Статья "Песочная терапия для детей дошкольного возраста"
статья по коррекционной педагогике

Грузинская Наталья Александровна

Сатья предназначена для педагогов, психологов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Использования метода Песочной терапии

приглашает нас в путешествие,

где порой будет не просто, но всегда интересно.

 В. Андреева.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь.

Но, к сожалению, не всегда. В современном мире ребенок сталкивается с множеством проблем: не умение наладить взаимоотношения с другими детьми и взрослыми,  повышенная тревожность, страхи, переживания трудностей, которые связанны с различными семейными  и социальными ситуациями.

В помощь маленькому человеку можно призвать песочную терапию.  Она очень актуальна в современном мире. Мы все больше отдаляемся от природы, забывая свое естественное начало. Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем.

Краткая история методики: она начала применяться в конце 1920 года  психотерапевтами Анной Фрейд, Эриком Эриксоном и другими. В дальнейшем  Карл Густав  Юнг  разработал технику активного воображения , которая считается фундаментом песочной терапии.

В дошкольных учреждениях уже используют влияние, которое оказывает песочная терапия на психическое развитие детей. Хотелось бы в дальнейшем сделать такие занятия традиционными или даже обязательными. Пробуя рисовать песком, дети быстрее осваивают написание букв и цифр, отличают понятия «право», «лево», «день», «ночь», времена года. Поэтому игры с песком может эффективно использовать не только психолог, но и педагоги и родители. Песочная терапия способствует развитию наглядно - образного мышления, восприятия и памяти, тактильной чувствительности и мелкой моторики  рук.

Общие стадии игры с песком выделил Джон Аллан в 1986 году.  Первая стадия  - «Хаос». На этой стадии ребенок отбирает много фигурок, сваливает их в емкость с песком. Фигурки имеют различные размеры, принадлежат к разным категориям, Такое поведение малыши говорит о тревогах, страхах и смятении, которые преобладают в его  жизни. Эта стадия может  продолжаться в течении нескольких занятий.

Вторая стадия  - «Борьба». На этом этапе появляются хорошие и плохие герои, хищные и травоядные животные, земляне и пришельцы, что означает противостояние, конфликты. Стадия может длится довольно долго, но нельзя торопить малыша, предлагая ввести положительный персонаж. Нужно дать возможность ребенку преодолеть внутренний конфликт самостоятельно, в необходимом ему темпе. О завершении стадии можно судить по заключенным «мирным договорам». 

Третья стадия – «Исход». Эта стадия означает гармонию и равновесие.

Педагогам и родителям можно предложить множество игр и упражнений , какие как:

  1.  На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие  упражнения развивают мелкую моторику, учат давать характеристику своим ощущениям.
  2. Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
  3. Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию. и др.

Примеры проективных игр:

  1. «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.
  2. «Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.

3.«Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым.

 Также Песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний. Детям трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где же малышу справиться с этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляются тики, заикание, энурез, агрессивное поведение. Психологи  называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии – подобное лечится подобным. В таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют. Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять. Благодаря проигрыванию внутренних переживаний  в играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку. Взрослые, наблюдая за поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать.

Но и как у всех методик, к сожалению, песочная терапия имеет некоторые противопоказания:  это дети, у которых обнаружены аллергические реакции на пыль и мелкие частицы, а также легочные и кожные заболевания.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста не для того, чтобы изменить или переделать ребенка, она дает возможность быть самим собой.

Подобные игры – это символический язык для самовыражения. Манипуляции с игрушками помогают ребенку выразить отношение к себе и другим людям, происходящим событиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт - терапия для детей дошкольного возраста

В нашем детском саду большое внимание уделяют творческому развитию детей и взрослых. В качестве одной из приоритетных задач деятельности детского сада является содействие развитию творческого во...

Статья по теме " Арт- терапия для детей дошкольного возраста"

Статья для воспитателей и родителей о использовании арт- терапии  при работе с детьми....

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотвор...

Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"...

Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессозна...

Методическая разработка занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бе...

Значение и роль песочной и сказочной арт-терапии для детей дошкольного возраста

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р...