Методическая разработка логопедического занятия по теме «Осень»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Богданова Татьяна Борисовна

Методическая разработка логопедического занятия по теме «Осень»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка логопедического занятия по теме «Осень»

Задачи:

- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

- обобщить и систематизировать знания детей об осени;

- развивать внимание, память, мышление.

- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Оборудование: иллюстрации с изображением осени, мнемокартинки для игры «Подбери признак», картинно- графический план(схема) для составления рассказа об осени.

Ход занятия

  1. Организационный момент: 

Логопед читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается

Хмурая осень в окошко стучит.

- Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

- Назовите осенние месяцы?

- Как может называть осень в сентябре? (ранняя, золотая).

- Как можно назвать осень в октябре? (дождливая).

- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя).

2. Основная часть

– Что вы можете сказать про солнце осенью?

(Греет плохо, солнечных дней стало меньше).

- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).

- Что происходит осенью с деревьями? (Листья: желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

- Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

- С травой осенью, что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

- Что птицы делают осенью? (Улетают в теплые края)

- Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные)

- Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев).

- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму – медведь, еж, барсук. Другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса. Третьи делают запасы на зиму – белка, еж. )

- Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

- Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад.)

Физкультминутка

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели,

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками, начиная с мизинцев)

Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук )

Шел неспешно по привычке («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бьют в ладоши)

- Ох! (один хлопок)

И ушел. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу).

Чтение рассказа «Осень»

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце все реже и реже светит. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вынет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Игра «Подбери признак». Дети подбирают признаки к слову «осень», используя мнемокартинки.

Осень (какая?) - … (Холодная, дождливая, золотая, разноцветная, красочная, урожайная, теплая, пасмурная, ясная, снежная, веселая, грустная, листопадная и т.д.)

Игра «Чего не бывает осенью?»

Осенью не растут подснежники.

Осенью не купаются в речке.

Осенью не загорают.

Осенью не надевают шубы.

Составление рассказа об осени, используя картинно- графический план

3. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия автоматизация звука «Ш» по теме: «Транспорт»

Занятие поможет детям старшего дошкольного возраста в игровой форме автоматизировать звук "Ш"...

Методическая разработка логопедического занятия по теме «Звук и буква Ш»

Методическая разработка логопедического занятия по теме «Звук и буква Ш»...

Методическая разработка логопедического занятия по теме «Новогодние приключения»

Конспект логопедического коррекционно – развивающего  занятия по теме «Новогодние приключения»...

Методическая разработка логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме «Осенние посиделки»

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Осенние посиделки»...

Методическая разработка логопедического занятия с детьми подготовительной группы с нарушением зрения " Поход в осенний лес"

Развитие лексико - грамматическогостроя речи на материале темы " Дикие животные".Использование различных здоровьесберегающих приёмов....

Методическая разработка логопедического занятия в старшей группе по теме «Путешествие в осенний лес»

Методическая разработка логопедического занятия в старшей группе по теме «Путешествие в осенний лес»...

Методическая разработка логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ФНР на тему «Осенняя ярмарка»

Автоматизация звука [Л] в словах и предложенияхЦель: коррекция речевых нарушений путем развития познавательной, двигательной,  и эмоциональной сферы.Задачи:Коррекционно-образовательные:Уточн...