КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ в условиях Дома ребенка.
статья по коррекционной педагогике
Коррекционно-развивающие сопровождение воспитательного процесса в нашем учреждении - это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и ребенка, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных возможностей. Воспитание в доме ребенка не должно сводиться лишь к показу моделей, форм поведения, подлежащих усвоению путем многократных упражнений. Тут предлагается несколько иной вариант.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota.docx | 301.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Большинство воспитанников домов ребенка имеют отягощенный социально-биологический анамнез. Скудность анамнестических данных не позволяет в полной мере оценить генетический «груз» воспитанников домов ребенка.
По данным Всероссийской диспансеризации, патология периода новорожденности отмечается почти у 80% детей; 80,4% детей имеют отклонения в нервно-психическом развитии (НПР). Исследования, проведенные на кафедре поликлинической педиатрии РМАПО, показали, что при поступлении в дома ребенка нарушения НПР имеют 94,1% воспитанников. Преобладают дети, отстающие на 1-2 и более эпикризных срока. Если не уделять внимания тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем неизбежна задержка значимых умений.
В нашем учреждении, как и во всех образовательных учреждениях, дети получают воспитательно-образовательные услуги. Но для наших детей имеющие отставанием в развитии, поступивших в возрасте до 4 лет и пропустившие важные моменты в своем развитии, очень малы возможности достичь уровня развития, которые соответствует его возрасту, только на запланированных занятий НОД, и в совместной деятельности детей и взрослых. Поэтому сотрудниками нашего дома ребенка уделяется особое внимание коррекционно- развивающей работе с детьми имеющими отставание в развитии и с детьми с ОВЗ.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми, воспитывающимися в доме ребенка, является составной частью комплексной реабилитационной медико-педагогической работы в детском учреждении.
Коррекционно - развивающая работа в нашем Доме ребенка строится на основе тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико- педагогического коллектива (педиатра, невролога, воспитателей, логопеда, музыкального руководителя, массажистов, медицинской сестры физиотерапевтического кабинета) и единства требований, предъявляемых к детям, так как реабилитационная работа помимо коррекционных мероприятий предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж, водные процедуры, проведение общеразвивающих и музыкальных занятий, тщательный уход, закаливание и правильно организованный режим жизни детей.
Единый комплекс сопровождения специалистами детей со сложными дефектами направлен на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, эмоционально-личностной и речевой сфер ребенка с целью обеспечения максимально возможной медико-психолого-педагогической реабилитации ребенка с отставанием в развитии.
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка, систематически контролируется. В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая отделением, старший воспитатель, невролог, педиатр, логопед, медсестра группы и конечно же воспитатель группы раннего возраста.
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка, и при этом выявить правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество воспитательной работы учреждения.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей.
Психолого-медико-педагогическое обследование детей.
Для успешности воспитания и обучения детей и детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится диагностике, позволяющей:
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка;
- выявить уровень нервно-психического развития ребенка;
- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
- определить оптимальный педагогический маршрут
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который означает всесторонность обследования и оценку особенностей развития ребенка и ребенка с ОВЗ всеми специалистами, и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.
Педиатр и невролог, представляют медицинское обследование ребенка, которое начинается с изучения данных анамнеза. Личный анамнез ребенка (при наличии данных о ребенке) содержит следующие сведения: особенности протекания беременности и родов у матери; и наличие вредных факторов во время беременности; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес и состояние ребенка при рождении, время начала кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений (если такие данные имеются). Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в учреждение.
В комплексной оценке психического развития и выявления потенциальных возможностей детей с отставанием в развитии и детей с ОВЗ для определения содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения учебного материала, выявление особенностей образовательной деятельности.
Логопеды представляют свое заключение логопедического обследования. Цель логопедического обследования - выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития.
В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки:
Фрухт Э.Л. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., «Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни»
Фрухт Э.Л. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., «Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста 1г-4 лет».
- Стребелевой Е. А.. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста.– М.: Полиграфсервис, 1998.
Принцип взаимодействия и координации между специалистами осуществляется с помощью ведения документации на каждого ребёнка – индивидуального дневника, содержащий карты НПР ребенка, отражающей результаты диагностики, планирования дальнейшей работы. Логопедического дневника, медицинской карты, индивидуальным личным делом. Координация работы проходит через психолого-медико-педагогические совещания групп, на которых всеми специалистами и сотрудниками групп, обсуждаются результаты первичной или повторной диагностики, успехи и трудности ребёнка на занятиях, обсуждаются рекомендации специалистов друг другу по использованию в работе наиболее эффективных приёмов взаимодействия и коррекции.
Сегодня я хочу представить индивидуальный дневник воспитателя группы. (Приложение №1). В этом дневнике, на листах «Индивидуальной работы», фиксируется уровень развития ребенка, который выявлен по КНПР, и «Назначение индивидуальных коррекционных занятий в соответствии с уровнем нервно-психического развития». (Приложение №2).Также в листах индивидуальной работы специалисты учреждения дают рекомендации по индивидуальным особенностям ребенка. На этой же странице мы видим таблицу с «Критериями оценки развития детей определенного возраста», а также номер занятия, с которого необходимо начать коррекционную работу. Занятия проводятся по перспективно тематическому планированию возрастной группы ребенка. На следующем листе дневника находится таблица «Оформление учета проводимых индивидуальных занятий детей». Здесь воспитатель оформляет отчет и отмечает результат проводимого занятия. Также в Индивидуальном дневнике находится таблица «Динамика нервно-психического развития ребенка раннего возраста», в которой воспитатели в эпикризные сроки, отмечают уровень достяжения или отставания ребенка (Приложение № 3).
Далее ведется медико-педагогическая работа и наблюдение, которое является специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Если во время проведения коррекционной работы не виден результат, воспитатель обращается к специалистам ПМПконсилиума учреждения с заявлением об определении специального образовательного маршрута для ребенка. В этом случаи мы работаем в тесном контакте с ЦПМПК нашего города.
На основании рекомендаций ЦПМПК специалисты ПМПк нашего учреждения разрабатывают индивидуальную образовательную программу которая опирается на ряд принципов:
- принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;
- принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы и более рациональному использованию времени для изучения определенных тем;
- принцип линейности и концентричности. При линейном построении программы темы следует располагать систематически, последовательно по степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построении программы материал повторяется путем возвращения к пройденной теме. Это дает возможность более прочного усвоения материала.
- принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.
После разработки индивидуального образовательного маршрута, педагоги и специалисты нашего учреждения осуществляют их реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута проводятся не реже одного раза в 3 месяца.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Активно ведется работа с родителями, усыновителями и опекунами, выработана определенная схема консультирования, которая позволяет решать задачи, реализуемые в данном направлении работы.
Сюда входит ознакомительная беседа:
- характеристика ребенка;
- уровень его нервно-психического развития;
- индивидуальные особенности ребенка;
- рекомендации по адаптации к новым условиям;
- в доступной форме для родителей составляется план коррекционно-педагогической работы с ребенком на ближайшее время;
- наглядно показываются приемы эффективного взаимодействия с ребенком;
- проводятся повторные консультации по заявленным проблемам усыновителей.
приложение №1
ДНЕВНИК
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Фамилия, имя ребенка ________________________________
Год рождения _______________________________________
Дата поступления____________________________________
Воспитатель ________________________________________
приложение №2
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Назначение коррекционных занятий
в соответствии с уровнем нервно-психического развития
детей от 1 мес до 1 года
Индивидуальный дневник ______________________________________
Воспитатель__________________________________________________
Дата рождения ________________г.
Дата обследования ________________г.
Возраст на день обследования________________
Уровень нервно-психического развития
Сл. (слуховые ориентировочные реакции) - ___________
Зр. (зрительные ориентировочные реакции) - ___________
Рп (понимание речи) - ___________
Ра (активная речь) - ___________
Д ( общиедвижения) - ___________
Др. (движения руки) - ___________
Н (навыки) - ___________
Рекомендации специалиста ____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Номер занятия, с которого необходимо начать коррекционную работу | Содержание занятия | |
Сл. (слуховые ориентиро-вочные реакции) | ||
Зр. (зрительные ориенти-ровочные реакции) | ||
Рп (понимание речи)
| ||
Ра (активная речь) | ||
Д (движения) | ||
Др. (движения руки)
| ||
Н (навыки) |
Оформление учета проводимых индивидуальных занятий детей от 1 мес до 1 года
Развитие слуховых ориентировочных реакций | Развитие зрительно-моторной координации | Развитие активной речи | Развитие понимание речи |
Оформление учета проводимых индивидуальных занятий детей от 1 мес до 1 года
Развитие движений | Развитие руки и действий с предметами | Навыки |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Назначение коррекционных занятий
в соответствии с уровнем нервно-психического развития
детей второго года жизни
Индивидуальный дневник ________________________________
Воспитатель___________________________________________
Дата рождения ________________г.
Дата обследования ________________г.
Возраст на день обследования _________________
Уровень нервно-психического развития
Рп (понимание речи) - ___________
Ра (активная речь) - ___________
Сенсорное развитие - ___________
Игры и действия с предметами - ___________
Д (движения) - ___________
Н (навыки) - ___________
Рекомендации специалиста ____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Номер занятия, с которого необходимо начать коррекционную работу | Содержание занятия | |
Рп (понимание речи)
| ||
Ра (активная речь) | ||
Сенсорное развитие | ||
Игры и действия с предметами | ||
Д (движения) | ||
Н (навыки) |
Оформление учета проводимых индивидуальных второго года жизни
Развитие понимание речи | Развитие активной речи | Сенсорное развитие |
|
Оформление учета проводимых индивидуальных занятий детей второго года жизни
Игры и действия с предметами | Развитие движений | Навыки |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Назначение коррекционных занятий
в соответствии с уровнем нервно-психического развития
детей третьего-четвертого года жизни
Индивидуальный дневник ______________________________________
Воспитатель_________________________________________________
Дата рождения _______________г.
Дата обследования _______________г.
Возраст на день обследования____________
Уровень нервно-психического развития
Ра (активная речь) | - _________ |
Рп (понимание речи) | - _________ |
С (сенсорика) | - _________ |
И (игра) | - _________ |
К (конструирование) | - _________ |
Изо.деятельность | - _________ |
Д (движение) | - _________ |
Н (навыки) | - _________ |
Рекомендации специалиста ____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Номер занятия, с которого необходимо начать коррекционную работу | Содержание занятия | |
Ра (активная речь) | ||
Рп (понимание речи) | ||
С (сенсорика) | ||
И (игра) | ||
К (конструирование) | ||
Изо.деятельность | ||
Д (движение) | ||
Н (навыки) |
Оформление учета проводимых индивидуальных занятий детей третьего-четвертого года жизни
Развитие активной речи | Развитие понимания речи | Сенсорное развитие | Игровая деятельность |
|
Оформление учета проводимых индивидуальных занятий детей третьего-четвертого года жизни
Конструирование | Изо. деятельность | Двигательная активность | Навыки |
приложение №3 Динамика нервно-психического развития ребенка от рождения до 1 года.
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________ группа____________________________________________________________
воспитатель________________________________________________________
группа ____________________________________________________________
воспитатель________________________________________________________
1м | 2м | 3м | 4м | 5м | 6м | 7м | 8м | 9м | 10м | 11м | 1г | |
Зрительные ориентировочные реакции. | ||||||||||||
Ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет,фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 сек. | ||||||||||||
Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) в течение 5-10 сек. | ||||||||||||
Плавно следит за движущейся игрушкой, не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. | ||||||||||||
Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на игрушку в течение 20-25 сек., поворачивая голову вправо и влево. | ||||||||||||
После 2-3х обращений смотрит на лицо взрослого в течение 10 сек. | ||||||||||||
Радуется знакомому человеку. На знакомого человека смотрит выжидающе. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется рукам | ||||||||||||
При виде знакомого взрослого радуется, оживляется. При виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, ребенок хмурится, может заплакать. | ||||||||||||
Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него. | ||||||||||||
Слуховые ориентировочные реакции | ||||||||||||
Слуховое сосредоточение в течение 10-15 сек. | ||||||||||||
Прислушивается во время и после звучания погремушки (10-15 сек.), движения заторможены. | ||||||||||||
Сосредоточенно слушает в течение 5-10 сек., поворачивает голову в сторону голоса взрослого, ищет его глазами, пытается «увидеть». | ||||||||||||
Поворачивает голову в сторону источника звука, находит его глазами, слушает в течение 2-3 сек. | ||||||||||||
Узнает голос знакомого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи. | ||||||||||||
Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него. | ||||||||||||
Выполняет плясовые движения под плясовую мелодию. Тихо слушает спокойную мелодию. После окончания музыки комплекс оживления сохраняется в течение 5-10 сек. | ||||||||||||
Эмоции и социальное поведение | ||||||||||||
Первая улыбка в ответ на речь взрослого за 3-4 обращения к нему. | ||||||||||||
Длительно улыбается после 2-3-х обращений к нему взрослого. Увидев лежащего ребенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредотачивает на нем взгляд в течение 15-30 сек. | ||||||||||||
1м | 2м | 3м | 4м | 5м | 6м | 7м | 8м | 9м | 10м | 11м | 1г | |
Проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение. Ищет глазами другого ребенка, издающего звуки. | ||||||||||||
Рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим; приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 минуты и более. | ||||||||||||
Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку. Находит глазами ребенка, издающего звуки; рассматривает его, меняет положение, гулит, повторяет за ним звуки. | ||||||||||||
Смотрит внимательно на другого ребенка. Движения могут быть заторможены. Иногда повторяет слоги. Смеется, глядя на соседа; подражает его действиям, тянется к игрушке. | ||||||||||||
Догоняет другого ребенка, ползет к нему навстречу; подражает его действиям и движениям. | ||||||||||||
Действия одного ребенка привлекают другого, который приближается и включается в те же действия. | ||||||||||||
Избирательное отношение к детям: радуется появлению определенного ребенка, подходит к нему, заигрывает. | ||||||||||||
Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. Берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. | ||||||||||||
Движения общие. | ||||||||||||
Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. | ||||||||||||
Лежа на животе, поднимает и удерживает голову не менее 5сек. | ||||||||||||
Лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение 1 мин.). Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого) в течение 30 сек. | ||||||||||||
Сразу после того, как положили на живот, или при виде игруш-ки, выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки не менее 1 мин. | ||||||||||||
Быстро переворачивается на спину сам или при помощи взрослого. Передвигается, переставляя руки или немного проползая вперед. Смотрит на игрушку, пытается достать. | ||||||||||||
Ползает много, быстро, в разных направлениях. После рассмат-ривания игрушки ползет к ней; делает четкие движения руками и ногами. Энергично и быстро меняет направление движения. | ||||||||||||
Может сесть и лечь разными способами. | ||||||||||||
Держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, цепляясь руками за перекладину. | ||||||||||||
Встает на колено и одну ногу, затем сам или при помощи взрослого встает на обе ноги и выпрямляется. | ||||||||||||
Держась,стоит на прямых, расставленных ногах в течение 1 мин.Переступает, держась за барьер. Идет за игрушкой, переста-вляя руки, переступая приставным шагом, боком, медленно. | ||||||||||||
Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками. | ||||||||||||
Смотрит на взрослого и направляется к нему, держась одной рукой, приставным или чередующимся шагом. Делает два-три перехода. | ||||||||||||
1м | 2м | 3м | 4м | 5м | 6м | 7м | 8м | 9м | 10м | 11м | 1г | |
Идет вперед с поддержкой за обе руки. | ||||||||||||
Стоит самостоятельно. Оставленный без опоры, не падает в течение 5 сек., ноги расставлены, руки балансируют. Делает первые самостоятельные шаги. | ||||||||||||
Ходит самостоятельно (без опоры) чередующимися шагами, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м. | ||||||||||||
Движения руки и действия с предметами | ||||||||||||
Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения рук. | ||||||||||||
Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. | ||||||||||||
Смотрит на игрушку, поднимает и выпрямляет руки, направляет их к игрушке и берет ее. | ||||||||||||
Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, подол-гу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую. | ||||||||||||
Многократно перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бросает вниз (1 мин.). | ||||||||||||
Игрушками занимается долго; разнообразно действует с ними в зависимости от их свойств: толкает мяч, сбрасывает крышку с бидончика и др. | ||||||||||||
С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств: резиновую игрушку сжимает, крышку открывает, погремушкой гремит, мяч катает и др. | ||||||||||||
Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет различные действия с игрушками: вынимает и вкладывает, открывает и закрывает, катает. | ||||||||||||
Овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень. | ||||||||||||
Самостоятельно или по речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит мишку) повторно или однократно. Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (баюкает куклу, мишку, собачку и др.). | ||||||||||||
Развитие речи. Подготовительный этап понимания речи: | ||||||||||||
На вопрос: «Где?» - находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу и др.). | ||||||||||||
На вопрос: «Где?» - находит несколько предметов на постоянных местах. | ||||||||||||
По просьбе взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др | ||||||||||||
На вопрос: «Где?» - находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения. | ||||||||||||
Знает свое имя; идет к тому, кто зовет. | ||||||||||||
На просьбу: «Дай ...» - находит знакомые предметы среди других и дает их. | ||||||||||||
1м | 2м | 3м | 4м | 5м | 6м | 7м | 8м | 9м | 10м | 11м | 1г | |
По словесной инструкции выполняет разученные действия: водит куклу, кормит собачку и пр. | ||||||||||||
Понимает (без показа) названия нескольких предметов, дейст-вия, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения (найди, принеси, отдай тете, положи на место). Понимает слово «нель-зя» и сразу или после 2-3-х повторений прекращает действие. | ||||||||||||
Легко подражает новым слогам. Допустима отсроченная реакция. | ||||||||||||
Подготовительные этапы развития активной речи. | ||||||||||||
Издает отдельные звуки в ответ на обращение к нему взрослого. Допустима отсроченная реакция. | ||||||||||||
Повторно произносит отдельные звуки. | ||||||||||||
Подолгу певуче гулит; длительно нараспев произносит гласные звуки. | ||||||||||||
Произносит отдельные слоги; однократно или редко произносит какой-либо один слог («ба», «ма»). | ||||||||||||
Может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним. | ||||||||||||
Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. | ||||||||||||
Громко, четко и повторно произносит различные слоги, имеющиеся в его лепете (несколько слогов). | ||||||||||||
Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1—2 мин. повторяет слоги. | ||||||||||||
Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых еще не было в лепете ребенка. Слушает, следит за движением губ говорящего и сразу или через 1—2 мин. повторно произносит два-три сочетания слогов. | ||||||||||||
Произносит первые слова-обозначения, например, «мама», «ав-ав», «би-би», «дай» и др. | ||||||||||||
Навыки и умения в процессах. | ||||||||||||
Во время кормления придерживает руками бутылочку. | ||||||||||||
Ест с ложки полугустую и густую пищу, открывает рот, когда ложка касается его губ. Снимает пищу губами понемногу. | ||||||||||||
Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. Раскрывает рот раньше, чем ложка коснется губ. Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи, выпивает всю порцию. | ||||||||||||
Пьет из чашки, которую держит взрослый, прикасается губами к краю чашки. | ||||||||||||
Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый. При виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку руками. | ||||||||||||
Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Может поднять чашку ко рту, наклонить. Если взрослый перестанет поддерживать чашку, ребенок выронит ее. Спокойно и адеква-тно реагирует на предложение взрослого идти на горшок. Сидя на горшке, иногда лепечет, улыбается, не пытается встать. | ||||||||||||
Самостоятельно пьет из чашки: протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. |
Динамика нервно-психического развития ребенка раннего возраста.
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________ группа____________________________________________________________
воспитатель________________________________________________________
группа ___________________________________________________________
воспитатель________________________________________________________
возраст | 10д 1г. | 1г. 3м. | 1г 6м. | 1г. 9м. | 2г. | 2г. 6м. | 3г. | 3г 6м | 4г |
Физическое развитие | |||||||||
Бег: | |||||||||
- неуверенно бегает | |||||||||
- хорошо бегает | |||||||||
- меняет ходьбу на бег по команде | |||||||||
- меняет темп, направление движения во время бега | |||||||||
Ходьба: | |||||||||
- ходит самостоятельно | |||||||||
- поднимается на 1-2 ступеньки детской горки | |||||||||
- поднимается по детской лесенке чередующимся шагом, спускается - приставным | |||||||||
- проходит по ограниченной поверхности, не оступаясь | |||||||||
- удерживает равновесие, поднимаясь по доске | |||||||||
Катание и бросание: | |||||||||
- может прокатить, бросить мяч | |||||||||
- прокатывает (проталкивает) мяч в ворота | |||||||||
- бросает мяч движением от себя двумя руками вниз, вверх | |||||||||
- бросает мяч каждой рукой, стремясь попасть в цель, расположенную на высоте впределах роста ребенка | |||||||||
- ловит мяч двумя руками | |||||||||
- хорошо бросает и «футболит» мяч | |||||||||
Развитие речи | |||||||||
Понимание речи: | |||||||||
- понимает некоторые слова обобщенного характера (на вопрос где киса находит и приносит разных кошек резиновую, плюшевую) | |||||||||
- знает название своей одежды, предметов быта | |||||||||
- показывает по просьбе взрослого части лица | |||||||||
- понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопрос взрослого«где?», «кто?», «что?» | |||||||||
- понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка | |||||||||
Активная речь: | |||||||||
- пользуется лепетом, имитирует звуки, подражает новым слогам | |||||||||
возраст | 10д 1г. | 1г. 3м. | 1г 6м. | 1г. 9м. | 2г. | 2г. 6м. | 3г. | 3г 6м | 4г |
- пользуется облегченными словами («биби», «баба» и т.д.) | |||||||||
- во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями | |||||||||
- при общении пользуется трехсловными предложениями | |||||||||
- говорит предложениями, состоящими из 4 слов и более | |||||||||
- задает вопросы «где?», «куда?», «когда?» | |||||||||
- употребляет сложные придаточные предложения | |||||||||
- достаточный словарный запас (до 1500 произносимых слов) | |||||||||
Игровые действия | |||||||||
Подражает движениям, мимике, жестам («читает» как папа) | |||||||||
Воспроизводит одно игровое действие (кормит куклу) | |||||||||
Производит в игре два и более игровых действий (кормит, причесывает, укладывает спать) | |||||||||
Переносит знакомое действие на другой предмет (кормит куклу и мишку) | |||||||||
Воспроизводит последовательность действий | |||||||||
Использует предметы-заместители | |||||||||
Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками | |||||||||
Принимает участие в игре-инсценировке | |||||||||
Игра носит сюжетный характер, отражается взаимосвязь и последовательность действий | |||||||||
Играет вдвоем со сверстником | |||||||||
Появляются элементы ролевой игры (играет роль мамы) | |||||||||
Выполняет правила в подвижной игре | |||||||||
Навыки самообслуживания | |||||||||
Пьет из чашки | |||||||||
Ест густую пищу самостоятельно | |||||||||
Ест полужидкую пищу ложкой | |||||||||
Просится на горшок | |||||||||
Всегда своевременно просится на горшок | |||||||||
Отрицательно относится к нарушению опрятности | |||||||||
Частично раздевается | |||||||||
Пользуется носовым платком | |||||||||
Одевается, не застегивает пуговицы | |||||||||
Выполняет простые поручения, помогает взрослым | |||||||||
Полностью самостоятельно одевается | |||||||||
возраст | 1г. | 1г. 3м. | 1г. 6м. | 1г. 9м. | 2г. | 2г. 6м. | 3г. | 3г 6м | 4г |
Социально-эмоциональное развитие | |||||||||
Проявляет яркие эмоции при общении с близкими | |||||||||
Заражается чувствами сверстников: плачет, смеется | |||||||||
Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии | |||||||||
Может недолго рассматривать картинки | . | ||||||||
Чаще всего эмоционально уравновешенное, спокойное, деловое состояние в теч. дня | |||||||||
С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку | |||||||||
Подражает взрослым в ситуации радости, огорчения, тревоги | |||||||||
Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразит. высказыв. | |||||||||
Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку | |||||||||
Может определить свое состояние «мне больно», «мне радостно», «я хочу» | |||||||||
Сохраняет чувство привязанности к папе, маме, беспокоится при их уходе, но быстроуспокаивается | |||||||||
Хочет быть хорошим, проявляет чувство гордости за себя и родителей (папа самый сильный) | |||||||||
Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь, сочувствие, жалость т.д. | |||||||||
Проявляет инициативу, независимость | |||||||||
Действия с предметами | |||||||||
- нанизывает кольца на стержень | |||||||||
- чиркает карандашом по бумаге | |||||||||
-раскладывает знакомый объемный предмет в соответствующие отверстия в ящике | |||||||||
- строит башню из 3-4 кубиков | |||||||||
- учится нанизывать крупные бусы на шнурок | |||||||||
- воспроизводит из кубиков несложные постройки | |||||||||
- в рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии | |||||||||
- собирает, вкладывая меньшее в большее (матрешки, формочки)(3-4 составляющие) | |||||||||
- использует постройки из кубиков в игре, переделывая их | |||||||||
- строит башню из 10 кубиков в сочетании различных цветов и размеров | |||||||||
- раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях | |||||||||
возраст | 10д 1г. | 1г. 3м. | 1г 6м. | 1г. 9м. | 2г. | 2г. 6м. | 3г. | 3г 6м | 4г |
Сенсорное развитие | |||||||||
Формы (различает) | |||||||||
-находит кубик, мячик по просьбе взрослого | |||||||||
-самостоятельно разбирает двухместную матрешку | |||||||||
- различает 4-6 контрастных форм предметов | |||||||||
- называет некоторые геометрические фигуры | |||||||||
Цвет: | |||||||||
Находит игрушку такого же цвета по просьбе взрослого | |||||||||
Различает 3-4 основные цвета | |||||||||
Учится подбирать предметы по оттенкам (синий-фиолетовый, красный-оранжевый), может назвать один цвет | |||||||||
Ориентируется в 4-х основных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать 1-2 цвета | |||||||||
Называет 4 основных цвета | |||||||||
Величина: | |||||||||
Раскладывает однородные предметы, резко различающиеся по одному признаку | |||||||||
Раскладывает однородные предметы, резко различающиеся по величине на две группы | |||||||||
Ориентируется в двух разных величинах (большой-маленький) | |||||||||
Находит из трех величин одной формы предмет «большой», «поменьше», «маленький» | |||||||||
Собирает пирамидку из 3-4 колец, учитывая размер |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»
Одним из основных условий хорошего физического развития ребенка раннего возраста с ЗПР является своевременное и всестороннее развитие его движений. Растить детей здоровыми и сильными – задача каждого ...
Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь....
Статья. Коррекционно-развивающая работа с детьми при дисгармоничном развитии ребенка с гиперкинетическими расстройствами в условиях дома ребенка.
Гиперкинетические расстойства у детей одна из наиболее острых проблем. К внешним проявлениям относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность. Актуальной проблемой де...
Коррекционная логопедическая работа с детьми второго, третьего года жизни в условиях Дома ребенка.
Направления коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка....
Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Разенкова Ю. А.
Разенкова Ю. А. это замечательный автор публикаций, помогающий специалистам Домов ребенка грамотно построить логопедическую работу. ...
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯ ДОМА РЕБЕНКА
доклад на Медико-Педагогической конференции дома ребенка...