Мастер-класса "Арт терапия в ДОУ"
консультация по коррекционной педагогике

Мельникова Светлана Михайловна

Знакомство педагогов с артпедагогическими и арттерапевтическими приемами и особенностями использования их в работе с детьми в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класса "Арт терапия в ДОУ"28.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель мастер-класса: знакомство педагогов с артпедагогическими и арттерапевтическими приемами и особенностями использования их в работе с детьми в условиях ДОУ компенсирующего вида.

В последнее время заметна тенденция к росту числа детей, имеющих нарушения развития различных сфер – двигательной, интеллектуальной, психической. Разнообразие заболеваний поражает: заболевания, сопровождающиеся расстройствами речи, двигательных функций, синдром Дауна, аутизм, умственная отсталость и тому подобные. Рост частоты рождения детей с нарушениями развития является важной социальной проблемой, приобретает особое значение при демографических изменениях.

Актуальность темы моего выступления обусловлена, во-первых, тем, что стратегия доступного и эффективного образования дошкольников с особыми потребностями в условиях детского сада компенсирующего вида становится ведущей на современном этапе, также в России реализация прав детей с  ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Во-вторых, важнейшим аспектом в развитии детей дошкольного возраста является разработка методик и программ, с применением артпедагогических и арттерапевтических технологий.

Впервые метод арт-терапии увидел свет, благодаря американскому врачу и художнику Адриану Хиллу в 1938 г. Хилл предложил «порисовать» своим соседям по отделению в туберкулезном санатории. В 1945 году он уже опубликовал книгу, представляющую его опыт использования творчества как терапии в организованной им художественной студии при госпитале.  В результате своих наблюдений Хилл обнаружил, что  пациентам легче справляться с болезнью, когда они полностью отдают себя творческому процессу.

Также, изучением арт-терапии психолог Маргарет Наумберг. В результате длительных занятий с пациентами психиатрических клиник, ею была разработана реально работающая программа помощи таким пациентам средствами арт-терапии.

В  1964 г. была создана Британская ассоциация арт-терапевтов – первая профессиональная организация специалистов, использующих изобразительное искусство в целях лечения. В 1997 г. такая ассоциация создана и в России. И наиболее известным исследователем и пропагандистом направления арт-терапии в России стал Копытин Александр Иванович, доктор мед.наук, автор множества статей и книг.

             Артпедагогика и арт-терапия имеют разные теоретические основы, различаются по сути, задачам, содержаниям и технологиям. Однако оба направления имеют место в специальном образовании. Дополняя друг друга, они решают главную цель -  гармоничное развитие детей, расширение возможностей их социальной адаптации при помощи искусства. Арт-терапией с детьми могут заниматься специалисты- психологи и арт-терапевты, прошедшие специальное обучение. А применять артпедагогические методы могут все педагоги, желающие использовать их в

.

          Задачи, которые может решить применение арт-терапевтических приемов в детском саду?

  1. Диагностировать психологические проблемы у ребенка.
  2. В адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления.
  3. Облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми.
  4. Сплотить детский коллектив.
  5. Повысить самооценку.
  6. Научить контролировать собственное внутреннее состояние.
  7. Справиться со страхами и тревожностью, с психическим напряжением.
  8. Приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации.
  9. Получить удовольствие от самовыражения и бессознательно перенести его на обычную жизнь.

 

Главное отличие арт-терапии от традиционных занятий по изодеятельности и музыке в детском саду.

Главным отличием является то, что в арт-терапии творческую деятельность можно назвать спонтанной, в отличие от четко спланированной и тщательно организованной деятельности по накоплению знаний, умений и навыков по изобразительному или музыкальному искусству. 

Основные принципы арт-терапии. 

  1. Главный принцип арт-терапии – одобрение и абсолютное принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.
  2. Желание ребенка – основное условие занятия. Творчество без желания невозможно.
  3. Непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает ребенку.
  4. Использование яркого, качественного, добротного материала в занятиях творчеством.

 Преимущества арт-терапии перед другими формами коррекционной работы.

Среди преимуществ арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы в условиях детского сада компенсирующего вида следует выделить то, что практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков; данная терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной для тех детей, которые чувствуют затруднения в восприятии и описании своих переживаний; изобразительная деятельность является мощным средством сближения детей, а это особенно важно в ситуациях взаимного отчуждения; результаты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроения и состояний дошкольников, а также для оценки состояний; арт-терапия предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру каждого ребенка, в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, а в развитии волевых качеств способствует преодолению апатии и безынициативности, сформировании более активной жизненной позиции.

Следует также еще раз подчеркнуть спонтанный характер творческой деятельности на арт-терапевтических занятиях в отличие от процесса обучения изобразительному искусству. Арт-терапевтические занятия позволяют решать важные педагогические задачи (воспитательные, которые заключаются в обучении детей корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми). У них происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний); коррекционные (осуществляется корректировка образа «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, как результат, достигаются хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности); психотерапевтические (в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха, в результате мобилизуется воля); развивающие (благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией у них обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения).

Что нужно знать педагогу при выборе средств и приемов арт-терапии?

1.При использовании приемов арт-терапии надо учитывать, что каждый изобразительный материал имеет определенный диапазон возможных способов действий с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирать изобразительные материалы надо в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка

  1. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Ребенок получает необычный опыт. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом.

В условиях коррекционной работы с дошкольниками   можно использовать следующие виды арт-терапии:

  • Изотерапия (кляксография, рисование пальцами, рисование листьями и сыпучими материалами, рисование под музыку, рисунок на мокрой бумаге и т.д.).
  • Бумагопластика (аппликация, оригами и др.).
  • Пластилинография
  • Цветотерапия
  • Танцетворчество
  • Музыкальная релаксация. Музыкотерапия
  • Библиотерапия, сказкотерапия.
  • Куклотерапия, маскотерапия
  • Клоунтерапия
  • Вокалотерапия
  • Психогимнастика (кинезотерапия)
  • Логоритмика
  • Песочная терапия
  • Фототерапия
  • Игротерапия (игры-драматизации, творческие сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации с правилами, приемы игры-психодрамы).
  • Мандалотерапия 

Виды нетрадиционных техник рисования: пальцевая живопись, рисунки ладошкой, рисование мыльными пузырями, рисование ватными палочками, рисование сухими листьями и другим природным материалом, рисование по мокрому листу,  техника «эбру» (появилась в Турции еще в 16 веке),  кляксография, рисование нитками, монотипия, граттаж, «штамповка», коллаж, смешанные техники. 

           

            ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

              Дети «с особыми образовательными потребностями» нуждаются в особом внимании педагогов, логопедов, психологов, родителей. Систематическое использование в коррекционной работе элементов артпедагогики позволяет результативнее формировать у дошкольников познавательные процессы с учетом индивидуально-психологических особенностей детей. Большой ценностью артпедагогических технологий является возможность работать с душой ребенка, не требовать от него «правильного» результата, а наблюдать за изменением его психического состояния и вовремя прийти к нему на помощь или порадоваться вместе с ним.

              Особенно важно, что данные техники оказывают положительное влияние на психику не только детей, но и педагогов, которые сами зачастую нуждаются в коррекции и реабилитации.

              Работая с детьми, у которых наблюдаются трудности в обучении и общении, педагоги все острее понимают, что нужно ценить каждый миг жизни и наслаждаться ею. Необходимо помнить, что такое счастье, что значить быть здоровым и «нормальным» в условиях современного и такого  неблагоприятного для психического и физического здоровья нашего общества.

            

Доклад «Арттерапия: особенности использования в коррекционной работе»

Арттерапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Термин «арттерапия» впервые начал использоваться в 40-е годы ХХ-го столетия в западноевропейских странах, представляя собой психотерапевтическое направление, где главным методом лечения является занятие изобразительным искусством

Во многих случаях «арттерапевтическими» называют оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев, вдыханием благовоний, чтением сказок и т.д., поскольку считают, что такое определение охватывает все многообразие форм творческой деятельности и может использоваться для описания воздействия тех или иных видов искусства на человека. Действительно, за рубежом, особенно в странах Европы, термин «арттерапия» при его использовании во множественном числе нередко несет именно такой смысл, однако для обозначения частных форм терапии творчеством, как правило, применяются понятия арттерапия: психотерапия посредством визуального, пластического искусства; драматерапия: психотерапия посредством театрального искусства и ролевой игры; музыкальная терапия: психотерапия посредством музыки; танцедвигательная терапия и т.д.

Этот метод не имеет ограничений и противопоказаний. В большинстве случаев он используется при: внутри- и межличностных конфликтах, кризисных состояниях, экзистенциальных и возрастных кризисах, травмах, потерях, постсрессовых расстройствах, невротических расстройствах и психосоматических расстройствах.

Арттерапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Особую ценность арттерапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством). Это не значит, что арттерапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению - для них изобразительная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний, невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т.к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта, которое проявляется в: реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности; актуализации переживаний и выведении их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности; создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплении; актуализации креативных потребностей и их творческом самовыражении.

Различают также две формы арттерапии: пассивная и активная:

- при пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими: рассматривает картины, читает книги, слушает музыку;

- при активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, сочинения сказок и историй и т.д.

Важно, что чувствует человек во время художественной деятельности, какие новые переживания вспыхивают в нем, какие жизненные процессы благодаря этому в нем побуждаются. И если при этом человек испытывает удовлетворение и радость от проделанной работы, то это уже ключ к успеху.

Советы от арт- терапевта Виктории Назаревич

Что делать?


1. Устал – рисуй цветы, 
2. Злой - рисуй линии, 
3. Болит – лепи, 
4. Скучно – заполни листок бумаги разными цветами, 
5. Грустно – рисуй радугу, 
6. Страшно – плети макраме или делай аппликации из тканей, 
7. Ощущаешь тревогу – сделай куклу-мотанку,
8. При возмущении – рвите бумагу на мелкие кусочки,
9. Чувствуешь беспокойство – складывай оригами, 
10. Хочешь расслабиться – рисуй узоры, 
11. Важно вспомнить – рисуй лабиринты, 
12. Ощущаешь неудовольствие – сделай копию картины, 
13. Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги;
14. Надо что-то понять - нарисуй мандалы,
15. Надо быстро восстановить силы – рисуй пейзажи,
16. Хочешь понять свои чувства – рисуй автопортрет, 
17. Важно запомнить состояние - рисуй цветовые пятна, 
18. Если надо систематизировать мысли – рисуй соты или квадраты,
19. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях– сделай коллаж, 
20. Важно сконцентрироваться на мыслях – рисуй точками, 
21. Для поиска оптимального выхода из ситуации – рисуй волны и круги,
22. Чувствуешь что «застрял» и надо двигаться дальше – рисуй спирали,
23. Хочешь сконцентрироваться на цели – рисуй сетки и мишени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапи-терапия искусством.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"

Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...