«Здоровьесберегающие аспекты профилактики и сохранения зрения»
консультация по коррекционной педагогике

Елькина Марина Анатольевна

Консультация  по проблемам сохранения и укрепления зрения детей в концепции модернизации российского образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Мастер-класс для педагогов

«Здоровьесберегающие аспекты                                         профилактики и сохранения зрения».

                                                                                  Подготовила учитель-логопед:

                                                                                  Елькина Марина Анатольевна

                                                            .

 Проблема сохранения и укрепления здоровья детей являются важнейшими в концепции модернизации российского образования.

Дошкольный возраст – это особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Здоровье детей в образовательном процессе является главной ценностью.

Анализ состояния здоровья детей, проведённый в последние годы показал, что в детский сад приходят дети, в основном, со второй группой здоровья.

Отрицательная динамика физического и психического состояния отдельных детей показывает наличие определённых факторов, негативно влияющих на здоровье:

  • недостаточная двигательная активность снижает работоспособность, влечёт за собой снижение общего здоровья, подверженность эпидемическим и простудным заболеваниям;
  • высокие зрительные нагрузки, ставшие нормой, провоцируют появление проблем со зрением, что значительно снижает качество жизни;
  • в рацион питания детей входит недостаточное количество продуктов с высоким содержанием фруктов, овощей и низким содержанием жиров и простых углеводов.

    В последние годы, офтальмологи неустанно призывают обратить пристальное внимание на проблемы зрения у детей. Как показывают исследования: такие заболевания как спазм аккомодации, частичная атрофия зрительного нерва, косоглазие, близорукость и другое – это последствия высоких зрительных нагрузок в сочетании с малоподвижным образом жизни и ослабленным здоровьем.

   Зрение – это великая ценность, ухудшение его проходит незаметно и безболезненно. Педагоги и родители должны внимательно присматриваться к поведению детей:

  • если ребёнок разглядывает игрушки, поднося их близко к лицу;
  • жалуется на головную боль;
  • рисует, лепит, низко склоняясь над столом;
  • часто щурится – необходимо рекомендовать родителям обратиться к офтальмологу.

Следует помнить, что дети:

  • нередко травмируют глаза игрушками – поэтому нельзя оставлять их без присмотра даже во время игры;
  • необходимо оберегать детей от падений: сильный удар нередко провоцирует развитие косоглазия;
  • во время драк, полученный удар по голове или в глаз может вызвать контузию глазного яблока, привести к подвывиху хрусталика; из-за таких травм возрастает риск развития вторичной глаукомы.

Все болезни глаз формируются у детей до 12 лет.

   Для сохранения зрения при организации образовательного процесса необходимо соблюдать режим зрения, рекомендованный СанПиН, стараться обогатить рацион продуктами, полезными для зрения: творогом, кефиром, отварной рыбой, говядиной и говяжьим языком, крольчатиной, морковью, капустой и морепродуктами.

Очень полезны для глаз: черника, брусника, клюква, курага, а также зелень (петрушка и укроп).

 Дополнительной заботе о зрении способствует приём антиоксидантов таких как – экстракт черники, бета-каротин, витамины С, Е, минералы – селен, цинк

Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений являются зрительная гимнастика и упражнения.

     Зрительная гимнастика относится к технологиям сохранения и стимулирования здоровья наряду с динамическими паузами, пальчиковой гимнастикой.

    Хочу посоветовать всем педагогам ежедневно включать зрительную гимнастику с детьми в образовательную деятельность для профилактики нарушений зрения.

    Итак, что же такое зрительная гимнастика - это комплекс офтальмологических упражнений, способствующих снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц и улучшающий кровоснабжение и обменные процессы в глазах.

    Многие родители считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Отнюдь! Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания. Если же у ребёнка уже существуют отклонения в зрении, зрительная гимнастика поможет не ухудшить ситуацию, а в некоторых случаях и скоррегировать проблемы.

     Задача педагогов – познакомиться с простыми упражнениями гимнастики для зрения и регулярно использовать их в своей работе.

Я познакомлю вас с условиями, которые необходимо соблюдать при проведении зрительной гимнастики.

  1. Фиксированное положение головы, то есть голова должна находиться неподвижно, это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

 2. Длительность проведения зрительной гимнастики зависит от возраста детей:

     2-3 минуты в младшей и средней группе,   4-5 минут в старших группах.

     Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

 3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом     интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

 Упражнений зрительной гимнастики множество.

Сейчас мы с вами научимся делать упражнения зрительной гимнастики, которые не требуют особой подготовки, удобны и эффективны  в использовании. Прежде чем выполнять упражнения: - снимите очки, если они у вас есть.

-сядьте прямо, не напрягайтесь, опустите и расслабьте плечи

- следите за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным

 - сосредоточьте все внимание на глазах

1.Упражнение «Повороты глаз»

 Цель этого упражнения: развитие и укрепление глазодвигательных мышц.

 Давайте попробуем его выполнить. Следите за движением моей руки (Выполняем) Напоминаю – следите только глазами, так как наша задача заставить работать глазные мышцы. Почувствовали напряжение в глазах? Значит ваши глазные мышцы работали во время выполнения упражнения. Я бы рекомендовала вам для детей младшего дошкольного возраста использовать в этом упражнении предметы.

Я использую в работе «держалки», элементы пальчикового театра, мягкие игрушки, геометрические фигуры. Дети старшего дошкольного возраста могут следить за движением пальцев своей руки. Поднимите правую руку на уровне глаз, большой палец вверх, проследите за пальцем.

                                            Упражнение «Бабочка»

 Бабочка летает повсюду:

 Налево летит, направо летит.

 Бабочка порхает по кругу,

 Вверх, вниз… и назад спешит. (держать на палочке бабочку)

Упражнение «Зайка» (авторская разработка)

Каждый ребенок берет зайчика на палочке.

Зайка вправо поскакал,                         Дети прослеживают движения зайчика взглядом,

 правый глазик увидал.                          Голова остается в фиксированном положении

Зайка влево поскакал,

Глазик левый увидал.

Зайка – вправо, зайка – влево.              Поворачивая голову, смотрят через правое плечо,

Ах, какой зайчонок смелый!                затем через левое.         

Зайка скачет вверх и вниз.

Ты на зайку оглянись.

Зайчик спрятался от нас.                        Прячут зайку за спину. 

 Открывать не надо глаз.                        Закрывают глаза на несколько секунд.

                                2.Упражнение «Моргание»

Цель этого упражнения – усиление кровообращения глаз и укрепление мышц век.

Быстро отрываем и закрываем глаза в течение 2 секунд.

Напоминаю, что очки (если есть) нужно снять, выпрямить спину, расслабить плечи. Итак, начинаем упражнение.

Спасибо!

 После упражнения полезно закрыть глаза, расслабиться, дыхание ровное, свободное.

                                3.Упражнение «Прищепочки».

Цель: Это упражнение  обеспечивает приток крови к глазам.

Указательным и большим пальцами обеих рук прищипываем брови в направлении от внутреннего края глаза к внешнему.

Попробуйте выполнять вместе со мной.

Почувствовали, как тепло стало бровям?

                                    4.Упражнение « Рисование носиком».

 

Давайте представим, что на кончике вашего носа находится карандаш. Волшебный «нос-карандаш» может нарисовать любую картинку.

 Свободно двигая головой, обведите контур, предложенный на картинке.

 Начинаем обводить рисунок(картинку) слева - направо.

 

Упражнения для глаз «Носик» (по методике йогов)

Смотрит носик вправо-влево,         Резко перемещают взгляд вправо и влево

Смотрит носик вверх и вниз.          Резко перемещают взгляд вверх и вниз. 

Что увидел хитрый носик?             Мягко проводят указательными пальцами по векам                                                                    

 Ну, куда мы забрались?

5.Упражнение  «Рисование взглядом»

Дети «рисуют» взглядом :

лодочку (2 раза),

 радугу (2 раза),

 круг в одну и другую сторону (3 раза);

 быстро моргают глазами и прикрывают их ладонями, ощущая тепло.

6.Массаж глаз «Раздеваем лук» с использованием пальцев

(по китайской методике)

 Сняли тоненький сюртук,                        Потирают средние пальцы

 Сняли рыжую рубашку,                           рук друг о друга, чтобы их разогреть 

Сняли желтую рубашку,                           Неплотно прикрывают глаза 

А стянув еще рубашку,                              и мягко проводят пальцами 

Все заплакали вокруг.                                от внутреннего края глаза к вешнему

 Вот как мы вчера на кухне                      Расфокусируют зрение и совершают  

Раздевали сладкий лук.                             круговые движения зрачками глаз сначала

                                                                      в одну сторону, потом в другую.

7.Упражнение «Ладони»

Основное положение: Важно, чтобы Вы сидели удобно и расслабленно с прямой спиной. При этом не важно, делаете ли вы это на кресле, сидя на пятках или медитируя.

 Закройте глаза и натирайте ладони до тех пор, пока они не станут теплыми.

 Затем осторожно положите ладони на глаза, не оказывая при этом на них давление. Вы почувствуете тепло и энергию, которые излучают ладони, а также разрядку глазных мышц.

Оставайтесь в этой позиции до тех пор, пока Вам это приятно.

 Откройте глаза и посмотрите примерно в течение одной минуты в пустое темное место, которое образуется ладонями.

 Расслабьте при этом мышцы лица и глаз.

8.Упражнение «Буквы»

Много с буквами хлопот.                         Переводят взгляд вверх-вниз

 Уж такой они народ…

Будем буквы мы искать,                            Переводят взгляд вправо- влево

 Будем глазки укреплять.

Вот я вижу: букву Б держит белочка в руке.

9.Упражнение «Веселый контур»

для повышения остроты зрения.

 Детям дается задание по обводке через кальку контурных изображений.

 На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения -  калька.

Обвести контур.

Что получилось?

Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.

10.Упражнение «Метка на стекле».

( для улучшении аккомодации)

* Аккомодация – способность хрусталика менять форму, т.е. становиться более или мене выпуклым и соответственно сильнее или слабее преломлять попадающие в глаз лучи солнца.

Цель упражнения – снятие зрительного утомления, тренировка умения четко фокусировать изображение предмета.

      Находясь в 30-35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 миллиметров, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект.

     Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект.

     В первые два дня – 5 минут, в остальные дни – 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней.

     Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.

 

      Для того чтобы детям легче было запомнить упражнения зрительной гимнастики педагоги применяют стихотворные формы словесных подсказок.

11.Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

(авторская разработка в соответствии с методикой йогов)

 Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку             Дети вытягивают вперед ладошку.

Солнечный мой заинька, маленький, как крошка.      Ставят на ладонь указательный 

                                                                                                         палец другой руки.                                                     

Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!         Прослеживают взглядом движение

                                                                                                   пальца, которым медленно прикасаются 

                                                                                      сначала к носу, вновь отводят вперед, 

                                                                                      затем последовательно дотрагиваются

Прыг на лобик, и опять на плече давай скакать.      до одного плеча, лба и другого плеча,

                                                                                                        каждый раз отводя палец перед собой.

                                                                                                         Голова все время находится в

                                                                                                        фиксированном положении. 

Вот закрыли мы глаза,                                                   Закрывают глаза ладонями.

 А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

 Предлагаю вместе со мной сделать упражнения. Я читаю текст, а вы выполняйте движения, согласно текста.

 А сейчас, а сейчас,

Всем гимнастика для глаз.

 Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

 Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

 Головою не верти,

 Влево посмотри,

 Вправо погляди.

Глаза влево, глаза вправо

 - Упражнение на славу.

 Глаза вверх, глаза вниз,

Поработай, не ленись!

 И по кругу посмотрите.

 Прямо, ровно посидите.

 Посидите ровно, прямо,

 А глаза закрой руками.

     Вы имеете прекрасную возможность сами разработать комплекс зрительной гимнастики для детей. Если вся воспитательно-образовательная работа планируется по тематическому принципу, то к каждой из тем можно разработать свою зрительную гимнастику. Хочу ещё раз подчеркнуть важность и актуальность проблемы профилактики и охраны зрения.

 Каждую минуту в мире слепнет один ребенок.

     «Нарушение зрения у детей» — все более обыденное словосочетание в нашей жизни.

     Статистика — вещь неумолимая, а в случае с детьми и вовсе циничная.

Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением.

Согласно результатам ежегодных медицинских осмотров снижение остроты зрения наблюдается у 8% детей дошкольного возраста и более чем у 20% школьников.

По мнению специалистов всемирной организации здравоохранения в 80% случаев утрата зрения излечима или предотвратима!

    В рамках программы «Зрение-2020. Право на зрение» детская патология выделена как одно из ведущих приоритетных направлений для консолидации усилий всех людей планеты. Вот о чем кричит статистика. И поэтому так важно беречь зрение детей. Мне хотелось бы услышать ваше мнение о проблеме профилактики и охраны зрения. Я вам предлагаю Вам начало фразы и прошу договорить её концовку.

 

    Фразы:

 

-Упражнения для снятия зрительного напряжения способствуют…

-Решение проблемы нарушения зрения зависит…

-Важно помочь ребёнку сохранить зрение, потому что…

- Зрительная гимнастика необходима, потому что…

- Эмоциональное благополучие ребёнка залог не только хорошего настроения, но и

 - Проведение зрительных гимнастик с использованием стихотворных форм поможет педагогу…

- Более миллиона российских детей страдают различными нарушениями зрения, поэтому важно…

 - Мне показались наиболее интересными следующие приёмы гимнастики…

Я очень рада, что вы осознали важность проблемы сохранения детского зрения, оценили те педагогические приёмы, которые были представлены сегодня. Я надеюсь, что вы в практике своей работы будете использовать различные комплексы зрительных гимнастик.

  Закончить  мне хочется стихотворением Алёны Глазовой:

Взгляните в детские глаза!

 Когда тоска и груз забот...

 Там сказки свет и чудеса,

Там вся вселенная живёт.

 Взгляните в детские глаза!

 Лишь только время подвернётся.

Улыбка ваша иль слеза

В глазах ребёнка отзовётся.

 Взгляните в детские глаза,

 Когда хотите ощутить,

 Всё, что словами не сказать,

 Всё, для чего есть смысл жить.

 Взгляните в детские глаза!

 Пусть ваше сердце громче бьётся!

 Глаз детских свет забыть нельзя,

 Тот свет, пусть с вами остаётся.

-Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ (В АСПЕКТЕ ОХРАНЫ И ГИГИЕНЫ ЗРЕНИЯ) Работа по самообразованию

Значимость и широта избранного направления подтверждается рядом противоречий между: возросшей потребностью в педагоге, обладающем глубокими знаниями по становлению физической компетентности у де...

Профилактика и сохранение зрения

Профилдактика и сохранение зрения...

"Здоровьесберегающие аспекты профилактики и сохранения зрения"

Уважаемые коллеги. Разрешите представить ва мастер-класс по теме " Здоровье сберегающие аспекты профилактики и сохранения зрения" Цель мастер-класса: познакомить педагогов с упрпажнениями зр...

Здоровый образ жизни. Профилактика сохранения зрения в дошкольном возрасте

Гимнастика для глаз для детей, как и самомассаж, динамические паузы дыхательные упражнения — это современные здоровьесберегающие технологии...

Мастер - класс для педагогов ДОУ: «Здоровьесберегающие аспекты профилактики и сохранения зрения»

Вашему вниманию хочу представить мастер - класс"Здоровьесберегающие аспекты профилактики и сохранения зрения"...