Развивающая программа по развитию эмоций "Радуга эмоций".
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Развивающая программа по развитию эмоций "Радуга эмоций".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая программа по развитию эмоций

«Радуга эмоций»

педагога-психолога: Кашниковой Елены Романовны

на 2018-2019 учебный год.

1. Пояснительная записка.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют на всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Находясь в детском саду, среди детей и взрослых, ребенок вынужден налаживать с ними взаимоотношения. В этой ситуации большая ответственность лежит на взрослом, который должен обеспечить эмоциональных комфорт ребенка, развить его умение общаться со сверстниками.

Поэтому педагоги и родители должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, печали, гнева и других переживаний.

Занятия по программе «Радуга эмоций» строиться по принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, аудиальную, визуальную, кинестетическую.

Аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и педагога. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства руками, ногами, телодвижением. Таким образом, знакомство с чувствами происходит по возможности со всех сторон.

Дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становиться легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников. Программа помогает ребенку понять свое эмоциональное состояние и научиться управлять им.          

2. Цель: Развивать эмоционально-волевую сферу детей дошкольного возраста.

3. Задачи:

- научить детей понимать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста;

- дать представление о способах выражения собственных эмоций;

- совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- коррекция поведенческих аспектов.

4. Ожидаемые результаты.

-Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;

-Дети имеют представление о способах выражения собственных эмоций;

- Умеют управлять своими эмоциями и чувствами;

-У детей снижается тревожность, улучшается психоэмоциональное состояние.

5. Приемы и методы:

На занятиях работа идет параллельно по четырем основным направлениям. Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирование у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т. е. формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

Данные направления помогают заложить основу рефлексии и самоизменения, и личностного роста.

6. Методические средства:

- психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга;

-релаксационные методы – использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации;

- эмоционально-символические методы – групповое осуждение различных чувств: радости, гнева…;

-направленное рисование на определенные темы;

- коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга;

- игры на развитие воображения.

7. Принципы:

  1. Не навязывать себя никому, в том числе и детям, с которыми занимаюсь. Если по каким-то причинам детям не понравилось занятие, значит, отложу его до лучших времен, и попробую понять, что сделала не так.
  2. Остановлюсь – если не знаю, как воздействовать. В процессе занятий с детьми могут возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорирую это событие, продолжаю вести занятие так, как будто ничего не произошло.
  3. Исключаю неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент моих занятий с ними.
  4. Соблюдаю принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помню, что я взрослый,  ведя занятие, во всем остальном я такой же участник, как дети. Я так же ползаю с ними по полу, показываю различные эмоции, рисую. Я – образец того свободного творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.
  5. Не фиксирую внимание на неудачах, не делаю замечаний, даже если я искренне желаю в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток моего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему.
  6. Даю качественные оценки, если не могу удержаться от них. На моих занятиях не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.
  7. Не сравниваю детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставлю никого в пример. Помню, что здесь главное - не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие.
  8. Использую разные формы несловесной поддержки ребенку – улыбку, поглаживание по голове, обнимание за плечи и т д.

7. Диагностические методики:

- Тест Люшера;

- Методика «Паравозик»;

- Тревожность (Теммл Р., Дорки М., Амен В.);

- Методика по выявлению страхов «Страхи в домиках»;

- Признаки тревожности по Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М. (Воспитатели);

- Оценка уровня тревожности и склонности ребенка к неврозу по А. Захарову (Родители).

Итоги диагностики и наблюдений за ребенком отмечаются в карте обследования эмоционально-волевой сферы и анализируются. (Приложение 1)

II. Содержательный раздел.

  1. Специфика организаций занятий.

Программа рассчитана на один год, всего 25 занятий по 30 минут. Проводятся занятия один раз в неделю в старшей группе.

2. Перспективно-тематическое планирование.

Тема

Час

Цели

1

Путешествие на остров

1

Создание положительного настроения, сплоченности группы.

2

Путешествие воздушного шарика

1

3

Зазеркалье

1

4

Цветик-семицветик

1

5

Веселая обезьянка

1

6

Радостный клоун

(Приложение 2)

1

Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

7

Радостный рисунок

1

8

Радостная кукла

1

9

Радостная ромашка.

1

10

Заклинание

1

Формирования умения преодолевать страх, развивать смелость, уверенность.

11

Дом для страха

1

12

Где живет страх?

1

13

Я больше не боюсь

(Приложение 3)

1

14

Школа пугания

1

15

Доброе животное

1

Снятие агрессивности, негативных эмоций, раздражения.

16

Король Боровик

1

17

Уходи злость, уходи

1

18

Удивительное облако

1

Знакомить с чувством удивления, закреплять мимические навыки.

19

Удивительное на каждом шагу

1

20

Косточка

1

Знакомство с чувством вины.

21

Где живет вина

1

22

Интерес

1

Знакомство с чувством интереса.

23

Презрение

1

Знакомство с чувством презрения.

24

Брезгливость

1

Знакомство с чувством брезгливости.

25

Превращение

1

Закрепление знаний о чувствах.

Всего:

25

 

III. Организационный раздел.

1. Длительность занятий. Формы организации занятий:

Программа “Радуга эмоций” рассчитана на один год, содержит 25 занятий, из них первые 5 занятий вводные, направленные на сплочение детей, сотрудничество, взаимопонимание, остальные 20 занятий тематические, на них дети знакомятся с эмоциями .

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года.

Продолжительность – 30 минут, для детей старшего дошкольного возраста.

Для эффективной поддержки детей используется групповая и индивидуальная форма работы.

Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога, дети в основном располагаются на паласе. Для арт-терапии используются столы и стулья.

IV. Литература

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. “Я хочу”. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Изд. “ВИРТ” Кишинев. “Дорваль” СПб.,1993.
  2. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7лет). – М.: Книголюб, 2004.
  3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004.
  4. Крюкова С.В. , Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
  6. Пусть меня похвалят! / под ред. Е.Горбаченок, С.Слепица, Т.Казаченок. Белфакс, 2007.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие: 4 том. М.: Генезис, 2000.
  8. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. М.: Генезис, 2003.
  9. Хухлаева О.В., Хухлаева О. Е., Первушина И.М. Тропинка к своему я. М.: Генезис, 2004.
  10. Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред.М.М. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
  11. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: “Валерии СПД”, 2001.

Приложение 1.

Карта обследования эмоционально-волевой сферы ребенка

Ф.И.________________________________Дата рождения_______________

Домашний адрес______________________    Телефон__________________

МАТЬ:________________________________Телефон___________________

ОТЕЦ:_________________________________Телефон__________________

1. Высшие психические функции:

Память:________________________________________________________

Внимание:______________________________________________________

Мышление:______________________________________________________

Восприятие:______________________________________________________

Сентябрь

Май

1. Работоспособность на занятиях

Совместная деятельность

Образовательные области: занимается с удовольствием, есть интерес.

Образовательные области: вызывает трудности, нет интереса.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы

Суммарное отклонение от аутогенной нормы  Тест Люшера

Психологическая установка на активную деятельность (ВК)

Тест Люшера

Нервно психическое состояние (Методика «Паровозик»

Понимание эмоциональных состояний людей

Радость, Страх, Грусть, Злость, Удивление

Радость, Страх, Грусть, Злость, Удивление

Тревожность (Теммл Р., Дорки М., Амен В.)

1 2 3 4 5  6  7  8  9   10   11   12   13   14

1 2 3 4 5  6  7  8  9   10   11   12   13   14

Присутствие страхов

 «Страхи в домиках»

1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.

18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.

31.32.

1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.

18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.

31.32.

3. Личностно-характерологические особенности

Темперамент

Отношение с воспитателями

Активность

Двигательная:

Познавательная:

Двигательная:

Познавательная:

Признаки тревожности по Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М.

Агрессивность

Физическая, Вербальная, Аутагрессия

Оценка уровня тревожности и склонности ребенка к неврозу по А. Захарову

Приложение 2.

Занятие 6.  «Радостный клоун».

Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Задачи:

- знакомство с чувством радости;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- формирование взаимопонимания;

- содействовать формированию доброжелательных отношений;

- подчеркнуть важность каждого ребенка.

Материал: мяч, картинки с эмоцией радости, платок, лица клоунов.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

(Дети берутся за руки и смотрят друг на друга)

2. Упражнение «Я рада тебя видеть…».

Дети сейчас мы будем передавать по кругу мяч и говорить: «Я рада тебя видеть…».

Молодцы!

3. Эмоция «Радость»

Ребята, я сейчас прочту стихотворение, а вы догадайтесь о каком чувстве здесь говориться. (Чтение стихотворения Александрова З. «Катя в яслях».

Девочки и мальчики,

    Прыгают, как мячики,

    Ножками топочут,

    Весело хохочут.

О каком чувстве идет речь?

(Дети распознают чувство радости)

Показ пиктограммы радости.

(Дети показывают радость на своих лицах)

4. Упражнение «Закончи предложение».

Ребята я начну предложение, а вы его закончите. (Говорит только тот у кого мячик)

Радость – это когда…

Я радуюсь, когда…

Мама радуется, когда…

Воспитатель радуется, когда…

Молодцы!

5. Страна «Радости».

Ребята, посмотрите, это страна радости. Здесь все улыбаются и всем весело.

Здесь живет веселый клоун. У него есть друзья, но им нужно помочь. Поможем? Они потеряли свои лица. (Дети делятся на пары, собирают клоуну радостное лицо)

Молодцы, ребята!

6. Игра «Кого не хватает?».

Ребята, клоун вам благодарен за помощь и предлагает вам поиграть. Сейчас вы закроете глаза, я тихонько подойду к одному из вас и прикоснусь к плечу. Тот, кого я выберу, должен открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину круга, сесть на пол и я накрою его покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу вас всех открыть глаза и угадать, кого не хватает.

7. Рефлексия.

Дети отвечают на вопросы.

О каком чувстве мы сегодня разговаривали?

Что вы сегодня делали на занятии?

Что вам понравилось?

Что не понравилось?

Приложение 3.

Занятие 13.  «Я больше не боюсь».

Цель: формирование умения преодолевать страх, развитие смелости, уверенности.

Задачи:

- продолжать знакомство с чувством страха;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- дать детям возможность актуализировать свой страх, поговорить о нем;

- избавление от страхов.

Материалы: иллюстрации эмоции страха, лист бумаги для каждого ребенка с контуром человека, краски, кисти, цветные фигурки, медаль победителя конкурса.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Привет».

Ребята, давайте поприветствуем друг друга, для этого надо хлопнуть в ладоши и сказать: «Привет…», надо назвать имя ребенка кому передается привет.

Молодцы!

2. Беседа «Чувство страха».

Давайте вспомним, о каких чувствах мы говорили на занятиях. Правильно о радости и страхе. Сейчас я буду показывать картинку, а вы говорить, что испытывают люди.

Молодцы!

3. Игра «Пещера».

Ребята, на полу лежат покрывала, это пещеры. Сейчас вы будете ходить по комнате, но по моему сигналу, хлопок, спрячетесь в пещеру (под покрывало).

Молодцы!

А сейчас, поделитесь, от кого вы прятались! Поделитесь своими способами избавления от страха.

4. Упражнение  «Чудище».

Ребята, представьте, в эту подушку забралось чудище, надо прогнать его, как это сделать?

Можно криками, можно стучать по подушке палкой.

Молодцы!

5. Упражнение «Смелые ребята».

А сейчас мы выберем – страшного дракона. Он становиться на стул и говорить грозным голосом: «Бойтесь меня – бойтесь!». Вы отвечаете: «Не боимся мы тебя!». (3 раза) Дракон после этих слов постепенно уменьшается, спрыгивает со стула и превращается в маленького воробья – начинает чирикать, летать по комнате.

6. Арт-терапия «Дорисуй страшного».

Ребята, посмотрите, у меня есть такой страшный и одновременно милый скелет. Но он не дорисован, помогите ему стать красивым и веселым. (Дети дорисовывают страшилку)

7. Рефлексия «Хоровод».

Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, а теперь поделимся своими впечатлениями и чувствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие психических процессов детей дошкольного возраста

программа расчитана на детей 6-7 лет на развитие памяти, мышления, внимания, снятие гиперактивности...

Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...

Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»

Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы "Радуга эмоций и чувств"

Над темой эмоций и чувств работало немало известных ученых. Некоторые из них, например, Дж. Дафии полагали, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания понятий “эмоций и...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и моделирования на кинетическом песке

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественн...