Адаптация дошкольников с ЗПР к дошкольному учреждению.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Андреева Елена Викторовна

Материал основан на вебинаре Ю.Г. Иванчиковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanchikova.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности адаптации детей с ЗПР к детскому саду:

1.Преобладание отрицательных эмоций, страх, гнев.

2.Нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни с взрослыми.

3.Снижение двигательной активности от чрезмерного возрастания до заторможенности.

4.Утрата навыков самообслуживания.

5.Снижение аппетита.

6.Нарушение сна.

7.Регресс речи.

8.Снижение познавательной активности.

Адаптация ребёнка может длиться от 2 недель и дольше.

Фазы адаптационного процесса.

1 фаза - острая: колебания в соматическом состоянии и психическом статусе, снижение веса, частые ОРЗ, нарушения сна и т.д.

В среднем длится один месяц.

2 фаза - подострая: все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического по сравнению со средними возрастными нормами.

Длится 3-5 месяцев.

3 фаза – компенсации: убыстрение темпа развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Степени адаптации детей с ЗПР к детскому саду.

Лёгкая адаптация – поведение нормализуется в течение месяца; нарушения сна нормализуются в течение 7-10 дней; аппетита - через 10 дней. В течение 20-30 дней проходят неадекватные эмоциональные реакции; функциональные нарушения практически не выражены. Ребёнок не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ.

Адаптация средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются в течение

20-40 дней; ориентировочная деятельность  за 20 дней; речевая активность за  30-40 дней; эмоциональное состояние за 30 дней; двигательная активность приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается; возможны однократные ОРЗ длительностью 5-7 дней, также могут наблюдаться признаки психического стресса.
Тяжёлая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев, сопровождается грубыми нарушениями всех проявлений и реакций ребёнка; снижен аппетит, резкие нарушения сна. Ребёнок избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявления агрессии. Подавленное состояние может длиться в течение долгого времени. Ребёнок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Факторы, влияющие на успешность адаптации к ДОУ:

1.Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.

2.Биологические факторы: токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания ребёнка в период новорождённости  и первых трёх месяцев жизни.

3.Осложняющие социальные факторы: отсутствие правильного режима, соответствующего возрасту; недостаточное количество дневного сна; отсутствие контроля родителей за правильной организацией бодрствования.

4.Индивидуальные особенности ребёнка.

5.Возраст ребёнка.

6.Уровень тренированности адаптационных возможностей.

7.Опыт общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.

8.Тип семейного воспитания, особенности личности родителей.

Работа специалистов по снижению риска дезадаптации детей ЗПР к ДОУ.

Задачи работы:

- анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий;

- выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально - личностной сферы ребёнка;
- оценка психоэмоционального состояния ребёнка в начале периода адаптации  и после его окончания.

-оценка адаптации воспитателем включает также такие параметры: настроение, длительность и характер засыпания, сна, аппетит, навыки самообслуживания, инициативность в игре.

Психопрофилактическая и коррекционная работа.

Цель занятий в адаптационном периоде - помощь детям в адаптации к условиям ДОУ. Параллельно  с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Психолог является активным участником занятий - заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.
Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Часть детей может только наблюдать за происходящим в группе. Не следует оценивать детей, добиваясь единственно правильного действия или ответа.

В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания совместно с детьми младшей группы (адаптация детей и родителей к дошкольному учреждению) «Праздник знакомства, или здравствуй, здравствуй детский сад!»

Цели и задачи тренинга:создать атмосферу доброжелательности, открытости к общению между детьми и родителями;наладить взаимодействие педагогов ДОУ с родителями;создать предпосылки положительного отноше...

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Консультация для воспитателей по теме адаптации детей к детскому саду...

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Русских Людмила Николаевна «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия»

«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия» Русских Л.Н....

Диагностика психологической адаптации дошкольников в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории)

Практический материал в копилку педагога-психолога и старшего воспитателя. Диагностический материал из опыта работы для изучения особенностей адаптации детей 3-7 лет в санатории....