«Внимание, как предпосылка готовности к школе»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Исайко Анастасия Артемовна

Игры и упражнения призваны тренировать свойства внимания. Способствовать улучшению объема,  распределения  и концентрации  внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_vnimaniya.docx44.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Внимание, как предпосылка готовности к школе»

Цель: сформировать и развить свойства внимания у старших дошкольников.

Задачи:

- сформировать мотивационную готовность ребенка к школе;

- развить высшие психические функции, среди которых: мышление, внимание, память, восприятие;

- способствовать развитию второй сигнальной системы, как одну из основных детерминант произвольности внимания и других психических процессов;

- развить коммуникативные навыки ребенка, умение договариваться

с детьми и взрослыми.

Методы включают: изобразительное искусство, визуализация образов, демонстрация наглядного материала, игры и упражнения.

Оборудование и материалы: специализированное пространство, комфортное для работы, фломастеры, краски, карандаши,  восковые мелки, картинки,  игрушки, листы бумаги.

Форма работы: работа в группе детей.

Развитие основных свойств внимания у старших дошкольников осуществляется благодаря следующим методам и формам работы: игра, рисование, следование инструкциям, коммуникативная деятельность. Программа рассчитана на 2 месяца.

Всего 7 занятий с частотой проведения – один раз в неделю. Длительность развивающего занятия сводится к тридцати минутам.

Актуальность программы: одной из главных целей развития ребенка в дошкольном возрасте является его психологическая и педагогическая подготовка к школе. С реализацией данной цели связано обозначение некоторых принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. Достижение этой цели определяет успешность последующего обучения ребенка в школе. В первую очередь мы развиваем свойства внимания для профилактики дезадоптации ребенка в новых, бесспорно стрессовых обстоятельствах. Чтобы выпустить из дошкольного учреждения ребенка психологически готового к школе необходимо провести батарею упражнений и игр. Основной целью программы хоть и является развитие свойств внимания, она параллельно реализует  развитие мышления, памяти, воображения, словарного запаса и грамотной речи.  

В игре уделяется внимание эмоциональному состоянию детей,  умению выражать свои чувства, развитию коммуникативных навыков.

Занятия по развитию произвольности внимания и других психических процессов

Занятие №1

 Организационный момент.

Приветствие: речёвка.

Цель: благоприятный настрой на работу.

Все встают в круг

«Мы веселые ребята!

Мы ребята-дошколята!

Скоро в школу мы пойдем,

Знать мы будем обо всем!»

Упражнение – разминка: "С веток ягоды снимаю". 

Цель: развивать мелкую моторику, выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения:

«С веток ягоды сниму

И в лукошко положу.
Ягод – полное лукошко!
Ну, попробую немножко.
Я поем еще немного,
Легче будет мне дорога.
Я поем еще малинки,
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать.»

Основная часть.

  1. Игра « Какой игрушки не хватает?».

Перед ре6бенком выкладываются 4 игрушки. Он рассматривает их в течение минуты, затем отворачивается. В это время мы убираем одну из них. Просим повернуться ребенка и задаем  вопрос: « какой игрушки не хватает?».

Цель: развивать зрительную память и объем внимания.

2. Игра « Гимнастика внимания»

Цель: развить произвольность внимания.

Педагог называет части своего тела и показывает их рукой. Детей просят повторять движения. Со временем педагог пытается запутать детей, называя часть тела, но показывая другую.

3. Игра «Не шевелись».

Цель: развитие свойств внимания, регуляция поведения.

Дети танцуют под звуки музыки. Резко обрывается музыка и дети должны замереть. Те, что пошевелились выбывают из игры.

Заключительная часть.

Прощание с детьми

Занятие №2

 Организационный момент.

Приветствие.

Разминка «Зоопарк».

Цель: снятие напряжения, позитивный настрой на предстоящую работу.

Дети выбирают животных, в которых они «превратятся». Все сидят на стульях – это клетка. Каждый ребенок изображает свое животное, остальные пытаются разгадать, кого он изображает. Только после того, как все животные будут угаданы, животные попадут из «клеток» на свободу.

Основная часть.

1. Игра «Тут что-то не так»

Цель: развитие критичного внимания и произвольного мышления.

Детям предлагается послушать рассказ. Их задача – найти в нем «нелепицы».

«Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал.

Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался.  Я подпрыгнул и сорвал его. Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла»

2.Игра «Летает – не летает»

Цель: развивать произвольность внимания

Дети встают в круг, педагог находится в центре. Педагог поочередно бросает ребятам мяч, называя любой предмет. Ребенок думает, может ли этот предмет летать. Если предмет летает, мяч кидается обратно, а если нет,  мяч возвращают ударом об пол воспитателю со словами «не летает».

3. Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания внимание, развитие координации слухового анализатора с двигательным аппаратом.

Дети сидят в кругу. Педагог говорит, что, если он называет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, если называется слово «воздух» - надо руки поднять вверх, а если слово «огонь» - повращать руками, согнутыми в локте.

4. Нарисовать запомнившиеся летающие предметы из игры «Летает – не летает»

Заключительная часть.

Итог занятия:

- чем мы сегодня занимались?

- что вам понравилось больше всего?

Прощание с детьми.

Занятие № 3

Организационный момент.

Приветствие с детьми

Разминка «Теремок».

Цель: объединение и сплочение детей

«На поляне теремок (двумя руками показываем крышу домика)

Дверь закрыта на замок (сомкнули руки в замок)

Из трубы идет дымок (большой палец встречается с каждым пальчиком, образуя колечки)

Вокруг терема забор (растопырили пальцы)

Чтобы не забрался вор (щелчки)

Тук – тук – тук – 2 раза (кулаками по ладони)

Открывайте (широко развели руки в сторону)

Я вам друг! (ладони сомкнули одна поперек другой)»

 Основная часть.

1.Игра «слушай хлопки»

Цель игры: развить свойства внимания, волевую регуляцию собственным поведением, память.

Детям дается инструкция: услышите один хлопок – надо хлопать в ладоши, два хлопка – прыгать как зайчики, три хлопка – поднять руки вверх, четыре хлопка – приседать. Играет музыка, в это время дети танцуют, двигаются, как им хочется. Как только музыка заканчивается, и раздаются хлопки, дети в зависимости от количества хлопков, выполняют конкретное движение.

2. Отгадайте-ка

Цель: развитие внимания и мышления.

Дети отгадывают загадки. Отвечать можно, прослушав загадку до конца.

3.«Поставь пальчик»

Цель игры: развить устойчивость внимания (развитие слухового внимания), развитие скорости реакции.

Детям поочередно предъявляются 15 картинок разных видов транспорта. Дети должны их все назвать. Картинки выкладываются на столе таким образом, чтобы они не касались друг друга. Педагог объясняет правила игры: «Я буду называть картинку. Кто увидит ее, ничего не говорит, а молча, ставит пальчик на эту картинку. За это получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек».

4. Игра «Закончи слово»

Цель: развитие внимания и скорости реакции. Обогащение словарного запаса.

Дети стоят в кругу. Воспитатель поочередно бросает детям мяч и называет первый слог слова. Дети должны закончить слово: ла…, ро…, до…, по…, и т.д.

Заключительная часть.

- чем мы сегодня занимались?

- что запомнилось?

Прощание с детьми

Занятие №4

Организационный момент

1.Приветствие с детьми.

2. Упражнение – разминка «Настроение в цвете».

Цель: развитие воображения, благоприятный настрой на работу в группе.

Детям выдаются краски, карандаши, мелки, фломастеры и предлагается нарисовать свое настроение. После того как работа будет выполнена, обсуждается рисунок каждого, что за эмоция изображена, как себя чувствует ребенок, какие рисунки похожи.

Основная часть.

1.Игра «Прочитайте слоги. Какие слова можно выложить из этих слогов?»

Цель игры: развитие такого свойства внимания как объем, развитие мышления и второй сигнальной системы.

На листе бумаги написаны следующие слоги: на, ра, ша, ба, са, ма, ка, ла, ки. У каждого ребенка на столе карточки с этими слогами. Задается вопрос: «сколько слов, и каких можно составить из этих слогов? Дети выполняют задание, придумывая слова.

2.Игра «Стаканчик».

Цель игры: развить устойчивость внимания.

Дети садятся в круг. Воспитатель передает тарелку, в которой лежит небольшой стакан. Задача – передать следующему нужно так, чтобы не было слышно ни звука. В финале игры обсуждается, кто передал тише всего

3.Игра «Воробышки и великаны».

Цель: развитие свойств внимания, развитие тормозных процессов.

Дети делятся на две команды. Одни - «великаны», другие на «воробышек». Воспитатель подает сигнал «великаны» - гудок, «воробушки» - взлетай. По своему сигналу воробушки и автомобили начинают бегать. Педагог следит, чтобы «воробушки» - во время прятались от «великаны» в домики, чтобы те их не задавили.

4.Игра «Детектив»

Цель: развитие свойств внимания, наблюдательности.

Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и в течение 10 секунд внимательно рассматривают внешность друг друга. По истечении времени, они разворачиваются друг к другу спиной. По очереди каждый ребенок описывает внешность своей пары.

Заключительная часть.

Обсуждение:

Что запомнили из игр?

Что было легко, а что сложно?

Что больше всего понравилось?

Прощаемся с детьми

Занятие №5

Организационный момент.

  1. Приветствие – разминка

Цель: поднять настроение, настроить на работу.

«Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (вытягиваю руки от себя)
И ты мой друг (и снова к себе)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)»

Основная часть.

  1. Игра «Найди такую же форму»

Цель: закрепление знаний о  геометрических фигурах, развитие внимания.

Показывается образец определенной формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал). Предлагается найти в группе крупные предметы аналогичной формы.

  1. Игра «Пары слов».

Цель: развитие мнемических процессов по ассоциациям, слухового восприятия.

Детям нужно запомнить второе слово из пары слов: кошка – молоко, булка – масло, мальчик – молоток, зима – санки, стол – ужин, зубы – щетка, река – мост. Затем проговаривается первое слово из пары, а дети называют второе слово.

3.Узорный диктант.

Цель: развитие слухового внимания

Дети рисуют по клеточкам кораблик по вербальной инструкции воспитателя.

Заключительная часть.

Обсуждение:

Что запомнили из игр?

Что было легко, а что сложно?

Что больше всего понравилось?

Прощаемся с детьми

Занятие №6

Организационный момент.

1. Речевка (см. занятие №1)

Упражнение – разминка «Кто позвал?»

Цель: благоприятный настрой на занятие в группе.

Детей просим встать в круг. Одного ставят в центр круга и завязывают глаза. Преподаватель касается любого из стоящих в кругу, а тот громко называет имя ребенка в центре. Стоящий в кругу должен угадать «Кто назвал его имя?»

Основная часть.

1.Игра «Назови одним словом»

Цель: развитие логического мышления, умения классифицировать объекты и явления по конкретному признаку.

Для проведения игры нужно подготовить карточки с изображением разных предметов. Ребенку демонстрируется карточка и звучит просьба назвать предметы, изображенные на ней одним словом.

3.Физкультминутка

«Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)»

4.Узорный диктант.

Цель: развитие внимания

Дети рисуют по клеточкам кота. Педагог диктует, а дети воспринимают информацию на слух.

Заключительная часть.

Обсуждение:

Что сегодня запомнилось больше всего?

Что было легко, а что сложно?

Что больше всего понравилось?

Прощаемся с детьми

Занятие №7

Организационный момент.

Приветствие с детьми

  Игра «Ветер дует».

Цель: развитие сплоченности детской группы

- ветер дует на того, у кого темные волосы (все у кого темные волосы встают всместе)

- ветер дует на того, кто любит конфеты,

- кто хочет в школу,

- у кого есть старший брат

- у кого есть лучший друг,

- кто быстро бегает и так далее.

Основная часть

1. Игра «Земля, воздух, вода, огонь».

Цель: Развитие внимания и скорости реакции.

Дети садятся в полукруг перед воспитателем. Педагог бросает мяч со словами: «Вода»/«Воздух»/«Земля»/«Огонь». Ребенок бросает мяч обратно, называя животного, который ходит по земле (плавает в воде или летает в небе). При слове «Огонь», ребенок топает ногами.

2. Упражнение «Дорисуй круги до предмета»

Цель: раскрытие творческого потенциала, развитие воображения

В альбомах детей заранее нарисованы 15 кружков, которые необходимо дорисовать так, чтобы получился предмет.

3.Игра «Пишущая машинка ».

Цель: развитие внимания

Каждому играющему приписывается буква алфавита. Затем придумывается слово. По сигналу дети начинают печатать на машинке. Первая буква хлопает в ладоши, затем вторая и так далее. Когда слово напечатано, все ребята топают ногами.

5.Игра «Слоны и мышки».

Цель: развитие внимания и скорости реакции

Детям предлагается по команде «мышки» хлопнуть, по команде «слоны» - топнуть.

Заключительная часть

Обсуждение:

Что сегодня запомнилось больше всего?

Что было легко, а что сложно?

Что больше всего понравилось?

Прощаемся с детьми

Для максимальной продуктивности выработанной программы необходим системный и творческий подход, ответственность  и внимательность от педагога. Эта небольшая программа согласуется с требованиями, выдвигаемыми федеральной программой воспитания и образования Российской Федерации.

Апробация программы будет производиться на основе работы в ДОУ № 60 города Санкт-Петербурга в подготовительной группе. На данный момент, представленный набор игр и упражнений проводился частично. Скорее в качестве профилактики, нежели как коррекция. Далее будет проведена работа в мини-группах детей с несформированностью ключевых свойств внимания. Необходима комплексная совместная работа взрослых с ребенком, для формирования и развития навыков, обеспечивающих успех в школе. Формирование и развитие свойств внимания должно быть в числе первостепенных задач родителя и педагога.

Рекомендации

Поскольку дошкольный возраст является сензетивным для развития всех высших психических функций, внимание, чуткое направление и поддержка ребенка на данном возрастном этапе просто необходимы для гармоничного развития.  Причем серьезная поддержка в развитии психических процессов отводится не только педагогу, но и родителям.  Как мы обозначили, внимание дошкольника тесно связано с речью. Стоит уделить этому аспекту особое внимание. Речь ребенка нужно развивать и обогащать.

 Взрослые должны знать зону ближайшего и актуального развития ребенка. Помогать ему в выполнении задач, для того, чтобы то, что сначала выполняется при помощи взрослого, постепенно перешло в  самостоятельные действия ребенка.

В данной работе мы раскрыли основные свойства внимания, основные методы и приемы развития произвольного внимания в дошкольном возрасте.

Если вы заметили, что ребенок не способен удерживать внимание на нескольких предметах, не может сохранять внимание, не отвлекаясь, если ребенку сложно выделять необходимое в потоке информации, если трудно переключиться с одного вида деятельности на другой или ему трудно сосредоточить внимание по требованию, стоит провести емкую и эффективную работу с развивающими упражнениями.

Конечно, у дошкольников, в том числе и старших, еще преобладает непроизвольное внимание. Но постепенное развитие произвольного внимания, основанного на волевом усилии, поможет ребенку успешно адаптироваться к новым условиям в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предпосылки готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются компоненты, необходимые для полноценной подготовки детей с недоразвитием всех составляющих языковой системы к обучению грамоте....

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Консультация психолога для родителей и педагогов "Готовность к школе. Развитие памяти и внимания"

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Безу...

Предпосылки готовности к школе детей подготовительных групп

Предпосылки готовности к школе детей подготовительных групп...