б* | ||||||
В- В* | ||||||
Г –Г* | ||||||
Д- Д* | ||||||
Х-Х* | ||||||
К-К* | ||||||
М-М* | ||||||
Н-Н* | ||||||
Л-Л* | ||||||
С-С* | ||||||
З-З* | ||||||
П-П* | ||||||
Т-Т* | ||||||
Ф-Ф* | ||||||
Ш | ||||||
Щ | ||||||
Ж | ||||||
Ц | ||||||
Ч | ||||||
Р | ||||||
Р* |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХО – ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: | ||||||||
1. Особенности познавательной сферы: | диагностика | |||||||
сентябрь | январь | май | ||||||
Внимание: -устойчивость; -концентрация; -переключение; -объем; -ошибки. | ||||||||
Мышление: -наглядно-образное; -наглядно-действенное. | ||||||||
Память: (запоминание, объем, кратковременная, долговременная) -слуховая; -зрительная. | ||||||||
Восприятие: -зрительное; -временное; -пространственное; -слуховое. |
| |||||||
Особенности двигательной сферы: | ||||||||
Передвигается: (самостоятельно, в коляске, с костылями, ползает). | ||||||||
Моторика (общая) - нарушена, сохранная. | ||||||||
Развитие мелкой моторики пальцев рук: | ||||||||
Моторика кистей и пальцев рук: -ведущая рука (правая, левая); | ||||||||
Уровень развития функций кистей и пальцев рук: -отсутствие хватания; -хватание есть, но манипулировать не может; -тип захвата; -моторика ограничена; -сохранна. | ||||||||
. Согласованность действий рук: -отсутствует; -недостаточная; -нормальная. | ||||||||
Берёт в руку тонкую верёвочку, захватывая её с двух сторон двумя пальцами (большим и указательным) | ||||||||
Умеет захватывать крупную бусинку щепотью | ||||||||
Умеет сцеплять пальцы рук | ||||||||
Умеет сжимать в кулачок и разжимать пальцы рук | ||||||||
Умеет выполнять руками «фонарики» | ||||||||
Праксис позы: «Коза» | ||||||||
«Кольцо» | ||||||||
Культурно-гигиенические навыки: | ||||||||
Самостоятельно ест; | ||||||||
Пользуется приборами (чашкой, ложкой); | ||||||||
Пользуется салфеткой; | ||||||||
Пользуется носовым платком. | ||||||||
Уровень развития игровой деятельности: | ||||||||
Проявляет интерес к игрушкам; | ||||||||
Берет понравившуюся игрушку. | ||||||||
Производит несколько последовательных игровых действий (кормит куклу, строит гараж); | ||||||||
Использовать предметы-заменители; | ||||||||
Умеет играть рядом со сверстниками одинаковыми игрушками. | ||||||||
Умеет выполнять два последовательных сюжетных действия с игрушками (баюкать и кормить куклу, возить и нагружать машину) по просьбе взрослого и по подражанию. | ||||||||
Предметная деятельность: | ||||||||
Складывание башенки из 3х разных кубиков. | ||||||||
Складывание башенки из 4х одинаковых кубиков. | ||||||||
Складывание двухместной матрешки; | ||||||||
Складывание трехместной матрешки | ||||||||
Складывание пирамидки из 3х колец; | ||||||||
Соотношение предметов круглой и квадратной формы с прорезью (вкладыши): зрительно, примеривает или использует силовые пробы | ||||||||
Размещение кирпичиков по горизонтали: -заборчик | ||||||||
-дорожка широкая | ||||||||
-дорожка узкая | ||||||||
При рассматривании книги самостоятельно переворачивает страницы | ||||||||
Сенсорное воспитание: | ||||||||
Цвет: Сравнение предметов по цвету: | ||||||||
красный | ||||||||
синий | ||||||||
зелёный | ||||||||
желтый | ||||||||
Выделение цвета по слову: красный | ||||||||
синий | ||||||||
желтый | ||||||||
зеленый | ||||||||
Называет цвета: Зеленый | ||||||||
Синий | ||||||||
| ||||||||
Форма. Соотнесение геометрических фигур: Круг | ||||||||
Квадрат | ||||||||
Прямоугольник | ||||||||
Умение выделять геометрическую фигуру по слову: круг | ||||||||
квадрат | ||||||||
Умение соотносить объемные формы с плоскостным изображением. | ||||||||
Умение выделять объемную форму по слову: Кубик | ||||||||
Шарик | ||||||||
Кирпичик | ||||||||
Делать обобщения (шарики, кубики) | ||||||||
Подбирать одинаковые по форме фигуры | ||||||||
Величина. Выделение предмета по величине: большой, | ||||||||
маленький. | ||||||||
Умение выделять величину по слову: большой | ||||||||
маленький | ||||||||
Узнавание предметов по форме на ощупь. | ||||||||
Музыкальное воспитание: | ||||||||
Положительная эмоциональная реакция при слушании музыкального произведения. | ||||||||
Узнавание прозвучавшего музыкального инструмента (один из двух или трех). | ||||||||
Умение подпевать: Звукоподражание Подпевание слов Подпевание фраз Пропевание несложных песенок | ||||||||
Умение двигаться в соответствии с Музыкой. | ||||||||
Умение выполнять танцевальные движения (хлопки, притопы, «фонарики»). | ||||||||
Изобразительная деятельность: | ||||||||
Рисование: | ||||||||
Уметь правильно держать карандаш, кисть. | ||||||||
Проводить линии (прямые горизонтальные и вертикальные, округлые, короткие, длинные) | ||||||||
Называет то, что рисует | ||||||||
Лепка: | ||||||||
Раскатывать комочки глины в ладонях круговыми, прямыми движениями, | ||||||||
Сворачивание столбиков в виде кольца; | ||||||||
Сплющивание комка между ладонями. |
Заключение логопеда________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение дефектолога_____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение ПМПК __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта психолого-педагогического сопровождения дошкольника и его семьи
Компоненты комплексного обследования. Составление программы индивидуальной работы с ребёнком и родителями. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи....
Карта психолого-педагогического изучения ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида
Карта психолого-педагогического изучения ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида. Образец заполнения...
Пример карты психолого-педагогического сопровождения развития ребенка
Пример карты психолого-педагогического сопровождения развития ребенка...
Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.
Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....
Карта психолого-педагогического изучения ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида. Образец заполнения
КАРТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ И РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА....
«Психолого-педагогические условия для успешного сопровождения индивидуальной траектории речевого развития детей дошкольного возраста»
Актуальность В современном этапе образования на первое место вышла проблема создания индивидуальной траектории развития старшего дошкольника. В практике, процесс обучения и воспитания в осно...
Организация развивающего коррекционно-образовательного сопровождения детей со сложным дефектом развития в условиях реализации инклюзивной практики
Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации и реализации инклюзивной модели образования воспитанников со сложным дефектом развития в условиях группы компенсирующей направленности ДОО, ...