Игры для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Пистер Ирина Владимировна

Игры для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития мелкой моторики

Детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Материалы Н.В. Нищева

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Листья»

Координация речи с движением

Листья осенние тихо кружатся,            (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся       (Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят,          (Движения руками вправо – влево)

Будто опять закружиться хотят.             (Поднимаются, кружатся)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,                     (Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.                           (Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,                                         (Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.                («Шагают» по столу средним и указательным

                                                                    пальчиками)

Н. Нищева

«Дождик»

Координация речи с движением,

 работа над темпом и ритмом речи

Капля раз                                                  (Прыжок на носочках, руки на поясе)

Капля два.                                                 (Прыжок)

Очень медленно сперва.                          (4 прыжка)

А потом, потом, потом                             (8 прыжков)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,                        (Руки развести в сторону)          

От дождя себя укрыли.                             (Руки полукругом над головой)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«У Лариски  - две редиски»

У Лариски –                                              (По очереди разгибают пальчики из кулачка,

Две редиски.                                               Начиная с большого, на одной или обеих руках)

У Алешки –

Две картошки.

У Сережки – сорванца –

Два зеленых огурца.

А у Вовки –

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Урожай»

координация слова с движениями, закрепление в речи глаголов:

соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем.

В огород пойдем,                                             (Идут по кругу взявшись за руки)

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем                                  («Таскают»)

И картошки накопаем.                                      («Копают»)

Срежем мы кочан капусты,                               («Срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный                    (Показывают круг руками – 3 раза)

Щавеля нарвем немножко                                 (Рвут)

И вернемся по дорожке                                     (Идут по кругу взявшись за руки)

«Овощи»

Координация слова с движением,

Работа над темпом и ритмом речи

Как-то вечером на грядке                                  (Дети идут по кругу, взявшись за руки,

Репа, свекла, редька, лук                                  в центре круга – водящий с завязанными

Поиграть решили в прятки,                              глазами)

Но сначала встали в круг.

Рассчитали четко тут же:                                   (Останавливаются крутят водящего)

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,                      (Разбегаются, приседают, водящий ищет)

Ну а ты иди искать.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Компот»

Будем мы варить компот,                          (Левую ладошку держат «ковшиком», указатель-

Фруктов нужно много. Вот:                      ным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить                               (Загибают пальчики по одному, начиная с

Грушу будем мы рубить.                              Большого)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.                           (Опять «варят» и «мешают»)

Угостим честной народ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Ежик и барабан»

Координация речи с движение,

работа над темпом и ритмом речи

С барабаном ходит ежик,                           (Маршируют по кругу, изображая игру

Бум – бум – бум!                                            На барабане)

Целый день играет ежик,

Бум – бум – бум!

С барабаном за плечами,                           (Идут по кругу, спрятав руки за спину)

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,                           (То одной, то другой рукой подносят ко рту

Бум-бум-бум!                                               воображаемое яблоко)

Барабан в саду забыл он,                          (останавливаются, разводят руками)

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,                         (Руки на поясе, прыжки на месте)

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,                                 (Прыжки)

Бум –бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,                         (Делают «ушки» из ладошек, медленно

Бум-бум-бум!                                               приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза

Глаз до зорьки не сомкнули,                       руками)

Бум-бум-бум!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

«Ягодка – малинка»

За малиной в лес пойдем,                          (Идут в хороводе, взявшись за руку)          

  В лес пойдем.

Спелых ягод наберем,                               (Идут по кругу, обеими руками собирая              

 Наберем.                                                      Воображаемые ягоды)

Солнышко высоко,                                    (Встают лицом в круг, тянутся руками вверх;

А в лесу тропинка.                                      потом пальчиками достают «тропинку», сделав

                                                                      наклон)

Сладкая ты моя,                                          (Бегут по кругу, взявшись за руки)

Ягодка – малинка.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять                            (Пальчики обеих рук «здороваются» начиная

                                                                                                        с больших)

В лес  идем мы погулять                                        (Обе руки «идут» указательными и средними

                                                                                                       пальцами по столу).

За черникой,                                                    (Загибают пальчики, начиная с большого)

За малиной,

За брусникой,

За калиной,

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Игрушки»

Работа над темпом и ритмом речи

На большом диване в ряд                          (Попеременно хлопают в ладоши и стучат

Куклы Катины сидят:                                  кулачками)

Два медведя, Буратино,                              (Загибают поочередно все пальчики)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.                         (Разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей  Кате                                (Попеременно хлопают в ладоши и стучат

Мы игрушки сосчитать.                                кулачками)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Лошадка»

Развитие творческого воображения)

Я люблю свою лошадку,                        (поглаживание ладонью по голове воображаемой

Причешу ей шерстку гладко.                  лошадки, потом по спинке, по хвостику)

Гребешком приглажу хвостик                (Бег по кругу с высоким подниманием колена,

И верхом поеду в гости.                           руки держат воображаемые поводья)        

«Мячик»

Координация речи движения,

развитие общей моторики

Раз, два, прыгай, мячик.                          (Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу)

Раз, два, и мы поскачем.

Девочки и мальчики                                (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)

Прыгают, как мячики

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Аленка»

Аленка – маленка                                     (Хлопок ладонями, удар кулаками друг  

Шустра, быстра:                                        о друга – 2 раза)

Воды наносила,                                        (Загибают пальчики по одному, начиная

Сарафан дошила,                                      с большого)

Носок довязала,

Ягод насбирала,

Песню допела,

Везде поспела.                                           (Хлопок ладонями, удар кулаками друг о

В охотку ей дело.                                        друга – 2 раза)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Работа над темпом и ритмом речи

Посчитаем в первый раз,                            (Попеременные хлопки ладонями и удары

Сколько обуви у нас.                                    кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки                           (На каждом названии обуви загибают по одному

Для Наташки и Сережки,                             пальчику, начиная с большого)

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

«Гномики – прачки»

Жили – были в домике                               (Дети сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.                (Загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять,                         (Разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать:                              (Трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки,                                           (Загибают пальчики, начиная с больших)

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Мики умница был,

Всем водичку носил.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,                                          (Загибают пальчики, начиная с большого,

                                                                                на обеих руках)

Много мебели в квартире.                                  (Сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,                            (Загибают пальчики начиная с большого)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.                          (Попеременно хлопают в ладоши и стучат

Много мебели в квартире.                                 кулачками)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Посуда»

Координация речи с движением,

Закрепление в речи относительных прилагательных

Вот большой стеклянный                                  (Надули животик: одна рука на поясе,

Чайник,                                                                  другая изогнута, как носик)

Очень важный, как

Начальник.

Вот фарфоровые чашки,                                     (Присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                                   (Кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни -  разобьются.

Вот серебренные ложки,                                     (Потянулись, руки сомкнули над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.                                (Легли на ковер вытянулись)

Он посуду нам принес.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,                                      (Удар кулачками друг о друга, хлопок в

                                                                            ладоши; повторить)

Мы посуду перемыли:                                    (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку         (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                                     (Одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,                             (Загибают пальчики по одному, начиная с

Ковшик тоже развалился,                                большого)

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть – чуть сломали,

Так мы маме помогали.                                   (Удар кулачками друг о друга, хлопок в

                                                                            ладоши; повторить)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Снежная Баба»

Координация слова с движением,

Развитие творческого воображения

Сегодня из снежного                                    (Идут по кругу, катят перед собой вообра-

Мокрого кома                                                 жаемый ком)

Мы снежную бабу                                         (Рисуют  руками три круга, начиная с                      

Слепили у дома.                                              маленького)

Стоит наша баба

У самых у ворот.

Никто не проедет,                                          (Грозят указательным пальцем  сначала

Никто не пройдет.                                           правой руки, потом левой)

Знакома она уже                                             (Идут по кругу, последние слова говорит

Всей детворе.                                                   Один ребенок – Жучка.)

А  Жучка все лает:

«Чужой во дворе!»

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Снежок»

координация речи с движением,

развитие воображения.

Раз, два, три, четыре,                                 (Загибают пальчики начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили.                    («Лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий           (Показывают круг, сжимают ладони вместе,

                                                                     гладят одной ладонью другую)

И совсем – совсем не сладкий.                 (Грозят пальчиком)

Раз – подбросим.                                        (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый

                                                                      снежок)

Два – поймаем                                            (Приседают, ловят воображаемый снежок)

Три – уроним                                              (Встают, роняют воображаемый снежок)

И … сломаем.                                             (Топают)

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,                    (Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.                  («Идут» по столу указательным м средним

                                                                   пальчиками)

Бабу снежную лепили,                          («Лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,                 («Крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,                 (Ведут указательным пальцем правой руки

                                                                  по ладони левой руки)

а еще в снегу валялись.                          (Кладут ладошки на стол то одной,  то

                                                                   другой стороной)

Все в снегу домой пришли.                    (Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.                        (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста "Цветные ленточки"

Почему игры шнуровки полезны1) Игры шнуровки развивают мелкую моторику.2) Игры шнуровки развивают координацию движения ручек (сенсомоторная координация).3) Игры шнуровки развивают усидчивость, терпени...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе  широко распространены поговорки, ...

Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .

Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую  «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь ...

Программа "Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста"

Картотека игр и упражнений на развитие тонкой моторики руки....

Индивидуальный образовательный маршрут - форма сопровождения по развитию мелкой моторике детей старшего дошкольного возраста

- Актуальность темы- Зачем нужно развивать мелкую моторику?- Основные направления работы с детьми- Взаимодействие субъектов- Рекомендации...