КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ в условиях Дома ребенка.
статья по коррекционной педагогике

Землякова Ирина Владимировна

Коррекционно-развивающие сопровождение воспитательного процесса в нашем учреждении - это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и ребенка, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных возможностей. Воспитание в доме ребенка не должно сводиться лишь к показу моделей, форм поведения, подлежащих усвоению путем многократных упражнений. Тут предлагается несколько иной вариант.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota.docx301.89 КБ

Предварительный просмотр:

  Большинство воспитанников домов ребенка имеют отягощенный социально-биологический анамнез. Скудность анамнестических данных не позволяет в полной мере оценить генетический «груз» воспитанников домов ребенка.

 По данным Всероссийской диспансеризации, патология периода новорожденности отмечается почти у 80% детей; 80,4% детей имеют отклонения в нервно-психическом развитии (НПР). Исследования, проведенные на кафедре поликлинической педиатрии РМАПО, показали, что при поступлении в дома ребенка нарушения НПР имеют 94,1% воспитанников. Преобладают дети, отстающие на 1-2 и более  эпикризных срока. Если не уделять внимания тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем неизбежна задержка  значимых умений.  

В нашем учреждении, как и во всех образовательных учреждениях, дети получают воспитательно-образовательные услуги. Но  для наших детей имеющие отставанием в развитии, поступивших в возрасте до 4 лет и пропустившие важные моменты в своем развитии, очень малы возможности достичь уровня развития, которые соответствует его возрасту, только на запланированных занятий  НОД, и в совместной деятельности детей и взрослых. Поэтому сотрудниками нашего дома ребенка уделяется особое внимание   коррекционно- развивающей работе с детьми имеющими отставание  в развитии и с детьми с ОВЗ.  

       Коррекционно-педагогическая работа с детьми, воспитывающимися в доме ребенка, является составной частью комплексной реабилитационной медико-педагогической работы в детском учреждении.                            

 Коррекционно - развивающая работа в нашем  Доме ребенка строится на основе  тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико- педагогического коллектива (педиатра, невролога, воспитателей, логопеда, музыкального руководителя, массажистов, медицинской сестры физиотерапевтического кабинета) и единства требований, предъявляемых к детям, так как реабилитационная работа помимо коррекционных мероприятий предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж,  водные процедуры, проведение общеразвивающих и музыкальных занятий, тщательный уход, закаливание и правильно организованный режим жизни детей.

      Единый комплекс сопровождения специалистами детей со сложными дефектами направлен на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, эмоционально-личностной и речевой сфер ребенка с целью обеспечения максимально возможной медико-психолого-педагогической реабилитации ребенка с отставанием в развитии.

Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка, систематически контролируется.  В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая отделением, старший воспитатель, невролог, педиатр, логопед, медсестра группы и конечно же воспитатель группы раннего возраста.

 Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка, и при этом выявить  правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество воспитательной работы учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей.

Психолого-медико-педагогическое обследование детей.

            Для успешности воспитания и обучения детей и детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится  диагностике, позволяющей:

  • выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка;
  • выявить уровень нервно-психического развития ребенка;
  • своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
  • определить оптимальный педагогический маршрут

        Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который означает всесторонность обследования и оценку особенностей развития ребенка и ребенка с ОВЗ всеми специалистами, и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

   Педиатр и невролог, представляют медицинское обследование ребенка, которое начинается с изучения данных анамнеза. Личный анамнез ребенка (при наличии данных о ребенке) содержит следующие сведения: особенности протекания беременности и родов у  матери; и наличие вредных факторов во время беременности; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес и состояние  ребенка при рождении, время начала кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений (если такие данные имеются). Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в учреждение.

  В комплексной оценке психического развития и выявления потенциальных возможностей детей с отставанием в развитии и детей с ОВЗ для определения содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения учебного материала, выявление особенностей образовательной деятельности.

 Логопеды представляют свое заключение логопедического обследования. Цель логопедического обследования - выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития.

      В качестве источников диагностического инструментария используются  научно-практические разработки:

  1. Фрухт Э.Л. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., «Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни» 

  2. Фрухт Э.Л. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., «Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста 1г-4 лет».

  3. Стребелевой Е. А.. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста.– М.: Полиграфсервис, 1998.

Принцип взаимодействия и координации между специалистами осуществляется с помощью ведения документации на каждого ребёнка – индивидуального дневника, содержащий карты НПР ребенка, отражающей результаты диагностики, планирования дальнейшей работы. Логопедического дневника, медицинской карты, индивидуальным личным делом. Координация работы проходит через психолого-медико-педагогические совещания групп, на которых всеми специалистами и сотрудниками групп,  обсуждаются результаты первичной или повторной диагностики, успехи и трудности ребёнка на занятиях, обсуждаются рекомендации специалистов друг другу по использованию в работе наиболее эффективных приёмов взаимодействия и коррекции.

           

         Сегодня я хочу представить индивидуальный дневник воспитателя группы.  (Приложение №1). В этом дневнике, на листах «Индивидуальной работы», фиксируется уровень развития ребенка, который выявлен по КНПР, и «Назначение индивидуальных  коррекционных занятий в соответствии с уровнем нервно-психического развития». (Приложение №2).Также в листах индивидуальной работы специалисты учреждения дают рекомендации по индивидуальным особенностям ребенка. На этой же странице мы видим таблицу с «Критериями оценки развития детей определенного возраста», а  также номер занятия, с которого необходимо начать коррекционную работу. Занятия проводятся по перспективно тематическому планированию возрастной группы ребенка.    На следующем листе дневника находится таблица «Оформление учета проводимых индивидуальных занятий детей». Здесь воспитатель оформляет отчет и отмечает результат проводимого занятия. Также в Индивидуальном дневнике находится таблица «Динамика нервно-психического развития ребенка раннего возраста», в которой воспитатели в эпикризные сроки, отмечают уровень достяжения или отставания ребенка (Приложение № 3).

Далее ведется медико-педагогическая работа и  наблюдение, которое является специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Если во время проведения коррекционной работы не виден результат, воспитатель обращается к специалистам ПМПконсилиума учреждения с заявлением об определении специального образовательного маршрута для ребенка. В этом случаи мы работаем в тесном контакте с ЦПМПК нашего города.          

 На основании рекомендаций ЦПМПК специалисты ПМПк нашего учреждения  разрабатывают индивидуальную образовательную программу которая опирается на ряд принципов:

  • принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;
  • принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы и более рациональному использованию времени для изучения определенных тем;
  • принцип линейности и концентричности. При линейном построении программы темы следует располагать систематически, последовательно по степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построении программы материал повторяется путем возвращения к пройденной теме. Это дает возможность более прочного усвоения материала.
  • принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.

            После разработки индивидуального образовательного маршрута, педагоги и специалисты нашего учреждения осуществляют их реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута проводятся не реже одного раза в 3 месяца.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

        Активно ведется работа с родителями, усыновителями и опекунами, выработана определенная схема консультирования,  которая позволяет решать  задачи, реализуемые в данном направлении работы.

Сюда входит ознакомительная беседа:

  • характеристика ребенка;
  • уровень его нервно-психического развития;
  • индивидуальные особенности ребенка;
  • рекомендации по адаптации к новым условиям;
  • в доступной форме для родителей составляется план коррекционно-педагогической работы с ребенком на ближайшее время;
  • наглядно показываются приемы эффективного взаимодействия с ребенком;
  • проводятся повторные консультации по заявленным проблемам усыновителей.

приложение №1

ДНЕВНИК

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

РАБОТЫ

   Фамилия, имя ребенка  ________________________________

       Год рождения _______________________________________

       Дата поступления____________________________________

       Воспитатель  ________________________________________

img062.jpg

приложение №2

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА

Назначение коррекционных занятий

в соответствии с уровнем нервно-психического развития

детей от 1 мес до 1 года

            Индивидуальный дневник ______________________________________     

           Воспитатель__________________________________________________

Дата рождения                        ________________г.

Дата обследования                ________________г.

Возраст на день обследования________________

Уровень нервно-психического развития

Сл. (слуховые ориентировочные реакции)        -   ___________

Зр. (зрительные ориентировочные реакции)        -   ___________

Рп (понимание речи)                                          -   ___________

Ра (активная речь)                                        -   ___________

Д ( общиедвижения)                                        -   ___________

Др. (движения руки)                                        -   ___________

Н (навыки)                                                        -   ___________

Рекомендации специалиста ____________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Номер занятия, с которого необходимо начать коррекционную работу

Содержание занятия

Сл. (слуховые ориентиро-вочные реакции)                

Зр. (зрительные ориенти-ровочные реакции)        

Рп (понимание речи)

        

Ра (активная речь)

Д (движения)

Др. (движения руки)

        

Н (навыки)        

     Оформление учета проводимых индивидуальных занятий  детей от 1 мес до 1 года

Развитие слуховых ориентировочных реакций

Развитие зрительно-моторной координации

Развитие активной речи

Развитие понимание речи

Оформление учета проводимых индивидуальных занятий детей от 1 мес до 1 года

Развитие движений

Развитие руки и действий с предметами

Навыки

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА

Назначение коррекционных занятий

в соответствии с уровнем нервно-психического развития

детей второго года жизни

           Индивидуальный дневник ________________________________         

           Воспитатель___________________________________________

Дата рождения                          ________________г.

Дата обследования                  ________________г.

Возраст на день обследования _________________

                Уровень нервно-психического развития

Рп (понимание речи)                                          -   ___________

Ра (активная речь)                                        -   ___________

Сенсорное развитие                                              -  ___________

Игры и действия с предметами                            -  ___________

Д (движения)                                                -   ___________

Н (навыки)                                                        -   ___________

Рекомендации специалиста ____________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Номер занятия, с которого необходимо начать коррекционную работу

Содержание занятия

Рп (понимание речи)

        

Ра (активная речь)

Сенсорное развитие

Игры и действия с предметами  

Д (движения)

Н (навыки)        

Оформление учета проводимых индивидуальных   второго года жизни

Развитие  понимание речи

Развитие активной речи

Сенсорное развитие

        

Оформление учета проводимых индивидуальных занятий детей второго года жизни

Игры и действия с предметами

Развитие движений

Навыки

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА

Назначение коррекционных занятий

в соответствии с уровнем нервно-психического развития

детей третьего-четвертого года жизни

       Индивидуальный дневник ______________________________________        

       Воспитатель_________________________________________________

       Дата рождения              _______________г.  

       Дата обследования        _______________г.

       Возраст на день обследования____________

Уровень нервно-психического развития

Ра (активная речь)

- _________

Рп (понимание речи)

- _________

С  (сенсорика)

- _________

И (игра)

- _________

К (конструирование)

- _________

Изо.деятельность

- _________

Д (движение)

- _________

Н (навыки)

- _________


Рекомендации специалиста ____________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Номер занятия, с которого необходимо начать коррекционную работу

Содержание занятия

Ра (активная речь)

Рп (понимание речи)

С  (сенсорика)

И (игра)

К (конструирование)

Изо.деятельность

Д (движение)

Н (навыки)

Оформление учета проводимых индивидуальных занятий детей третьего-четвертого года жизни

Развитие активной речи

Развитие понимания речи

Сенсорное развитие

Игровая деятельность

        

Оформление учета проводимых индивидуальных занятий детей третьего-четвертого года жизни

Конструирование

Изо. деятельность

Двигательная активность

Навыки

приложение №3    Динамика нервно-психического развития ребенка                                                                                                 от рождения  до 1 года.

Фамилия, имя ребенка ________________________________________________

Дата рождения _____________________________________________________ группа____________________________________________________________

воспитатель________________________________________________________

группа ____________________________________________________________

воспитатель________________________________________________________

10м

11м

Зрительные ориентировочные реакции.

Ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет,фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 сек.

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) в течение 5-10 сек.

Плавно следит за движущейся игрушкой, не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево.

Длительное зрительное сосредоточение:  смотрит на игрушку в течение 20-25 сек., поворачивая голову вправо и влево.

После 2-3х обращений смотрит на лицо взрослого в течение 10 сек.

Радуется знакомому человеку. На знакомого человека смотрит выжидающе. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется рукам

При виде знакомого взрослого радуется, оживляется. При виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, ребенок хмурится, может заплакать.

Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.

Слуховые ориентировочные реакции

Слуховое сосредоточение в течение 10-15 сек.

Прислушивается во время и после звучания погремушки (10-15 сек.), движения заторможены.

Сосредоточенно слушает в течение 5-10 сек., поворачивает голову в сторону голоса взрослого, ищет его глазами, пытается «увидеть».

Поворачивает голову в сторону источника звука, находит его глазами, слушает в течение 2-3 сек.

Узнает голос знакомого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи.

Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.

Выполняет плясовые движения под плясовую мелодию. Тихо слушает спокойную мелодию.  После окончания музыки комплекс оживления сохраняется в течение 5-10 сек.

Эмоции и социальное поведение

Первая улыбка в ответ на речь взрослого за 3-4 обращения к нему.

Длительно улыбается после 2-3-х обращений к нему взрослого. Увидев лежащего ребенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредотачивает на нем взгляд в течение 15-30 сек.

10м

11м

Проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение. Ищет глазами другого ребенка, издающего звуки.

Рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим; приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 минуты и более.

Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку. Находит глазами ребенка, издающего звуки; рассматривает его, меняет положение, гулит, повторяет за ним звуки.

Смотрит внимательно на другого ребенка. Движения могут быть заторможены. Иногда повторяет слоги. Смеется, глядя на соседа; подражает его действиям, тянется к игрушке.

Догоняет другого ребенка, ползет к нему навстречу; подражает его действиям и движениям.

Действия одного ребенка привлекают другого, который приближается и включается в те же действия.

Избирательное отношение к детям: радуется появлению определенного ребенка, подходит к нему, заигрывает.

Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. Берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку.

Движения общие.

Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.

Лежа на животе, поднимает и удерживает голову не менее 5сек.

Лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение 1 мин.). Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого) в течение 30 сек.

Сразу после того, как положили на живот, или при виде игруш-ки, выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки не менее 1 мин.

Быстро переворачивается на спину сам или при помощи взрослого. Передвигается, переставляя руки или немного проползая вперед. Смотрит на игрушку, пытается достать.

Ползает много, быстро, в разных направлениях. После рассмат-ривания игрушки ползет к ней; делает четкие движения руками и ногами. Энергично и быстро меняет направление движения.

Может сесть и лечь разными способами.

 Держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, цепляясь руками за перекладину.

Встает на колено и одну ногу, затем сам или при помощи взрослого встает на обе ноги и выпрямляется.

Держась,стоит на прямых, расставленных ногах в течение 1 мин.Переступает, держась за барьер. Идет за игрушкой, переста-вляя руки, переступая приставным шагом, боком, медленно.

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Смотрит на взрослого и направляется к нему, держась одной рукой, приставным или чередующимся шагом. Делает два-три перехода.

10м

11м

Идет вперед с поддержкой за обе руки.

Стоит самостоятельно. Оставленный без опоры, не падает в течение 5 сек., ноги расставлены, руки балансируют. Делает первые самостоятельные шаги.  

Ходит самостоятельно (без опоры) чередующимися шагами, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м.

Движения руки и действия с предметами

Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения рук.

Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

Смотрит на игрушку, поднимает и выпрямляет руки, направляет их к игрушке и берет ее.

Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, подол-гу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.

Многократно перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бросает вниз (1 мин.).

Игрушками занимается долго; разнообразно действует с ними в зависимости от их свойств: толкает мяч, сбрасывает крышку с бидончика и др.

С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств: резиновую игрушку сжимает, крышку открывает, погремушкой гремит, мяч катает и др.

Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет различные действия с игрушками: вынимает и вкладывает, открывает и закрывает, катает.

Овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.

Самостоятельно или по речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит мишку) повторно или однократно. Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (баюкает куклу, мишку, собачку и др.).

Развитие речи. Подготовительный этап понимания речи:

На вопрос: «Где?» - находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу и др.).

На вопрос: «Где?» - находит несколько предметов на постоянных местах.

По просьбе взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др

На вопрос: «Где?» - находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения.

Знает свое имя; идет к тому, кто зовет.

На просьбу: «Дай ...» - находит знакомые предметы среди других и дает их.

10м

11м

По словесной инструкции выполняет разученные действия: водит куклу, кормит собачку и пр.  

Понимает (без показа) названия нескольких предметов, дейст-вия, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения (найди, принеси, отдай тете, положи на место). Понимает слово «нель-зя» и сразу или после 2-3-х повторений прекращает действие.

Легко подражает новым слогам. Допустима отсроченная реакция.

Подготовительные этапы развития активной речи.

Издает отдельные звуки в ответ на обращение к нему взрослого. Допустима отсроченная реакция.

Повторно произносит отдельные звуки.

Подолгу певуче гулит; длительно нараспев произносит гласные звуки.

Произносит отдельные слоги; однократно или редко произносит какой-либо один слог («ба», «ма»).

Может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним.

Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

Громко, четко и повторно произносит различные слоги, имеющиеся в его лепете (несколько слогов).

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1—2 мин. повторяет слоги.

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых еще не было в лепете ребенка. Слушает, следит за движением губ говорящего и сразу или через 1—2 мин. повторно произносит два-три сочетания слогов.

Произносит первые слова-обозначения, например, «мама», «ав-ав», «би-би», «дай» и др.

Навыки и умения в процессах.

Во время кормления придерживает руками бутылочку.

Ест с ложки полугустую и густую пищу, открывает рот, когда ложка касается его губ. Снимает пищу губами понемногу.

Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. Раскрывает рот раньше, чем ложка коснется губ. Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи, выпивает всю порцию.

Пьет из чашки, которую держит взрослый, прикасается губами к краю чашки.

Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый. При виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку руками.

Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Может поднять чашку ко рту, наклонить. Если взрослый перестанет поддерживать чашку, ребенок выронит ее. Спокойно и адеква-тно реагирует на предложение взрослого идти на горшок. Сидя на горшке, иногда лепечет, улыбается, не пытается встать.

Самостоятельно пьет из чашки: протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол.

Динамика нервно-психического развития ребенка раннего возраста.

Фамилия, имя ребенка ________________________________________________

Дата рождения _____________________________________________________ группа____________________________________________________________

воспитатель________________________________________________________

группа ___________________________________________________________

воспитатель________________________________________________________

возраст

10д 1г.

1г. 3м.

1г 6м.

1г. 9м.

2г.

2г.   6м.

3г.

3г    6м

Физическое развитие

Бег:

- неуверенно бегает

- хорошо бегает

- меняет ходьбу на бег по команде

- меняет темп, направление движения во время бега

Ходьба:

- ходит самостоятельно

- поднимается на 1-2 ступеньки детской горки

- поднимается по детской лесенке чередующимся шагом, спускается - приставным

- проходит по ограниченной поверхности, не оступаясь

- удерживает равновесие, поднимаясь по доске

Катание и бросание:

- может прокатить, бросить мяч

- прокатывает (проталкивает) мяч в ворота

- бросает мяч движением от себя двумя руками вниз, вверх

- бросает мяч каждой рукой, стремясь попасть в цель, расположенную на высоте впределах роста ребенка

- ловит мяч двумя руками

- хорошо бросает и «футболит» мяч

Развитие речи

Понимание речи:

- понимает некоторые слова обобщенного характера (на вопрос где киса находит и приносит разных кошек резиновую, плюшевую)

- знает название своей одежды, предметов быта

- показывает по просьбе взрослого части лица

- понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопрос взрослого«где?», «кто?», «что?»

- понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка

Активная речь:

- пользуется лепетом, имитирует звуки, подражает новым слогам

возраст

10д 1г.

1г. 3м.

1г 6м.

1г. 9м.

2г.

2г.   6м.

3г.

3г    6м

- пользуется облегченными словами («биби», «баба» и т.д.)

- во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями

- при общении пользуется трехсловными предложениями

- говорит предложениями, состоящими из 4 слов и более

- задает вопросы «где?», «куда?», «когда?»

- употребляет сложные придаточные предложения

- достаточный словарный запас (до 1500 произносимых слов)

Игровые действия

Подражает движениям, мимике, жестам («читает» как папа)

Воспроизводит одно игровое действие (кормит куклу)

Производит в игре два и более игровых действий (кормит, причесывает, укладывает спать)

Переносит знакомое действие на другой предмет (кормит куклу и мишку)

Воспроизводит последовательность действий

Использует предметы-заместители

Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками

Принимает участие в игре-инсценировке

Игра носит сюжетный характер, отражается взаимосвязь и последовательность действий

Играет вдвоем со сверстником

Появляются элементы ролевой игры (играет роль мамы)

Выполняет правила в подвижной игре

Навыки самообслуживания

Пьет из чашки

Ест густую пищу самостоятельно

Ест полужидкую пищу ложкой

Просится на горшок

Всегда своевременно просится на горшок

Отрицательно относится к нарушению опрятности

Частично раздевается

Пользуется носовым платком

Одевается, не застегивает пуговицы

Выполняет простые поручения, помогает взрослым

Полностью самостоятельно одевается

возраст

1г.

1г. 3м.

1г. 6м.

1г. 9м.

2г.

2г. 6м.

3г.

3г    6м

Социально-эмоциональное развитие

Проявляет яркие эмоции при общении с близкими

Заражается чувствами сверстников: плачет, смеется

Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии

Может недолго рассматривать картинки

.

Чаще всего эмоционально уравновешенное, спокойное, деловое состояние в теч. дня

С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку

Подражает взрослым в ситуации радости, огорчения, тревоги

Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразит. высказыв.

Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку

Может определить свое состояние «мне больно», «мне радостно», «я хочу»

Сохраняет чувство привязанности к папе, маме, беспокоится при их уходе, но быстроуспокаивается

Хочет быть хорошим, проявляет чувство гордости за себя и родителей (папа самый сильный)

Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь, сочувствие, жалость т.д.

Проявляет инициативу, независимость

Действия с предметами

- нанизывает кольца на стержень

- чиркает карандашом по бумаге

-раскладывает знакомый объемный предмет в соответствующие отверстия в ящике

- строит башню из 3-4 кубиков

- учится нанизывать крупные бусы на шнурок

- воспроизводит из кубиков несложные постройки

- в рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии

- собирает, вкладывая меньшее в большее (матрешки, формочки)(3-4 составляющие)

- использует постройки из кубиков в игре, переделывая их

- строит башню из 10 кубиков в сочетании различных цветов и размеров

- раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях

возраст

10д 1г.

1г. 3м.

1г 6м.

1г. 9м.

2г.

2г.   6м.

3г.

3г    6м

Сенсорное развитие

Формы (различает)

-находит кубик, мячик по просьбе взрослого

-самостоятельно разбирает двухместную матрешку

- различает 4-6 контрастных форм предметов

- называет некоторые геометрические фигуры

Цвет:

Находит игрушку такого же цвета по просьбе взрослого

Различает 3-4 основные цвета

Учится подбирать предметы по оттенкам (синий-фиолетовый, красный-оранжевый), может назвать один цвет

Ориентируется в 4-х основных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать 1-2 цвета

Называет 4 основных цвета

Величина:

Раскладывает однородные предметы, резко различающиеся по одному признаку

Раскладывает однородные предметы, резко различающиеся по величине на две группы

Ориентируется в двух разных величинах (большой-маленький)

Находит из трех величин одной формы предмет «большой», «поменьше», «маленький»

Собирает пирамидку из 3-4 колец, учитывая размер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»

Одним из основных условий хорошего физического развития ребенка раннего возраста с ЗПР является своевременное и всестороннее развитие его движений. Растить детей здоровыми и сильными – задача каждого ...

Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь....

Статья. Коррекционно-развивающая работа с детьми при дисгармоничном развитии ребенка с гиперкинетическими расстройствами в условиях дома ребенка.

Гиперкинетические расстойства у детей одна из наиболее острых проблем. К внешним проявлениям относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.  Актуальной проблемой де...

Коррекционная логопедическая работа с детьми второго, третьего года жизни в условиях Дома ребенка.

Направления коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка....

Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Разенкова Ю. А.

Разенкова Ю. А. это замечательный автор публикаций, помогающий специалистам Домов ребенка грамотно построить логопедическую работу. ...