Конспект занятия для детей с ЗПР "Зимующие птицы в городе"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Алексеева Светлана Юрьевна

Занятие образовательной области "Познавательное развитие" с интеграцией в области "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие" для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР (на экран самостоятельно созданная презентация). Закрепление знаний и представлений о зимующих птицах (названия, внеший вид, повадки), развитие мыслительных операций, зрительного и слухового внимания и восприятия, расширение и активизация словаря, развитие пространственных представлений (в сторонах от себя, на плоскости).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_dlya_konkursa_-_zim.ptitsy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

подгруппового занятия

по расширению кругозора

и развитию речи

в группе для детей

с задержкой психического развития.

Возраст: старший

Лексическая тема: Зимующие птицы в городе.

Составлен учителем-дефектологом

ГБДОУ детский сад № 40 Кировского района

АЛЕКСЕЕВОЙ СВЕТЛАНОЙ ЮРЬЕВНОЙ.

Санкт-Петербург


ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Закреплять представления о существующих зимующих птицах,
  • расширять и активизировать словарь детей по теме;
  • закреплять сенсорные представления о величине;
  • развивать пространственные представления (ориентировка в сторонах от себя и на плоскости);
  • закреплять навык порядкового счёта, знание цифр 1-5;

КОРРЕКЦИОННЫЕ:

  • учить анализу внешнего облика птиц;   развивать операции  сравнения при рассматривании предметных картин по лексической теме; в процессе определения недостающих частей тела у птиц;
  • учить составлять фразу из 3-4 слов при ответе на вопрос педагога (по образцу);
  • развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;
  • развивать координацию движений;
  • заботиться о состоянии глазных мышц;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитывать интерес к  птицам;
  • прививать желание заботиться о зимующих птицах;
  • работать над развитием  произвольной регуляцией  поведения на занятии;

Оборудование:

Экран, проектор

Демонстрационный материал:

  1. Кукла би-ба-бо «Ворона»,
  2. предметные картинки (сорока, воробей,  ворона, синица, снегирь, сова:

- а) разные по величине;  

- б)  с недостающими частями тела;  

  1. напольный коврик с клеточками;  
  2. кормушка с ватой (снегом).

Раздаточный материал:

  1. лист картона, разлинованный на клеточки,
  2. маленькая картинка с изображением зимующей птицы (вороны), помещающаяся по размеру в клеточку;
  3. наклейка с изображением вороны.

Ход занятия:

Дефектолог приглашает детей в кабинет, взаимное приветствие – дети стоят каждый около своего стульчика. Дефектолог разрешает сесть.

  1. Организационный момент.  

 Слайд (Слышатся звуки  -  крики стаи птиц)

Дефектолог: Что за звуки? Кто кричит? …Много птичьих голосов?

                        Интересно, что случилось?

Слайд  (картинка с заснеженной кормушкой)

Дефектолог:  А-а! Теперь понятно, почему птицы недовольны. А вам понятно, ребята?  

(ответы детей) – Снег засыпал кормушку и весь корм на ней! Птицы голодные!

  1. Основная часть.

Дефектолог: А кто так громко недоволен?  Слайд (карканье вороны)

Дети:  Ворона!    - Слайд (– изображение вороны)

(Дефектолог  надевает куклу)  --  Появляется «ворона – би-ба–бо».

Дефектолог: Ой! Ворона, ты к нам прилетела?

Ворона: Да, я залетела, потому что хочу есть!

                Ребята, а какие ещё птицы были около кормушки?

Дети:   Воробей! Синица! Голубь! Сорока!

Слайды по очереди (разные птицы)

Слайд  (все перечисленные птицы)

Дефектолог:  Ребята, а как всех этих птиц можно назвать, раз они не боятся зимы и не улетели в тёплые края?

Ворона:  Да, я не боюсь зимы! Кар! Я – зимующая птица!

Дефектолог:  Всех этих птиц можно встретить в городе. Но есть птицы, которые живут в лесу. Я хочу, чтобы вы вспомнили одну. Послушайте, какие звуки она издаёт, и угадайте, кто это!

Слайд   - уханье совы.

(когда дети узнают, чей голос, проявляется само изображение.)

  1.  Игра «От маленькой – к большой»     (ГОЛОС)

Ворона:    Кар-р!  Ребята, посмотрите, какое задание я вам придумала:

Слайд   (поочерёдное возникновение кружков разного размера).

Я хочу проверить,   получится ли у вас определить, какая из этих птиц самая маленькая, а какая – самая большая!

        Вставайте, подходите к ковролину!

(дети подхдят к ковролину. На нём картинки с зим.птицами, расположенные  в хаотичном порядке;  лента-липучка, прилепленная горизонтально.)

Какую птицу  надо поместить  первой – самую большую или самую маленькую? (подсказка - слайд)

        (Расположили, проговорили)

Дефектолог  задаёт каждому из детей вопрос:

 Сколько птиц в ряду?  (5)

                        Какая птица на пятом месте? Какой у неё будет номер?

                        У какой птицы будет номер «2»?  

                        Какой номер будет у воробья? …

Молодцы! Мы не просто расположили картинки с птицами по размеру, но и определили, какая птица на каком месте.

Ворона, молодцы ребята? Справились с твоим заданием?    (ГОЛОС)

Ворона:  Кар-р!  Да, молодцы! Но есть ещё задание!  А у меня неприятность!!

  1.  Игра «Какой части не хватает?»

        Посмотрите:   (подводит детей к магнитной доске)

  - лежат у меня в коробочке картинки, на которых – зимующие птицы. Но я так быстро летала, что некоторые части  у птиц отвалились.  

Помогите мне пожалуйста, эти картинки починить – подобрать недостающую часть!

(Ворона достаёт первую картинку – СМЕНА СЛАЙДА –

Слайд  (дублирует картинку).                        Синица.

Дефектолог:     Кто это?  Какой части не хватает?                       Нет лапки.

(после ответа ребёнка  - СМЕНА СЛАЙДА   )  

Слайд   (птица  целая)                                 Синица,

                                                             Сова (без крыла),

                                                             Сорока (без хвоста),

                                                             Ворона (без клюва).

(после называния недостающей части сверяемся с правильным ответом на экране, и дети по-очереди «чинят» картинки – подставляют  части на магнитную доску)

Дефектолог:   Помогли мы тебе, Ворона! Починили твои картинки. И твой портрет тоже!  Так что можешь летать спокойно, если что случится – снова сумеем тебе помочь. Да, ребята?

Ворона: Спасибо! Ну тогда я полетела! Летим вместе со мной!  

(СМЕНА СЛАЙДА)

  1. Физкультминутка.  (Расправляйте большие крылья, как у вороны! Полетели!)     (ГОЛОС)

Вот ворона полетела, кар-кар  (делаем руками движения, как будто крыльями машем, и ходим)
Вот она землю села, кар-кар   (приседаем на корточки)
Поклевала-поклевала, кар-кар   (делаем наклоны головы, как будто клюем)
Громко-громко закричала, кар-кар   (встаем и снова машем крыльями)

  1. Дидактическое пособие «Коврик в клеточку»

Дефектолог:   Давайте вместе с вороной  полетаем по нашему коврику, и будем стараться долететь до кормушки!

        (дефектолог расстилает коврик, пересаживает ворону - «би-ба-бо» на руку ребёнку. Ребёнок занимает клеточку, дефектолог в другой клетке ставит кормушку.  

Перемещения каждого из детей по инструкции дефектолога.)


Дефектолог:    Ура! Долетела ворона до кормушки.

А теперь сядем за столы на свои места и полетаем по клеточкам пальчиком!

(детям раздается лист картона, разлинованный на клетки,  и маленькая картинка с птичкой.)  

СМЕНА СЛАЙДА

Слайд  (разлинованное поле).

Дефектолог:   Кто будет летать?  (щелчок – проявление вороны).

        Сейчас  я буду говорить вороне, куда шагать.

  1. Зрительная гимнастика   - куда может пойти ворона:  

(дефектолог называет направление, уводит в эту сторону «би-ба-бо»,  задача детям – следить за куклой-вороной только глазами, не поворачивая головы)

 Итак,  вы будете повторять за вороной – куда пойдёт она, туда и вы!

Если ворона меня внимательно будет слушать – дойдет до кормушки!

(щелчок -  дефектолог  даёт вороне инструкцию -  в какую сторону и сколько шагов сделать,   щелчок  - ворона шагает, - дети смотрят, считают клеточки,  -шагают по своим листам;   Следующая инструкция дефектолога  - щелчок -   ворона пошла…  ..)

(щелчок -  дефектолог проговаривает с детьми – в какую сторону и сколько шагов сделала ворона, шагают по своим листам,  щелчок - ……..)

  1. Мы у кормушки!

СМЕНА СЛАЙДА

Слайд -   (Слайд 1)

Дефектолог:     Ребята, так как же птичкам помочь? Что нужно сделать?  

Правильно - сначала смахнуть снег.  

СМЕНА СЛАЙДА

Посмотрите, мальчики и девочки так и поступили:

- смахнули снег  -   (и мы с вами тоже уберём снег из нашей кормушки!)

 а потом …?  (насыпали в кормушку корм)- (дублируем действия детей на картинке)

СМЕНА СЛАЙДА

Что сделали потом?.....

Кто будет есть корм из кормушки?  (называем птиц) Какие это птицы?  (зимующие)

Вот, ворона, и в нашей кормушке есть корм. Можешь прилетать и клевать! Да, ребята?  

(ворона клюёт корм, благодарит детей)

СМЕНА СЛАЙДА  («зимний парк»)

9.  Подведение итогов занятия.

Ворона:   Кар-р! Что мы с вами сегодня делали?

        - зимующих птиц называли?

        - по величине картинки располагали?

        - потерявшиеся части к картинкам с птицами прикладывали?

        -и по клеточкам летали?

        -Долетели до кормушки?

        -Все старались, никто не ошибался? ……

Значит, все сегодня молодцы! Всем – наклейку!

(дети вклеивают наклейки на свои листы,  прощаются с вороной до новых встреч, встают, задвигают стулья, уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие по городу на ковре – самолете».

Занятие разработано с целью закрепить знания детей об общественно-значимых местах родного города, расширить представления детей о родном городе, его достопримечательностях; сделать вклад в воспи...

Конспект занятия для детей старшей группы "Знакомство с архитектурой города Талдом"

В данном занятии  поставлены задачи:Знакомство детей с архитектурными памятниками родного города Талдом и современными строениями;Уточнить представление детей о профессии архитектора;Закреплять у...

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста «Здесь будет город заложен»

Конспект комплексного занятия об истории основания Санкт-Петербурга для детей старшей группы...

Конспект занятия для детей подготовительной группы На тему: «Город – Мой Ангарск»

Цель занятия:- Продолжать знакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями.- Закреплять знания о предприятиях нашего города.- Воспитывать у детей уважение и бережное отношение к...

Конспект занятия для детей 2 младшей группы «Символика города Саранска»

Расширить и углубить знания детей о достопримечательностях и государственных символах Саранска. Закрепить умение сравнивать, находить различия между городом и деревней. Развивать мышление, внимание, р...

Конспект занятия для детей старшей группы по гражданско-правовому воспитанию на тему: «Есть город на свете среди городов»

Задачами данной разработки являются знакомство с некоторыми достопримечательностями города Тамбова,обогащение  представлений о городе, в котором мы живём.Воспитание у детей гордости , любови к ро...