Использование мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Методическая разработка содержит систему работы по формированию связной речи детей с ОНР на материале темы "Времена года" с использованием мнемокарточек

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25»

Использование мнемотехники

 в развитии связной речи детей с ОНР

Методические рекомендации

Учитель-логопед

 Матвеева Л.А.

Старший воспитатель

Бурыхина Н.П.

Содержание.

  1. Пояснительная записка.

  1. Система работы по формированию связной речи детей с ОНР с использованием мнемокарточек в старшей группе:

  • Перспективный план работы на материале темы «Времена года»;
  • Мнемотаблицы и текстовый материал к занятиям;
  • Конспекты занятий.

  1. Система работы по формированию связной речи детей с ОНР с использованием мнемокарточек в подготовительной к школе группе:

  • Перспективный план работы на материале темы «Времена года»;
  • Мнемотаблицы и текстовый материал к занятиям;
  • Конспекты занятий.

Пояснительная записка

Формирование и развитие связной речи традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет развитие связной грамматически правильной речи в качестве одной из приоритетных задач речевого развития старших дошкольников. Формирование речи у детей и при отсутствии патологии - процесс сложный. Он многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Трудности, возникающие у детей при формировании основных языковых компонентов речевой системы, неизбежно отражаются на формировании связной речи. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный «локальный» дефект. Речь является средством регуляции всех высших психических функций.

Первичное обследование детей 4-х лет с общим недоразвитием речи (ОНР I - II р. у.), поступающих для коррекционно-развивающего обучения, показывает, что у детей наблюдаются некоторые специфические особенности мышления.

Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления. 40-60% детей не могут собрать разрезные картинки, испытывают трудности в определении правдоподобности ряда ситуаций, у детей отмечается низкая активность припоминания, запоминания, которая сочеталась с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Зная, что в структуре коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР значительное место должно отводиться методам и приемам, взаимовлияющим на развитие высших психических функций и речи детей, решили использовать в работе мнемонику (мнемотехнику).  

Что такое мнемоника (мнемотехника)? Слова «мнемоника», «мнемотехника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Оба слова происходят от греческого «mnemonikon». Слово названо по имени древнегреческой богини памяти Мнемонизы [3].

Первоначально мнемотехника возникла (86-82 гг. до н.э.) как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современные мнемотехнические приемы делают возможным не только фиксировать в памяти последовательность тестового материала, но и позволяют запоминать, удерживать в памяти любую информацию.

Сделали предположение: использование мнемотехнических приемов поможет решить проблемы в формировании активного словаря, в обучении детей оформлению последовательности речевого высказывания, в составлении описательных рассказов, в обучении пересказу художественных текстов, в заучивании сказок, стихов, чистоговорок.

В работе использовались мнемокарточки с изображением абстрактных символов. Мнемокарточки располагались в мнемодорожки, в мнемотаблицы.

В средней группе предлагали детям готовые мнемокарточки. Осуществляли перекодирование: перевод абстрактных образов в реальные предметы.

На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий в качестве опоры для запоминания словесного материала путем соотнесения каждого слова с рисунком использовались мнемокарточки, наиболее подходящие по смыслу. В работу включались не только слуховой, но и зрительный анализаторы. Некоторые дети говорили: «Я сначала вспоминаю картинку, а потом слово».

 При обучении детей пересказу сказок, художественных текстов использовали мнемодорожки, мнемотаблицы.

Алгоритм занятия по обучению пересказу:

1.  Детей знакомили с художественным произведением.

2. При повторном чтении текста частями с помощью мнемокарточек выстраивали смысловую программу. Одновременно перекодировали абстрактные изображения в реальные образы. Выстраивали мнемодорожку.

3. Художественный текст читали еще раз с опорой на мнемодорожку, т.е. происходила отработка метода запоминания.

4. Дети пересказывали художественный текст с опорой на символы.

В работу с детьми старшего дошкольного возраста при использовании мнемотехнических приемов внесли усложнение. После чтения (рассказывания), анализа художественного текста и построения смысловой программы предлагали кодировать реальные образы в абстрактные символы. При кодировании и составлении мнемотаблиц напоминали, что опорным в пересказе любого художественного текста является изображение главных героев, через которых идет осознание происходящего в тексте, понимание содержания, которое завязано вокруг главного героя.

Что изображали дети на мнемокарточках? Персонажей, явления природы, некоторые действия, то есть все то, что считали нужным, чтобы пересказ получился полным, максимально приближенным к художественному тексту.

Активно использовали мнемокарточки и при обучении детей с ОНР составлению описательных рассказов о временах года.

Алгоритм занятия  по составлению описательных рассказов:

1. Детям сообщали элементарные знания о состоянии солнца, земли, неба, растений, о жизни и поведении людей, животных, птиц, состоянии погоды.

2. Кодировали образы в абстрактные символы. Перекодировали абстрактные образы в реальные.

3. В дидактической игре по типу лото «Что я знаю про весну (лето, осень, зиму)» учились составлять предложения по каждой мнемокарточке.

4. Составляли из мнемокарточек мнемотаблицы.

Зная, что в описательном рассказе каждое новое предложение не вытекает из предыдущего, а существует как бы самостоятельно, определяли место каждой мнемокарточки в мнемотаблиuе из учета причинно-следственных связей тех или иных явлений природы.

5. С опорой на мнемотаблицу дети составляли описательные рассказы о временах года.

При заучивании наизусть стихов, чистоговорок заменяли почти каждое произвольное слово в абстрактный образ. Pacполагали абстрактные образы в мнемодорожку, если стихотворение маленькое, в мнемотаблицу, если стихотворение большое.

Трехлетний опыт работы по использованию мнемотехнических приемов (абстрактных образов) в развитии речи детей с ОНР показал, что дошкольники среднего и старшего возраста способны овладевать  опосредованными способами запоминания (доминирует непроизвольное запоминание). Мнемокарточки с абстрактными изображениями предметов вызывают у детей интерес, удерживают их внимание, облегчают и ускоряют процесс запоминания активного словаря, художественных текстов, формируют приемы работы с памятью.

Некоторые наиболее общие моменты в работе с использованием мнемотехники:

1. Продуктом работы являются мнемодорожки (мнемокарточки, расположенные в ряд), мнемотаблицы (мнемокарточки, расположенные в два, три ряда).

2. Мнемодорожка, мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

3. При составлении рассказов, пересказе художественных текстов, заучивании стихотворений применяются традиционные методики обучения детей дошкольного возраста с ОНР.

Мнемокарточки облегчают запоминание информации, дают возможность более отчетливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала.

4. Использование мнемокарточек является лишь частью логопедического занятия и составляет по времени 5-15 минут из 25-30 минут продолжительности занятия.

5. Использование мнемокарточек формирует у детей приемы работы с памятью.

6. Изображение на мнемокарточках для детей дошкольного возраста должно быть цветным [1].

7. Методика может использоваться в работе не только логопеда, но и воспитателя, и учителя начальных классов.

 

Авторы данной разработки предлагают  вниманию педагогов систему работы по формированию связной речи детей с ОНР старшей и подготовительной к школе групп с использованием мнемотехники на материале темы «Времена года».

Методические рекомендации содержат:

  • Перспективные планы работы по формированию связной речи детей с ОНР старшей и подготовительной к школе групп.
  • Модели мнемокарточек и мнемотаблиц к каждому занятию. (Авторы моделей: учитель-логопед Матвеева Л.А.; старший воспитатель Бурыхина Н.П., Юзбекова Е.А.[2]).
  • Авторские и адаптированные тексты для пересказа и заучивания.
  • Конспекты логопедических  занятий по обучению детей пересказу художественных тестов по теме «Времена года».

 

Литература:

1. Большева Т.В.. Учимся по сказке. - С-Петербург; Детство, 2001.

2. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ; Москва, 2006.

3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. – Москва; (сайт Mnemonikon www.mnemotexnika.narod.ru )

4. Бойкова С.В.. занятия с логопедом по развитию связной речи детей 5 – 7 лет.-Изд-во «Каро», С-Петербург, 2007.

Перспективный план  работы

по формированию связной речидетей с ОНР старшей группы

на материале темы «Времена года»

с использованием мнемотехники.

Месяц

№ п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Сентябрь

1.

Лексико-грамматические упражнения

Учить составлять простое предложение из 4-5 слов, согласовывая слова в предложении в роде, числе, падеже.

Мнемокарточки по теме «Осень»

Октябрь

2.

Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осенью»

Активно развивать интонационную выразительность. Развивать чувство рифмы.

Мнемокарточки к стихотворению А.Плещеева «Осенью»

3.

Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова «Белки»

Учить пересказывать небольшой художественный текст, не нарушая логической цепочки сюжета.

Мнемокарточки к рассказу И.Соколова-Микитова «Белки»

Ноябрь

4.

Составление описательного рассказа по теме «Осень»

Развивать умение составлять рассказы-описания

Мнемотаблица по теме «Осень»

Декабрь

5.

Лексико-грамматические упражнения

Совершенствовать навык составления и распространения предложения путем введения однородных членов.

Мнемокарточки по теме «Зима»

6.

Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство» (отрывок)

Продолжать развивать речевой слух, чувство рифмы, интонационную выразительность.

Мнемокарточки к стихотворению И.Сурикова «Детство»

Январь

7.

Пересказ рассказа Г.Скребицкого

«Появились синички»

Учить пересказывать художественные тексты

Мнемокарточки к рассказу Г.Скребицкого «Появились синички»

Февраль

8.

Составление описательного рассказа по теме «Зима»

Учить составлять описательный рассказ из 5-7 предложений, согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

Мнемотаблица по теме «Зима»

Март

9.

Лексико-грамматические упражнения

Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными

Мнемокарточки к рассказу Н.Сладкова «Голубая пора. Март».

Апрель

10.

Заучивание стихотворения М.Исаковского «Пробилась зелень полевая…»

Совершенствовать четкость дикции. Развивать интонационную выразительность.

Мнемокарточки к стихотворению М.Исаковского «Пробилась зелень полевая»

11.

Пересказ рассказа К.Ушинского «Утренние лучи»

Учить пересказывать художественное произведение, согласовывать числительные с существительным.

Мнемокарточки к рассказу К.Ушинского «Утренние лучи»

Май

12.

Составление описательного рассказа по теме «Весна»

Учить детей составлять описательный рассказ в логически правильной последовательности, учитывая причинно-следственные признаки весны. Согласовывать в предложениях все части речи в роде, числе, падеже.

Мнемотаблица по теме «Весна»

13.

Пересказ рассказа Я.Тайца

 «По грибы»

Совершенствовать умение пересказывать художественные тексты

Мнемокарточки к рассказу Я.Тайца «По грибы»

Июнь

14.

Заучивание стихов С.Маршака «Июнь», «Июль», «Август».

Совершенствовать интонационную выразительность.

Мнемокарточки к стихам С.Маршака  

«Июнь», «Июль»

«Август»

Перспективный план

работы по формированию связной речи детей с ОНР

подготовительной к школе группы на материале темы «Времена года»

с использованием мнемотехники.

Месяц

пп

Содержание

работы

Задачи

Материал

Сентябрь

1

Лексико-

грамматические

упражнения

Составлять простое

распространенное

предложение

с однородными членами.

Мнемокарточки

по теме «Лето»

Таблица №1

2

Лексико-

грамматические

упражнения

Закреплять умения

составлять простое

распространенное

предложение

с однородными членами.

Мнемокарточки

по теме

«Ранняя осень» Таблица №2

Октябрь

3

Пересказ рассказа

Н.Сладкова

«Осенняя елочка»

Совершенствовать навык

пересказа небольшого

текста.

Мнемокарточки

к рассказу

Н. Сладкова

«Осенняя елочка»

Таблица №3

4

Заучивание

стихотворения

А. Плещеева

«Скучная

картина...»

Формировать взаимосвязь

речевого и эстетического

аспектов восприятия

художественного текста;

совершенствовать технику связной речи.

Мнемокарточки

к стихотворению

А.Плещеева

«Скучная

картина...»

Таблица № 4

Ноябрь

5

Составление

описательного

рассказа по теме

«Осень»

Закреплять навыки

составления описательного

рассказа.

Мнемокарточки,

мнемотаблица

по теме «Осень»

Таблица №5

Декабрь

6

Лексико-

грамматические

упражнения

Упражнять в составлении

сложноподчиненного

предложения с союзами

что, чтобы, потому что.

Мнемокарточки

по теме «Зима»

Таблица № 6

7

Заучивание

стихотворения

И. Сурикова

«Зима»

Формировать взаимосвязь

речевого и эстетического

аспектов восприятия

художественного текста;

совершенствовать технику

связной речи.

Мнемокарточки

к стихотворению

И. Сурикова

«Зима»

Таблица №7

Январь

8

Пересказ рассказа П.Соколова

«Снегирь»

Совершенствовать навык пересказа небольшого текса

Мнемокарточки к рассказу  П.Соколова

«Снегирь»

Таблица № 8

Февраль

9

Составление

описательного

рассказа по теме

«Зима»

Закреплять навыки

составления описательного

рассказа.

Мнемокарточки,

мнемотаблица

по теме «Зима»

Таблица №9

март

10

Пересказ рассказа Г.Скребицкого

«Март»

Совершенствовать навык

полного пересказа описательного рассказа.

Мнемокарточки к

рассказу

Г. Скребицкого

«Март»

Таблица №10

Аперль

11

Составление

описательного

рассказа по теме

«Весна»

Совершенствовать навыки

составления описательного

рассказа.

Мнемокарточки, мнемотаблица

по теме «Весна» Таблица № 11

12

Заучивание

стихотворения

А. Плещеева

«Уж тает снег...»

Формировать взаимосвязь речевого и эстетического

аспектов восприятия

художественного текста;

совершенствовать технику

связной речи.

Мнемокарточки к стихотворению

А.Плещеева «Уж тает снег...»

Таблица №12

Май

13

Пересказ рассказа

Я. Тайца

«По ягоды»

Совершенствовать навык

полного пересказа художественного текста.

Мнемокарточки

к рассказу Я. Тайца

«По ягоды»

Таблица №13

14

Заучивание

стихотворения

Е. Авдеенко «Вот

какое солнышко»

Формировать взаимосвязь речевого и эстетического

аспектов восприятия

художественного текста;

совершенствовать технику

связной речи.

Мнемокарточки к

стихотворению

Е. Авдеенко «Вот

какое солнышко»

Таблица №14

Июнь

15

Составление

описательного

рассказа по теме

«Лето»

Совершенствовать навыки

составления описательного

рассказа.

Мнемокарточки по теме «Лето» Таблица № 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей с ЗПР.

материал используется для развития мыслительных процессов и связной речи детей с ЗПР...

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»

Данный материал поможет педагогам дошкольных учреждений, используя мнемотехнику, научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях и...

Обобщение опыта работы: "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей".

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»        Развитие связной речи – одно из основных направлений в коррекционном обучении детей с общим н...

"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО"

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От кач...

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей

Презентация о теоретических основах применения мнемотехники в развитии связной речи детей. Включает наглядные материалы, которые могут использоваться педагогами и родителями....

Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...